Лабораторный практикум по физике в 11 классе «Решение экспериментальных задач»
Т/у: Решение экспериментальных задач Помни, что неиспользованные знания моментально исчезают и из памяти, ибо человек – самая совершенная машина забывания; Все, что могут другие, могу и я
Человеческое мышление Мыслители Художники Познай себя
Период математического маятника Период пружинного маятника Период электромагнитных колебаний
1. Математическим маятником называют тело небольших размеров, подвешенное на тонкой нерастяжимой нити, масса которой пренебрежимо мала по сравнению с массой тела. φ – угловое отклонение маятника от положения равновесия
При горизонтальном расположении системы пружина–груз сила тяжести, приложенная к грузу, компенсируется силой реакции опоры. Если же груз подвешен на пружине, то сила тяжести направлена по линии движения груза. 2. Груз некоторой массы m, прикрепленный к пружине жесткости k, второй конец которой закреплен неподвижно, составляют систему, способную совершать в отсутствие трения свободные гармонические колебания. Груз на пружине называют линейным гармоническим осциллятором.
3. Любое тело, насаженное на горизонтальную ось вращения, способно совершать в поле тяготения свободные колебания и, следовательно, также является маятником. Такой маятник принято называть физическим. Он отличается от математического только распределением масс. В положении устойчивого равновесия центр масс C физического маятника находится ниже оси вращения О на вертикали, проходящей через ось. Здесь d – расстояние между осью вращения и центром масс C.
4. Крутильный маятник широко используется в механических часах. Его называют балансиром. В балансире момент упругих сил создается с помощью спиралевидной пружинки.
Задача 1: Как изменится период вертикальных колебаний груза, висящего на двух одинаковых пружинах, если их последовательное соединение заменить параллельным? Задача 2: Изготовить математический маятник, колебания которого соответствовали закону х=0,1cos1,1πt Приборы и материалы: груз, линейка, нить, секундомер
Экспериментальные задачи Задача 1: Определить площадь стола. Приборы и материалы: груз, нитки, секундомер, штатив. Задача 2: Изменить длину маятника так, чтобы частота его колебаний увеличилась в 2 раза. Приборы и материалы: математический маятник ( длина нити 0,8 м), груз, секундомер, линейка. Задача 3: Сделать секундный математический маятник. Приборы и материалы: груз, нитки, линейка, штатив.
Цель нашего эксперимента состояла в том, чтобы … Для этого нам понадобилось такое оборудование: … В соответствии с выдвинутой гипотезой нами были предприняты следующие действия … На основе предпринятых действий нами были получены следующие результаты: Полученные результаты позволили нам сделать следующий вывод: …
Задача 4:Определить коэффициент жесткости резины. Приборы и материалы: Отрезок резины длиной 0,3 м, груз массой 100 г, секундомер, штатив. Домашняя экспериментальная задача
«Если хочешь оставаться на месте – надо бежать со всех ног; если хочешь продвигаться вперед – надо бежать в два раза быстрее»