Дополнительная программа естественнонаучной направленности «Я — исследователь» (для детей 9–11 лет)

3
0
Материал опубликован 30 March 2018

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа естественнонаучной  направленности 

«Я - исследователь»

 

Возраст обучающихся: 9 - 11 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Автор-составитель                                                                                                    Шаймарданова Эльвира Ринатовна                                           педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере и одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

         Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.  Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я – исследователь» – модифицированная, естественнонаучной  направленности. Она опирается на  методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

        Ценность программы заключается в том, что обучающиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Актуальность программы основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие дополнительного образовавния с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

       Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

        Педагогическая целесообразность. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. 

         Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

Обучающие: обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований, формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

Развивающие: формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные, творческие потребности и способности, креативность.

Воспитательные: воспитывать ребенка как творческую личность, ценящую в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение.

         Возраст обучающихся: 9 - 11 лет, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей   обучающихся.

         Объем программы: 288 часов.

         Срок реализации: 2 года.

         Режим занятий:

-  1 год обучения - 144 часа в год,  занятия  проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

-  2 год обучения - 144 часа в год, занятия  проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

              

II.                УЧЕБНЫЙ ПЛАН

        1-й год обучения, 144 ч.

 

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

Введение.

2

1

1

 

2.      2.

Что такое исследование? Что можно исследовать?

4

1

3

опрос

3.      3.

Как выбрать тему исследования?

Как задавать вопросы?

4

2

2

беседа

4.      4.

Тема, предмет, объект исследования.

Цели и задачи исследования.

4

2

2

беседа

5.      5

Что такое гипотеза? Учимся выделять гипотезы.

2

1

1

опрос

6.      6

Организация исследования. Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

8

2

6

беседа

7.      7

 Эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

8

3

5

тест

8.      8

Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных.

6

2

4

беседа

9.      9

Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение.

6

3

3

опрос

10

 Проект.  Научные исследования и наша жизнь.

4

2

2

беседа

11

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

6

2

4

беседа

12

Какими могут быть  проекты?

8

4

4

беседа

13

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

8

4

4

опрос

14

Планирование работы.

8

4

4

опрос

15

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

10

4

6

тест

16

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

6

2

4

тест

17

Работа по составлению списка литературы. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

4

2

2

беседа

18

Анализ прочитанной литературы.

4

2

2

беседа

19

Исследование объектов.

8

3

5

опрос

20

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

6

2

4

тест

21

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

6

3

3

тест

22

Как сделать сообщение о результатах исследования

4

2

2

опрос

23

Оформление работы.

6

2

4

беседа

24

Работа на компьютере. Оформление презентации.

6

2

4

тест

25

Мини конференция по итогам собственных исследований

2

-

2

беседа

26

Анализ исследовательской деятельности.

2

-

2

беседа

27

Итоговое занятие

2

-

2

тест

Итого

144

55

89

 

 

 

III.             СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

(первого года обучения)

Вводное занятие.

Теория: Введение в  программу. Знакомство с детьми. Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения в объединении, во время занятий,  режим занятий, игры на знакомство.  Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.

Практика: Игра на знакомство. Инструктаж по ТБ.

Тема 1. Что такое исследование? Что можно исследовать?

Теория: Исследование, выбор направления исследования. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Практика: Задания на развитие  аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Тема 2. Как выбрать тему исследования? Как задавать вопросы?

Теория: Понятие «тема исследования». Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

Практика: Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 3. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования.

Теория: Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Практика: Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования.

Тема 4. Выдвижение  гипотезы.

Теория: Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практика: Построение гипотезы.  «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?», «Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей» и др. Тема 5. Организация исследования. Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем.

Теория: Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практика: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.), «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника».

Тема 6. Эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Теория: Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Проведение эксперимента на моделях.

Практика: Практическая работа. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 7.Сбор материала для исследования.  Обобщение полученных данных .

Теория: Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практика: Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности».

Тема 8.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.

Теория: Составление плана подготовки к защите проекта.  Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Практика:  Подготовка сообщения по выбранной теме. Составление рассказов по заданному алгоритму.

Тема 9. Проект. Научные исследования и наша жизнь.

Теория: Что такое проект, чем проект отличается от исследования. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.

Практика: Подготовка проекта. Отличие проекта от исследования.

Тема 10. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Теория: Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Практика: Памятка «Как выбрать тему».

Тема 11. Какими могут быть  проекты?

Теория: Знакомство с видами проектов.

Практика: Изучение различных видов проекта.

Тема 12. Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Теория: Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Практика: Определение цели, задач по выбранной теме.

Тема 13 . Планирование работы.

Теория: Составление плана работы над проектом.

Практика: Игра «По местам».

Тема 14.Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Теория: Познакомить с методами и предметами исследования. Эксперимент как форма познания мира.

Практика: Определить предмет исследования в своём проекте.

Тема 15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Теория: Составление анкет, опросов.

Практика: Проведение интервью в паре.

Тема 16. Список литературы. Отбор и составление списка литературы по теме исследования .

Теория: Работа по составлению списка литературы. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Практика: Составление списка литературы.

Тема 17.  Анализ прочитанной литературы.

Теория: Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Требования к оформлению списка литературы.

Практика: Оформление списка  литературы по требованиям.

Тема 18. Исследование объектов.

Теория:  Исследование объектов

Практика: Практическое задание, направленное на исследование объектов в проектах обучающихся.

Тема 19. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Теория: Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»

Практика: Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 20. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Теория: Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Практика: Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 21. Как сделать сообщение о результатах исследования.

Теория: Составление плана работы. Требования к сообщению.

Практика: Составление плана работы.

Тема 22. Оформление работы.

Теория: Оформление работы

Практика: Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 23. Работа на компьютере. Оформление презентации.

Теория: Работа на компьютере – создание презентации.

Практика: Оформление презентации.

Тема 24. Мини конференция по итогам собственных исследований.

Практика: Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 25. Анализ исследовательской деятельности.

Теория: Анализ своей проектной деятельности.

Тема 26. Итоговое занятие.

Подведение итогов занятия за год.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- что такое исследование;

– иметь представление об исследовательском обучении,

-  как  собирать и обрабатывать информацию

-  как составлять доклад;

– как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– что такое гипотеза;

- что такое эксперимент;

Обучающиеся должны уметь:

-  видеть проблему

-  выдвигать гипотезы,

- планировать ход исследования,

-  давать определения понятиям, работать с текстом,

-  делать выводы;

– работать самостоятельно;

– владеть планированием;

-  ставить эксперименты;

- проводить наблюдения;

- публично выступать

IV.              МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

первого года обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

- индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой - организация работы в группах;

- индивидуальный- индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

и другие.

Методы и приемы: беседы, наблюдения, игры-практикумы, проблемные ситуации, конкурсы, викторины, коллективно-творческие дела, исследовательская деятельность.

 

№ п.п

Тема занятий или раздела

Форма организации учебной деятельности.

Приемы, методы организации у/в процесса. Дидактический материал. Техническое оснащение.

Формы подведения итогов.

1.

Введение

Индивидуальная работа

Беседа. Рассказ.

 

Инструктаж по ТБ.

2.

Что такое исследование? Что можно исследовать?

Индивидуальная работа.

Рассказ, беседа, обсуждение.

Игра.

3.

Как выбрать тему исследования? Как задавать вопросы?

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

 

Игра

4.

Тема, предмет, объект исследования.

Цели и задачи исследования.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ. Демонстрация наглядных пособий.

Игра. Практическая работа.

5.

Что такое гипотеза? Учимся выделять гипотезы.

индивидуальная работа. Практическая работа.

Беседа. Рассказ. Демонстрация наглядных пособий.

Практические задания

6.

Организация исследования. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

 Групповая, индивидуальная работа.

Беседа. Рассказ. Демонстрация наглядных пособий.

Экскурсия.

7.

 Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Индивидуальная работа

Беседа, рассказ.

Практическая работа. Эксперимент «Вообразилия».

8

Сбор материала для исследования.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Обобщение полученных данных.

9

Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Сообщение

10

Проект? Проект!  Научные исследования и наша жизнь.

Групповая, индивидуальная работа.

Беседа. Рассказ.

-

11

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Тема исследования

12

Какими могут быть  проекты?

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

-

13

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

-

14

Планирование работы.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

-

15.

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Групповая, индивидуальная работа.

Беседа. Рассказ.

тест

16.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Соц.опрос

17.

Работа по составлению списка литературы. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Список литературы

18.

Анализ прочитанной литературы.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Список литературы

19.

Исследование объектов.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

-

20.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Групповая, индивидуальная работа.

Беседа. Рассказ.

-

21.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

-

22.

Как сделать сообщение о результатах исследования

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

-

23.

Оформление работы.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Оформленная работа

24.

Работа на компьютере. Оформление презентации.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Презентация

26.

Мини конференция по итогам собственных исследований

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Выступление на мини-конференции

27

Анализ исследовательской деятельности.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

тест

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2- год обучения, 144 ч.

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

 

Введение

2

1

1

беседа

1.

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской и проектной работе. Культура мышления.

6

2

4

опрос

2.

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

12

4

8

беседа

3.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

18

8

10

опрос

4.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

16

6

10

беседа

5.

Предмет и объект исследования.

12

4

8

опрос

6.

Ознакомление  с литературой по данной проблематике, анализ материала.

14

6

8

тест

7.

Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

14

6

8

тест

8.

Правильное мышление и логика.

12

4

8

опрос

9.

Что такое парадоксы

8

2

6

тест

10.

Обработка и анализ всех полученных данных.

10

4

6

опрос

11.

Работа на компьютере. Оформление презентации.

10

-

10

беседа

12.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

8

2

6

опрос

13.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

2

1

1

тест

 

Итого

144

50

94

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

(второго года обучения)

Вводное занятие.

Теория: Введение в общеразвивающую программу. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика: Правила поведения в объединении, во время занятий,  режим занятий, игры на знакомство.  Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.

Тема 1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской и проектной работе. Культура мышления.

Теория: Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Практика: Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема 2 . Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Теория: Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему.

Практика: Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».

Тема 3.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Теория: Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Практика: Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».

Тема 4. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Теория: Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Практика: Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».

Тема 5. Предмет и объект исследования.

Теория: Предмет и объект исследования.

Практика: Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 6. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

Теория: Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Практика: Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга».

Тема 7.  Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования. Наблюдение и  наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

Теория: Наблюдение и экспериментирование.

Практика: Эксперимент с микроскопом, лупой. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Работа над проектом. 

Тема 8.  Правильное мышление и логика.

Теория: Мышление. Логика. Задания на развитие мышления и логики.

Практика: Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга» .

Тема 9.   Обработка и анализ всех полученных данных.

Теория: Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Практика: Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга» .

Тема 10.  Что такое парадоксы.

Теория: Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Практика: Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга».

Тема 11.  Работа на компьютере. Оформление презентации.

Теория: Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок.

Практика: Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 12.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

Теория: Публичное выступление. Защита проекта.

Практика: Составление плана выступления.

Тема 13.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

Подведение итогов работы за год. Анализ исследовательской и проектной деятельности. Выводы.

Планируемые результаты.

Обучающиеся  должны знать:

- что такое исследование;

– иметь представление об исследовательском обучении,

- как  собирать и обрабатывать информацию

- как составлять доклад;

–как выбрать тему исследования, структуру исследования;

–что такое проект, виды проектов;

- что такое гипотеза;

- что такое эксперимент;

- что такое парадоксы.

Обучающиеся должны уметь:

-  видеть проблему

-  выдвигать гипотезы,

- планировать ход исследования,

-  давать определения понятиям, работать с текстом,

-  делать выводы;

– работать самостоятельно;

 – владеть планированием;

 -  ставить эксперименты;

 - проводить наблюдения;

 - публично выступать;

 - выполнять поделки в технике квиллинга, айрисфолдинга;

- нарезать полоски для квиллинга;

- создавать схемы для выполнения поделок.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

второго года обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

- индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой - организация работы в группах;

- индивидуальный- индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

и другие.

Методы и приемы: беседы, наблюдения, игры-практикумы, проблемные ситуации, конкурсы, викторины, коллективно-творческие дела, исследовательская деятельность.

 

№ п.п

Тема занятий или раздела

Форма организации учебной деятельности.

Приемы, методы организации у/в процесса. Дидактический материал. Техническое оснащение.

Формы подведения итогов.

1.

Введение

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Тест

2

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской и проектной работе. Культура мышления.

Индивидуальная  работа. Практическая работа

 

Беседа. Рассказ.

Тест

3.

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Учебно-исследовательская работа

4.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Учебно -исследовательская работа

5.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

-

6.

Предмет и объект исследования.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

-

7.

Ознакомление  с литературой по данной проблематике, анализ материала.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

 

Тест

8.

Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования. Наблюдение наблюдательность.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Подготовка материала

Тест

9.

Правильное мышление и логика.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Проект

10.

Что такое парадоксы

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

 

Проект

11.

Обработка и анализ всех полученных данных.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Проект

12.

Работа на компьютере. Оформление презентации.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Компьютер

Презентация

13.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Выступление

14.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

Индивидуальная  работа.

Беседа. Рассказ.

Тест

 

Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимо:

- компьютер,

- цифровой фотоаппарат;

- разработки игр, бесед, конкурсов;

- линейка;

- линейка с окружностями,

- зубочистки,

- белая офисная бумага,

- двусторонняя цветная бумага,

- белый и цветной картон,

- ножницы,

- гофрированная бумага,

- клей,

- методическая литература,

- ресурсы Интернета.

 

 

 

 

 

V. СПИСОК ПРОГРАММЫ.

1. Нормативно-правовые документы:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2012.

3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»  - М., 2012  (Редакция от 13.07.2015 N 238-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

4. Республиканский Закон «Об образовании в РБ». – Уфа, 2013 (№696-з от 1.07.2013 года, ред. от 01.07.2015)

5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р)

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008.

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. п. 09-3242.

8. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 года  № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

12. Целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан на 2012- 2017 гг.».

13. Устав МАУ ДО Дворец творчества.

2. Основной список:

1.Ахмерова С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: монография.  – М.: Арсенал образования, 2011. – 159 с.

2.Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 44с.

3.Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. наследие России, 2012. - 608 с.

4.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2014. - 465 с.

5.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.  - М.: Народное образование, 2012.  - 856 с.

6.Сластенин В.А. И др. Общая педагогики. в 2 частях. – М: Академия, 2013. – 571 с.

7.Харламов И.Ф. Педагогика.  - М.: Юристъ-Гардарика, 2012.  - 519 с.

3.Дополнительный список:

1.      Быстрицкая А. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва, 2011.

2.      Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. Москва «Просвещение»,2011.

3.      Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

4.      Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва, 2012.

5.      Ковалько В.И. «Здоровье - сберегающие технологии в начальной школе» М.:ВАКО, 2004

6.      К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений / авт.-сост. В.Ф.Феоктистова, Л.В. Плиева – Волгоград: Учитель, 2010. – 154 с.

7.      Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2011 г.

8.      Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004

9.      Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение,2011.

10.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

11.  Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие (+ CD-ROM) Составитель Е. Галанжина. Издательство: Планета, 2013 год.

4. Интернет – ресурсы:

1.      http://ped-kopilka.ru/ - Учебно – методический кабинет

2.      http://festival.1september.ru/- Открытый урок  Первое  сентября

3.      http://standart.edu.ru/ -  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.  Степанова

4.      http://pedsovet.org - Педсовет

5.      https://infourok.ru- Проект Инфоурок

6.      http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola - Социальная сеть работников образования

7.      http://pedsovet.su/- Сообщество взаимопомощи учителей

8.      https://open-lesson.net – Сайт для учителей и воспитателей

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации