Конспект урока литературы в 9 классе «Легко ли быть аутсайдером?» (проблемы подростков в современной детской литературе)
Конспект урока литературы в 9 классе
по повести Т.Михеевой «Не предавай меня»
презентация к уроку «Легко ли быть аутсайдером?»
PPT / 1.07 Мб
Тема урока: «Легко ли быть аутсайдером?» Проблемы подростков в современной детской литературе ( по повести Тамары Михеевой
«Не предавай меня!»)
Цель урока: создание условий для личностного развития и воспитания через прочтение и осмысление повести, формирования у школьников нравственных ценностей посредством чтения
Задачи урока:
Образовательные:
способствовать постижению учащимися современной детской литературы,
формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
развивать овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного
Развивающие:
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, развивать умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы
Воспитательные:
воспитывать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
пропагандировать культуру чтения
формировать интерес к современной детской литературе
воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержание прочитанного произведения
Форма урока: Урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений
Ход урока
Орг. момент.
Сегодня необычный урок литературы. У нас много гостей. Что вы сейчас чувствуете? Я, например, немного волнуюсь. А ты……?
Посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь. Рядом- одноклассники, друзья. Мы в своем кабинете. А значит у нас все получится!
2. Мотивация учебной деятельности
Показ иллюстрации
Учитель:
Рассмотрите внимательно изображение. Опишите свои впечатления.
Учащиеся:
Одиночество, безысходность, Обида, досада, опустошенность, ощущение несправедливости и т.п.
Учитель:
Да так бывает в жизни. Вы самостоятельно прочитали повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!». Кто из героев испытал эти чувства?
Учащиеся: Юлька Озаренок- главная героиня, восьмиклассница.
Учитель:
Сейчас модно давать оценку, комментарий увиденному, услышанному, прочитанному. Поделитесь своим впечатлением о произведении одним предложением.
Ответы:
Хотелось отложить в сторону телефон и взять в руки книгу.
Хотелось поддержать Юлю.
Очень переживал за героиню.
Читал на одном дыхании, не отрываясь.
Увидел «знакомых».
Задумался о своих поступках.
А смог бы я выдержать то, что выдержала Юлька?!
Учитель:
Что можно считать завязкой( табличка на доске) в этом произведении?
Учащиеся:
Главная героиня Юля Озарёнок случайно услышала обрывок разговора классной руководительницы и школьного психолога. Она- аутсайдер!
Учитель:
Кто такой аутсайдер?
Ученик: Слово многозначное
Аутсайдер- это спортивная команда (или спортсмен), занявшая одно из последних мест и выбывшая изчисла основных участников. Аутсайдеры розыгрыша кубка чемпионов.
Аутсайдер – это брокер, не являющийся членом биржи, но имеющий разрешение на работу в торговом зале при соблюдении установленных правил биржевой работы.
АУТСАЙДЕР — [англ. outsider] – член группы, который имеет взгляды и модели поведения, отклоняющиеся от принятых групповых норм, в силу чего он оказывается исключённым из нормального хода межгрупповых взаимодействий)
-В тексте данное слово употребляется в последнем значении.
3.Формулировка проблемы
Учитель:
Какая проблема, поднятая автором, связана с понятием «аутсайдер»?
(- Легко ли быть аутсайдером?)
Учитель:
Это и будет темой нашего урока (запись в тетрадь, доска)
4. Постановка учебных задач
- Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо поставить учебные задачи.
( заканчивают начатые учителем предложения: )
Сегодня нам необходимо:
З – знать (текст повести Т.В.Михеевой «Не предавай меня»)
У – уметь (анализировать произведения; раскрывать главные черты характеров героев, оценивать их поступки)
Н – мы будем учиться -последовательно и логично высказывать свои мысли; подбирать аргументы
Учитель:
Перед тем как обсудить проблему, познакомимся с автором. …… подготовил сообщение о творчестве Тамары Михеевой.
Вступительное слово о Т.В.Михеевой Презентация «Т.Михеева и её книги» (заранее подготовленный ученик)
Учитель: Спасибо. Если вы заинтересовались творчеством Тамары Михеевой, можете продолжить знакомство с ее книгами. Потому что в современной подростковой литературе главными героями являются ваши ровесники, а все поднимаемые проблемы близки вам. Обратите внимание на постановку ударения при произношении слова ПОДРОСТКОВАЯ. Это орфоэпическая норма.
5. Работа над текстом повести
- А мы должны найти ответ на поставленный вопрос: Легко ли быть аутсайдером? Давайте разберемся с ситуацией: кто окружает главную героиню, чем увлекается Юля, что о ней говорят другие.
(класс делится на несколько групп, группы выполняют три вида заданий, после выполнения группы представляют свои мини-проекты с обсуждением в классе)
Учитель
1) Группа (используется метод интеллект-карт, дети заполняют карту на формате А3, используют разные цвета и рисуют символы, схема карты может быть показана на доске)
школа класс одноклассники
|
(школа: многопрофильная гимназия №128 плохих учеников не держит, дети начальников, людей полезных)
(класс: недружный, подобранный, сильный в параллели( уступают «А» и «В» из- за Ганеева -двоечник ,подрабатывает после школы: 3 года назад отец погиб в автокатастрофе, в семье он и еще трое маленьких детей)
(одноклассники: отвергнутые, несчастные, никуда не ездят, не ходят в походы, бойкие, могут объявить бойкот, мальчики и девочки не общаются, не называют друг друга по именам и т.п.)
Учитель:
Как живется детям в классе? Как они себя чувствуют среди одноклассников?
Ученики:
Неуютно, некомфортно, тревожно.
2) Группа Портретная викторина «Узнай героя» (Ученики заполняют таблицу, дописывая героев повести самостоятельно )
Сведения о герое повести | Имя героя |
Училась в школе олимпийского резерва | |
Некрасивая, неловкая, неуклюжая, высоченная, рыжая, учителя ее не любили | |
Высокий лоб, темные брови, прямой крупный нос, родинка на щеке, когда улыбался – на щеке появлялась ямочка | |
Участвовала во всех праздниках, девочки делятся с ней секретами, спрашивают, советуются, есть сестра Настя | |
Сумрачный, страшненький, двоечник. Ресницы длинные, будто накрашенные. | |
Анюта называла ее бесчувственной деревяшкой и амебой. Она умела нравиться людям, бесспорный лидер, «звезда» | |
( Варя, Анюта, Артем Листовский, Юля Озаренок, Ганеев, Алиса Лаппа)
Кто из одноклассников не представлен в портретах? (Володя Иванов- друг Артема, хороший человек; Светка Марфушкина- подпевала Лапочки; Самойлова- оторва, как и мать ее, все можно ожидать, даже предательства меньше народу, больше кислороду; Тарас Сега- спортсмен, тайно влюблен в Юлю; Демины Миша и Леша- братья- близнецы; Максик Гуревич -влюблен в Юлю, подтрунивает над ней: Юлидзе, ВайЮля )
С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему?
С кем – не хотели бы? Почему?
3) Группа заполняет таблицу о Юле
Юля | |
Любит, умеет, делает | Что о ней думают взрослые |
| |
ответы
Помогает в библиотеке Любит петь, не тихоня, участвует со второго класса в репетициях хора, во всех праздниках, придумывает, у нее друзей- море, все девчонки с ней секретами делятся, на радио вела передачу «Книжная полка», любит рисовать, ведет личный дневник; не была спортсменкой, но спартакиаду любила: можно было поболеть за своих, надрывая горло, почувствовать, что все вместе, заодно | Классный руководитель – воспитана, вежлива, хорошо учится, много читает, имеет собственное мнение , такая девочка славная Библиотекарь Оксана Сергеевна – умница, солнце, солнышко Мама – боялась, чтобы Юля не выросла высокомерной, будет зазнаваться, учила решать проблемы самостоятельно, не знала, что у Юли проблемы с одноклассниками |
Учитель:
Что мы узнали о Юле? (о семье: история мамы; вывод- Юля не аутсайдер! Мучает вопрос- почему оказалась в черном списке)
Учитель:
-Что Юля делает, чтобы ответить на вопрос: почему она в аутсайдерах? (она вспоминает эпизоды из прошлого)
-Автор использует особый композиционный прием- ретроспекцию (табличка на доске) ?
Ретроспекция - (от лат. retro - обратно, назад и spectare - смотреть, созерцать) - художественный прием; обзор событий прошлого, обращение к прошлому персонажей. При изображении героя ретроспекция осуществляется в форме воспоминаний. Основные функции ретроспекции: сообщение о прошлой истории персонажей, оценка, ключи к пониманию персонажей или их мотивации, усиление драмы в настоящем.
Вспомним эпизоды
6. Беседа с элементами пересказа
- О чем вспоминает Юля? Как характеризуют ее эти эпизоды?(пересказывают заранее подготовленные ученики)
Юля вспоминает случай……
Глава 4 (6 лет назад: хор, лагерь, взаимоотношения с Листовским, букетик полевого клевера, полный медового запаха и росы);
Глава3 (месяц назад- спартакиада)
- Что предпринимает классный руководитель по сплочению коллектива?
глава 8 (поход, поцелуй в овраге, отношение мальчиков к Юле)
глава 10-12 (записка от Листовского с признанием в любви)
Учитель: В таком возрасте трудно признаться в любви, поэтому герои пишут записки. Доверяют свои мысли, переживания бумаге. Поэтому Юля ведет дневник. Дневник (табличка на доске)- это один из приемов создания образа, который используют писатели.
- Кто еще ведет дневник и почему? (мама)
-Именно дневник сыграл главную роль в кульминации повести. Вспомним, что такое кульминация?
( Кульминация (от лат. culmen — вершина), в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами) на доске
Учитель: Что поразило вас в сцене с дневником? (предательство, жестокость одноклассников, унижение героини, все напоминало игру в «собачку» . «Все становились в круг и перекидывали друг другу мяч, а тот, кому выпало несчастье быть «собачкой», стоял в центре круга и должен был этот мяч поймать. Юлька эту игру ненавидела. В ней было что-то подлое, унизительное. Даже если начинали играть по-хорошему, то скоро, поддавшись азарту, становились злыми, дразнили «собачку» мячом и издевались. И вот теперь она – «собачка», только вместо равнодушного мяча её дневник».
- Кто и как помог Юле пережить такую сложную ситуацию? (дядя Леша, мама, Митя Вершинин)
-Почему Юля не согласилась перейти в другую школу?
(Решение Юли :не хочу сдаваться, не хочу, чтобы они знали, что я сдаюсь)
- Так легко ли быть аутсайдером? Поясните свой ответ.(Сложно, страшно, невыносимо! Всё, что произойдет потом, станет доказательством того, что Юлька – сильный, многим интересный и важный человек).
-Почему же Юля оказалась в аутсайдерах?( Так сложились обстоятельства: Артем боялся, что все узнают, что Юля ему нравится; Анюта была занята своими проблемами, вместо ответов она нарисовала дракона и сдала листок; Варя Якупова и Тарас Сега были на соревнованиях)
- В произведениях авторы часто используют «говорящие» фамилии. Как фамилия Озаренок характеризует героиню?( фамилия подтверждает значимость Юли- зара, озорник, азарт, суффикс- ЁНОК- милая, ласковая, любимая всеми)
- Представьте, что Юля -реальное лицо. У нее есть страничка вконтакте. Что бы вы написали ей в смс?
(создать страничку вконтакте Юля Озарёнок)
Аутсайдер- слово жуткое. Как приговор. Без права помилования. Юля, восхищаюсь тобой! Ты- боец!!!
Сцена с дневником- кошмар! Удивляюсь твоей стойкости и мужеству!!!
Ты настоящий друг!
Я бы не простила Артема!!!!!!!!!! Он тебя предал, когда стоял и смотрел, как все издеваются….
Мечтаю о такой подруге!
Жаль, что ты не учишься в нашем классе.
Юля, ты молодец! Вот где сила духа !Любой человек по- настоящему раскрывается в экстремальной ситуации . Каждый показал свое истинное лицо.
Юлька, переживала за тебя!
Какие еще проблемы поднимает автор? (силы духа, одиночества, совести, непонимания между детьми и родителями, учениками и учителями, первой любви, дружбы)
- Много проблем поднято в повести Т.М.. Где еще может пригодиться ваш читательский опыт ? (на ОГЭ сочинение- рассуждение 15.3 в качестве аргумента 2)
7. Самооценка деятельности
- Оцените свою работу на уроке: самое интересное смс, чей ответ вам особенно запомнился.
8.Рефлексия
- Над чем заставил задуматься урок?
9. Домашнее задание на выбор
Придумать и написать продолжение повести
Написать письмо автору книги
Написать письмо одному из героев повести
Приложение 1 Интеллект-карта
школа класс
одноклассники |
Приложение 2 Портретная викторина «Узнай героя»
Сведения о герое повести | Имя героя |
Училась в школе олимпийского резерва | |
Некрасивая, неловкая, неуклюжая, высоченная, рыжая, учителя ее не любили | |
Высокий лоб, темные брови, прямой крупный нос, родинка на щеке, когда улыбался – на щеке появлялась ямочка | |
Участвовала во всех праздниках, девочки делятся с ней секретами, спрашивают, советуются, есть сестра Настя | |
Сумрачный, страшненький, двоечник. Ресницы длинные, будто накрашенные. | |
Анюта называла ее бесчувственной деревяшкой и амебой. Она умела нравиться людям, бесспорный лидер, «звезда» | |
Приложение 3
Юля | |
Любит, умеет, делает | Что о ней думают взрослые |
| |
Юля
аутсайдер
почему?
друзья не участвовали в тестировании
Озарёнок
завязка
ретроспекция
дневник
кульминация
«говорящая»
фамилия
17
Волкова Надежда Павловна
Селиванова Галина Геннадьевна