12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лаврененко Ольга Александровна20
Россия, Волгоградская обл., Михайловский район с.Сидоры
5

«Легко ли быть аутсайдером?» Проблемы подростков в современной детской литературе ( по повести Тамары Михеевой «Не предавай меня!»)

Конспект урока литературы в 9 классе

по повести Т.Михеевой «Не предавай меня»


презентация к уроку «Легко ли быть аутсайдером?»
PPT / 1.07 Мб

Тема урока: «Легко ли быть аутсайдером?» Проблемы подростков в современной детской литературе ( по повести Тамары Михеевой

«Не предавай меня!»)

Цель урока: создание условий для личностного развития и воспитания через прочтение и осмысление повести, формирования у школьников нравственных ценностей посредством чтения

Задачи урока:

Образовательные:

способствовать постижению учащимися современной детской литературы,

формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

развивать овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного

Развивающие:

развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, развивать умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы


Воспитательные:

воспитывать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

пропагандировать культуру чтения

формировать интерес к современной детской литературе

воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержание прочитанного произведения


Форма урока: Урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений

Ход урока

Орг. момент.

Сегодня необычный урок литературы. У нас много гостей. Что вы сейчас чувствуете? Я, например, немного волнуюсь. А ты……?

Посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь. Рядом- одноклассники, друзья. Мы в своем кабинете. А значит у нас все получится!

2. Мотивация учебной деятельности

Показ иллюстрации

Учитель:

Рассмотрите внимательно изображение. Опишите свои впечатления.

Учащиеся:

Одиночество, безысходность, Обида, досада, опустошенность, ощущение несправедливости и т.п.


Учитель:

Да так бывает в жизни. Вы самостоятельно прочитали повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!». Кто из героев испытал эти чувства?

Учащиеся: Юлька Озаренок- главная героиня, восьмиклассница.

Учитель:

Сейчас модно давать оценку, комментарий увиденному, услышанному, прочитанному. Поделитесь своим впечатлением о произведении одним предложением.

Ответы:

Хотелось отложить в сторону телефон и взять в руки книгу.

Хотелось поддержать Юлю.

Очень переживал за героиню.

Читал на одном дыхании, не отрываясь.

Увидел «знакомых».

Задумался о своих поступках.

А смог бы я выдержать то, что выдержала Юлька?!

Учитель:

Что можно считать завязкой( табличка на доске) в этом произведении?

Учащиеся:

Главная героиня Юля Озарёнок случайно услышала обрывок разговора классной руководительницы и школьного психолога. Она- аутсайдер!

Учитель:

Кто такой аутсайдер?

Ученик: Слово многозначное

Аутсайдер- это спортивная команда (или спортсмен), занявшая одно из последних мест и выбывшая изчисла основных участниковАутсайдеры розыгрыша кубка чемпионов.

Аутсайдер – это брокерне являющийся членом биржино имеющий разрешение на работу в торговом зале при соблюдении установленных правил биржевой  работы.

АУТСАЙДЕР — [англ. outsider] – член группы, который имеет взгляды и модели поведения, отклоняющиеся от принятых групповых норм, в силу чего он оказывается исключённым из нормального хода межгрупповых взаимодействий)

-В тексте данное слово употребляется в последнем значении.

3.Формулировка проблемы

Учитель:

Какая проблема, поднятая автором, связана с понятием «аутсайдер»?

(- Легко ли быть аутсайдером?)

Учитель:

Это и будет темой нашего урока (запись в тетрадь, доска)

4. Постановка учебных задач


- Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо поставить учебные задачи.

( заканчивают начатые учителем предложения: )

Сегодня нам необходимо:

З – знать (текст повести Т.В.Михеевой «Не предавай меня»)

У – уметь (анализировать произведения; раскрывать главные черты характеров героев, оценивать их поступки)

Н – мы будем учиться -последовательно и логично высказывать свои мысли; подбирать аргументы

Учитель:

Перед тем как обсудить проблему, познакомимся с автором. …… подготовил сообщение о творчестве Тамары Михеевой.

Вступительное слово о Т.В.Михеевой Презентация «Т.Михеева и её книги» (заранее подготовленный ученик)


Учитель: Спасибо. Если вы заинтересовались творчеством Тамары Михеевой, можете продолжить знакомство с ее книгами. Потому что в современной подростковой литературе главными героями являются ваши ровесники, а все поднимаемые проблемы близки вам. Обратите внимание на постановку ударения при произношении слова ПОДРОСТКОВАЯ. Это орфоэпическая норма.


5. Работа над текстом повести

- А мы должны найти ответ на поставленный вопрос: Легко ли быть аутсайдером? Давайте разберемся с ситуацией: кто окружает главную героиню, чем увлекается Юля, что о ней говорят другие.

(класс делится на несколько групп, группы выполняют три вида заданий, после выполнения группы представляют свои мини-проекты с обсуждением в классе)

Учитель


1) Группа (используется метод интеллект-карт, дети заполняют карту на формате А3, используют разные цвета и рисуют символы, схема карты может быть показана на доске)




школа



класс




t1610956477aa.gift1610956477ab.gif

t1610956477ac.gif

t1610956477ad.gift1610956477ae.gif

t1610956477af.gif


t1610956477ag.gif


одноклассники

t1610956477ah.gif



t1610956477ai.gif


t1610956477aj.gift1610956477ak.gif



(школа: многопрофильная гимназия №128 плохих учеников не держит, дети начальников, людей полезных)

(класс: недружный, подобранный, сильный в параллели( уступают «А» и «В» из- за Ганеева -двоечник ,подрабатывает после школы: 3 года назад отец погиб в автокатастрофе, в семье он и еще трое маленьких детей)

(одноклассники: отвергнутые, несчастные, никуда не ездят, не ходят в походы, бойкие, могут объявить бойкот, мальчики и девочки не общаются, не называют друг друга по именам и т.п.)

Учитель:

Как живется детям в классе? Как они себя чувствуют среди одноклассников?

Ученики:

Неуютно, некомфортно, тревожно.

2) Группа Портретная викторина «Узнай героя» (Ученики заполняют таблицу, дописывая героев повести самостоятельно )



Сведения о герое повести


Имя героя

Училась в школе олимпийского резерва



Некрасивая, неловкая, неуклюжая, высоченная, рыжая, учителя ее не любили



Высокий лоб, темные брови, прямой крупный нос, родинка на щеке, когда улыбался – на щеке появлялась ямочка



Участвовала во всех праздниках, девочки делятся с ней секретами, спрашивают, советуются, есть сестра Настя



Сумрачный, страшненький, двоечник. Ресницы длинные, будто накрашенные.



Анюта называла ее бесчувственной деревяшкой и амебой. Она умела нравиться людям, бесспорный лидер, «звезда»




( Варя, Анюта, Артем Листовский, Юля Озаренок, Ганеев, Алиса Лаппа)

Кто из одноклассников не представлен в портретах? (Володя Иванов- друг Артема, хороший человек; Светка Марфушкина- подпевала Лапочки; Самойлова- оторва, как и мать ее, все можно ожидать, даже предательства меньше народу, больше кислороду; Тарас Сега- спортсмен, тайно влюблен в Юлю; Демины Миша и Леша- братья- близнецы; Максик Гуревич -влюблен в Юлю, подтрунивает над ней: Юлидзе, ВайЮля )

С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему?

С кем – не хотели бы? Почему?


3) Группа заполняет таблицу о Юле





Юля

Любит, умеет, делает


Что о ней думают взрослые









ответы

Помогает в библиотеке

Любит петь, не тихоня, участвует со второго класса в репетициях хора, во всех праздниках, придумывает, у нее друзей- море, все девчонки с ней секретами делятся, на радио вела передачу «Книжная полка», любит рисовать, ведет личный дневник; не была спортсменкой, но спартакиаду любила: можно было поболеть за своих, надрывая горло, почувствовать, что все вместе, заодно

Классный руководитель – воспитана, вежлива, хорошо учится, много читает, имеет собственное мнение , такая девочка славная

Библиотекарь Оксана Сергеевна – умница, солнце, солнышко

Мама – боялась, чтобы Юля не выросла высокомерной, будет зазнаваться, учила решать проблемы самостоятельно, не знала, что у Юли проблемы с одноклассниками



Учитель:

Что мы узнали о Юле? (о семье: история мамы; вывод- Юля не аутсайдер! Мучает вопрос- почему оказалась в черном списке)

Учитель:

-Что Юля делает, чтобы ответить на вопрос: почему она в аутсайдерах? (она вспоминает эпизоды из прошлого)

-Автор использует особый композиционный прием- ретроспекцию (табличка на доске) ?

Ретроспекция - (от лат. retro - обратно, назад и spectare - смотреть, созерцать) - художественный прием; обзор событий прошлого, обращение к прошлому персонажей. При изображении героя ретроспекция осуществляется в форме воспоминаний. Основные функции ретроспекции: сообщение о прошлой истории персонажей, оценка, ключи к пониманию персонажей или их мотивации, усиление драмы в настоящем.

Вспомним эпизоды

6. Беседа с элементами пересказа


- О чем вспоминает Юля? Как характеризуют ее эти эпизоды?(пересказывают заранее подготовленные ученики)

Юля вспоминает случай……

Глава 4 (6 лет назад: хор, лагерь, взаимоотношения с Листовским, букетик полевого клевера, полный медового запаха и росы);

Глава3 (месяц назад- спартакиада)

- Что предпринимает классный руководитель по сплочению коллектива?

глава 8 (поход, поцелуй в овраге, отношение мальчиков к Юле)

глава 10-12 (записка от Листовского с признанием в любви)


Учитель: В таком возрасте трудно признаться в любви, поэтому герои пишут записки. Доверяют свои мысли, переживания бумаге. Поэтому Юля ведет дневник. Дневник (табличка на доске)- это один из приемов создания образа, который используют писатели.

- Кто еще ведет дневник и почему? (мама)


-Именно дневник сыграл главную роль в кульминации повести. Вспомним, что такое кульминация?

( Кульминация (от лат. culmen — вершина), в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами) на доске


Учитель: Что поразило вас в сцене с дневником? (предательство, жестокость одноклассников, унижение героини, все напоминало игру в «собачку» . «Все ста­нови­лись в круг и пе­реки­дыва­ли друг дру­гу мяч, а тот, ко­му вы­пало нес­частье быть «со­бач­кой», сто­ял в цен­тре кру­га и дол­жен был этот мяч пой­мать. Юль­ка эту иг­ру не­нави­дела. В ней бы­ло что-то под­лое, уни­зитель­ное. Да­же ес­ли на­чина­ли иг­рать по-хо­роше­му, то ско­ро, под­давшись азар­ту, ста­нови­лись злы­ми, драз­ни­ли «со­бач­ку» мя­чом и из­де­вались. И вот те­перь она – «со­бач­ка», толь­ко вмес­то рав­но­душ­но­го мя­ча её днев­ник».


- Кто и как помог Юле пережить такую сложную ситуацию? (дядя Леша, мама, Митя Вершинин)

-Почему Юля не согласилась перейти в другую школу?

(Решение Юли :не хочу сдаваться, не хочу, чтобы они знали, что я сдаюсь)


- Так легко ли быть аутсайдером? Поясните свой ответ.(Сложно, страшно, невыносимо! Всё, что произойдет потом, станет доказательством того, что Юлька – сильный, многим интересный и важный человек).

-Почему же Юля оказалась в аутсайдерах?( Так сложились обстоятельства: Артем боялся, что все узнают, что Юля ему нравится; Анюта была занята своими проблемами, вместо ответов она нарисовала дракона и сдала листок; Варя Якупова и Тарас Сега были на соревнованиях)

- В произведениях авторы часто используют «говорящие» фамилии. Как фамилия Озаренок характеризует героиню?( фамилия подтверждает значимость Юли- зара, озорник, азарт, суффикс- ЁНОК- милая, ласковая, любимая всеми)


- Представьте, что Юля -реальное лицо. У нее есть страничка вконтакте. Что бы вы написали ей в смс?

(создать страничку вконтакте Юля Озарёнок)

Аутсайдер- слово жуткое. Как приговор. Без права помилования. Юля, восхищаюсь тобой! Ты- боец!!!

Сцена с дневником- кошмар! Удивляюсь твоей стойкости и мужеству!!!

Ты настоящий друг!

Я бы не простила Артема!!!!!!!!!! Он тебя предал, когда стоял и смотрел, как все издеваются….

Мечтаю о такой подруге!

Жаль, что ты не учишься в нашем классе.

Юля, ты молодец! Вот где сила духа !Любой человек по- настоящему раскрывается в экстремальной ситуации . Каждый показал свое истинное лицо.

Юлька, переживала за тебя!

Какие еще проблемы поднимает автор? (силы духа, одиночества, совести, непонимания между детьми и родителями, учениками и учителями, первой любви, дружбы)

- Много проблем поднято в повести Т.М.. Где еще может пригодиться ваш читательский опыт ? (на ОГЭ сочинение- рассуждение 15.3 в качестве аргумента 2)


7. Самооценка деятельности

- Оцените свою работу на уроке: самое интересное смс, чей ответ вам особенно запомнился.


8.Рефлексия

- Над чем заставил задуматься урок?


9. Домашнее задание на выбор

Придумать и написать продолжение повести

Написать письмо автору книги

Написать письмо одному из героев повести










Приложение 1 Интеллект-карта





школа






t1610956477al.gift1610956477al.gif

t1610956477al.gif





класс





t1610956477al.gif


одноклассники

t1610956477al.gift1610956477al.gift1610956477al.gift1610956477al.gift1610956477al.gift1610956477al.gift1610956477al.gif





Приложение 2 Портретная викторина «Узнай героя»



Сведения о герое повести


Имя героя

Училась в школе олимпийского резерва



Некрасивая, неловкая, неуклюжая, высоченная, рыжая, учителя ее не любили



Высокий лоб, темные брови, прямой крупный нос, родинка на щеке, когда улыбался – на щеке появлялась ямочка



Участвовала во всех праздниках, девочки делятся с ней секретами, спрашивают, советуются, есть сестра Настя



Сумрачный, страшненький, двоечник. Ресницы длинные, будто накрашенные.



Анюта называла ее бесчувственной деревяшкой и амебой. Она умела нравиться людям, бесспорный лидер, «звезда»





















Приложение 3

Юля

Любит, умеет, делает


Что о ней думают взрослые















Юля



аутсайдер



почему?



друзья не участвовали в тестировании



Озарёнок



завязка



ретроспекция



дневник



кульминация



«говорящая»



фамилия





17


Опубликовано


Комментарии (2)

Волкова Надежда Павловна, 18.01.21 в 11:43 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок!))
Селиванова Галина Геннадьевна, 29.03.23 в 18:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный урок,детям эти разговоры близки и очень нужны.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.