Learning Apps: использование сервиса в урочной и внеурочной деятельности учителя начальных классов (из опыта работы)
Learning Apps: использование сервиса в урочной и внеурочной деятельности учителя начальных классов (из опыта работы)
Автор:
Чаликова Любовь Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ Лицей №9, Волгоград
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но безынициативен, ко всему относится спустя рукава. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» - говорил Василий Андреевич Сухомлинский. Мотивация - одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию учащегося “Не хочу!”
Я считаю, что повысить мотивацию школьников, можно при помощи разумного использования электронных образовательных ресурсов. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг.
В прошлом учебном году я познакомилась с новым сервисом LearningApps.org, позволяющим составлять познавательные задания для уроков и внеурочной деятельности.
На мой взгляд, LearningApps.org как нельзя лучше соответствует этим понятиям. Учащиеся активно включаются в предлагаемую деятельность, с азартом решают задания по предметной тематике. В приложении есть широкий выбор игровых и занимательных упражнений. Приложение помогает мне обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников, создает условия для поддержки интеллектуальных и творческих способностей детей. Формирует у учащихся научный тип мышления.
На сервисе LearningApps.org представлена большая коллекция готовых упражнений, сортированных по категориям, по темам, по ступеням обучения. Интерактивные упражнения как широкий комплекс методических приёмов сочетают в себе наглядность, практическое развитие навыков работы за компьютером, диалог учителя и учащегося в процессе обучения.
Каждому учителю всегда хочется сделать что-то самому, создать свои собственные работы или организовать образовательную деятельность с использованием ЭОР. Для этого LearningApps.org позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля.
В своей работе я использую следующие виды учебно-воспитательного процесса с использованием сервиса LearningApps.org:
урочная деятельность;
дистанционное обучение http://do-liseum9.ru/, курс «Математика. Учимся решать текстовые задачи»;
внеурочная деятельность в рамках работы учащихся с Сервером LearningApps.org
В соответствии с темами и целями уроков, я выбираю наиболее интересные упражнения, учащиеся тренируются и проверяют свои знания в игровой форме. Правильность выполнения заданий проверяется мгновенно, в онлайн - режиме. Поскольку интерактивные упражнения воздействуют на органы чувств и обеспечивают более полное представление образа или понятия, это позволяет встроить их в любой этап учебного занятия. Наряду с этим интерактивные упражнения позволяют рационально использовать время на уроках, что очень важно при небольшом количестве часов учебного плана.
Так, например, при проведении урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» в 4 классе были использованы готовые электронные ресурсы:
на этапе актуализации опорных знаний с целью повторения и закрепления об изменении имен прилагательных по падежам использован электронный тест «Определение падежа имен прилагательных» https://learningapps.org/display?v=pc06y1umt01
на этапе закрепления изученного материала по теме использован электронный тест «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» https://learningapps.org/display?v=p0qomo6ea01
При проведении урока математики по теме «Повторение. Задачи на движение. Самостоятельная работа» на этапе проведения самостоятельной работы с целью проверки умения учащимися решения задач на встречное движение мною был использован авторский электронный ресурс https://learningapps.org/display?v=ppfachk4316
При проведении урока окружающего мира по теме «По морским просторам» в 4 классе на этапе закрепления изученного материала был использован готовый электронный ресурс «Моря, озера и реки России» https://learningapps.org/display?v=pojmvrnzj16
LearningApps.org предназначен также и для разработки собственных интерактивных пособий. Для создания своих упражнений используются кроссворды, пазлы, тестовые задания, викторины, таблицы, дидактические игры, классификации, видео-файлы, это позволяет наиболее полно реализовать принцип наглядности. Широко используется текст, звук, видео, анимация, вовлекая разные каналы восприятия информации учащихся. Познакомившись с возможностями сервиса, я стала разрабатывать и применять на уроках собственные учебно-методические пособия. Использование интерактивных упражнений на учебных занятиях не только помогло мне заинтересовать учащихся в изучаемом материале, создать более продуктивную атмосферу, но и повысить качество обучения.
Применение интерактивных упражнений LearningApps.org в образовательном процессе создает благоприятные условия для формирования устойчивой мотивации к обучению, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Ещё одним плюсом использования интерактивных упражнений является возможность сформировать необходимые навыки использования современных компьютерных технологий, воспитывать информационную культуру учащихся, а в целом - шагать в ногу со временем.
Задания, созданные в LearningApps.org я продуктивно использую при организации дистанционного обучения на виртуальном образовательном портале муниципального образовательного учреждения «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы РФ А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда» do-liseum9.ru/. Для формирования умений учащихся я использую электронные ресурсы как уже готовые, так и созданные самостоятельно.
Так, например, при изучении темы 10 «Задачи на движение» с целью закрепления пройденного материала дети работают с электронными ресурсами:
Пазлы «Соотнеси единицы измерения с обозначением V, t, S» Гиперссылка https://learningapps.org/376128
Таблица соответствий «Прочитай условие задачи и заполни таблицу» Гиперссылка https://learningapps.org/841653
Посмотри отрывок из мультфильма и помоги мальчику решить задачу на движение Гиперссылка https://learningapps.org/397276
Таблица соответствий «Составь задачи на движение про: бегуна, пловца, туриста» Гиперссылка https://learningapps.org/1992332
Тест на выбор ответа «Выбери правильный ответ» Гиперссылка https://learningapps.org/1249737
Скачки (онлайн игра) «Реши задачу и выбери ответ» Гиперссылка
Викторина со вводом текста «Реши задачу и запиши ответ» Гиперссылка https://learningapps.org/2719862
Найти пару и соответствие «Тренируемся в решении простых задач» Гиперссылка https://learningapps.org/2791201
Инструментарий LearningApps.org позволил мне создавать учебный класс, пригласив своих учеников по гиперссылке. В учебном классе работают 32 ученика.
Для класса созданы наборы учебных элементов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру как готовые упражнения, так и созданные мною самостоятельно. Также имеются задания по внеурочной деятельности (ПДД, ОБЖ и др.)
Ученики выполняют задания, а в конце работы видят результат. Я отслеживаю успешность выполненных учениками упражнений, получаю объективный результат уровня усвоения материала, своевременно его корректирую.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование сервиса LearningApps.org помогает мне привлекать пассивных учеников к активной деятельности, активизировать познавательный интерес учащихся, реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении, активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Ученики моего класса умеют самостоятельно создавать учебные электронные упражнения, которые размещаются в общем наборе элементов класса (более 30 упражнений). Они с удовольствием изучают сервис и с помощью интерактивных упражнений развивают память, мышление. Ребята стремятся узнать больше и поделиться своими знаниями с одноклассниками.
В заключении хочется сказать, что LearningApps.org предоставляет возможность расширить образовательное пространство младших школьников. В результате наблюдений, бесед с детьми и их родителями было выявлено, что детям очень нравится работать дома и в лицее с предложенным ресурсом, им это интересно. Значит, растет мотивация учебной деятельности и, как следствие, растет уровень качества знаний учащихся класса.
В работе использованы:
1. Страницы сервиса LearningApps.org (главная страница, новое упражнение, страницы аккаунта: Любовь Чаликова, упражнения, созданные Любовь Чаликова, мои приложения, мои классы, приложения, созданные моими учениками)
2. Страницы дистанционного курса «Математика. Учимся решать текстовые задачи». http://do-liseum9.ru/course/view.php?id=7 do-liseum9.ru/