Урок развития речи в 6 классе «Лексические нормы употребления глаголов»
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
Аннотация. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), становится важным умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, умение высказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, умение сотрудничать в паре. Разработанный в соответствии с требованиями ФГОС данный урок развития речи направлен на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно: коммуникативных универсальных учебных действий через решение познавательных задач урока.
Ключевые слова: орфоэпические, грамматические и лексические нормы, прямое и переносное лексическое значение слова, глагол, фразеологизмы, универсальные учебные действия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: определить, знают ли шестиклассники орфоэпические и грамматические нормы; умеют ли определять лексическое значение слова (прямое и переносное), знают ли фразеологизмы; выявляют лексические нормы глагола.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умеют определять, какие умения будут сформированы на основе изучения данного материала; анализировать, сравнивать факты; самостоятельно делать выводы.
Регулятивные: умеют адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя; определять цель, использовать при выполнении задания справочную литературу (словарь).
Коммуникативные: умеют выстраивать коммуникативно-речевые действия, учитывая разные мнения и стремиться к координации действий в парах.
Личностные: имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий; проявляют старание в применение усвоенных знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | |
- Доброе утро, ребята! - Проверьте, всё ли готово к уроку. Приветствует учащихся, настраивает на работу | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку |
2. Цель: Организовать деятельность учащихся, сосредоточить внимание Проверка домашнего задания. | |
Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? Какие нормы повторяли? Взаимопроверка д/з по образцу. Ребята, что за слова вы видите на экране? Поменяйтесь с соседом тетрадью, возьмите в руки карандаш и внимательно проверяйте работу, опираясь на правильные ответы на экране: 1) бреется; 2) жжёт; 3) бережёшь; 4) стрижёмся; 5) течёт; 6) кладёт; 7) не платят; 8) поймает; 9) лазит или лазает; 10) хотите, лягте; 11) подъезжайте. Если всё верно, то ставим 5. Если 1-2 ош, то 4. Если до 4 ош-то 3, если больше-то 2. Надеюсь, у вас будут только хорошие оценки. | Культура речи. Орфоэпические, грамматические. Это слова из домашней работы. Проверяют и оценивают работу соседей. |
II.Определение темы и целей урока. | |
Перед вами слова, записанные в три группы. Попробуйте определить, по какому принципу они распределены. 1 столбик: звонит, принять, повторишь; 2 столбик: поезжай, клади, печёт; 3 столбик: одеть/надеть, полоскать/поласкать, погоди/подожди? Какие языковые нормы представлены в каждом столбике? Выйти, проставить ударение. Какой словарь нам в этом поможет? (Ребятам даётся три словаря на выбор: «Орфоэпический», «Орфографический», «Толковый». 2 столбик. Какая глагольная форма вызывает трудности при образовании и употреблении? Слова 3 столбика нами изучены? Видите, через чёрточку записаны. О чём сегодня будем говорить? О лексических нормах. Цель? А какой словарь нам будет в этом помогать? | Ребята отвечают, что слова распределены в зависимости от языковых норм. Орфоэпические нормы, грамматические нормы. Ставят ударение в словах. Лексические. Определяют. Что трудность вызывает образование повелительного наклонения глаголов. Определяют тему «Лексические нормы употребления глаголов. Цель: Правильно употреблять слова в зависимости от их значения, стиля речи. «Толковый словарь» |
III. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», | |
1.Вот наше первое упражнение связано непосредственно с определения лексического значения слова. Надеть/одеть. В чём разница в значении этих слов? Как называются такие слова, почти одинаково звучащие? Внимание на слайд. Кто из героев Одевает, а кто Надевает? Почему вы так решили? Если мы их путаем, возникает комическая ситуация, представленная на слайде. (я одел сапог) Чтобы не случилось такого, правильно используем слова.
2.Работа по карточкам. Вставим слово ОДЕТЬ или НАДЕТЬ в нужной форме. 1. Музыкант ******* чехол на гитару 2. Девочка ****** куклу 4. Слесарь ****** хомут на трубу 5. Муж жену *******, как принцессу. 6. Космонавт ******* скафандр 7. Сегодня холодно, ******** шарф 8. Больной гриппом должен ******** повязку из марли. Проверим себя по образцу на слайде. 3. Поработаем корректорами. Определим, в каких предложениях ошибки. Исправим их и запишем предложения в исправленном виде. (работа в группах). 1.Мама песню напевала, одевала дочку. 2.Девочка надела новую куртку. 3. В дождливую погоду лучше всего одеть резиновые сапоги. 4. Фронтовики, Наденьте ордена! 5. Миша одел братишку потеплее. 6. На карнавал я одену костюм пирата. Сделаем вывод: чтобы правильно употреблять слово, нужно знать лексическое значение слова. Для этого надо пользоваться толковым словарём. 4. Ребята, а у слова может быть только одно значение? В каких сочетаниях часто используются глаголы в переносном значении? В каких словарях мы узнаем значение фразеологизмов? Ребята, вам было задано опережающее задание, нарисовать иллюстрацию к фразеологизмам, учитывая прямое значение глаголов. Почему картинки вызывают смех? Каковы же значения этих фразеологизмов. Включим любой записанный оборот в предложение. Можно во фразеологизмах изменять слова: лил как из лейки, брать корову за рога? Нет. Вывод: в речи надо учитывать не только прямое, но и переносное значение. 5. Физминутка. Внимание на экран. Какой фразеологизм иллюстрирует эта картинка. Смотреть сквозь пальцы. А попробуйте посмотреть сквозь пальцы. Удобно? Многого не замечаешь. А теперь похлопайте глазами. Дадим нашим глазам разминку. Поставим себя на ноги. А теперь представим, как идёт ученик, получивший плохую оценку. Какой фразеологизм (со словом нос) используем. Он идёт, опустив нос. А как выглядит ученик, который очень гордится собой, а на других и не смотрит. (Задирает нос). Теперь вспомним обороты со словом рука. Если понимаешь, что ничего не выходит. Не стараешься (махнуть на всё рукой), очень искренно (положа руку на сердце). Ударим всё же палец о палец и начнём работать дальше. 6. Ребята, как называются слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Омофоны. С примерами омофонов мы знакомимся при выполнении упражнения 536. Зализать залезать Посветить посвятить Спешите ИЛИ спишите/data/files/k1591904310.pptx (Презентация Лексические нормы употребления глаголов) Увядать увидать Завила завела Полоскать поласкать
Почему при написании этих слов нужно учитывать лексическое значение? | Дети читают значение слов, определяют. В чём разница в этих значениях. Глаголы одеть и надеть — Это слова паронимы. Глаголы, в которых обозначаются действия по отношению к человеку, следующие: Одеть — кого, что. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен… Однако Надеть — что. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз… Соответственно мама Одевает мальчика, а мальчик Надевает рубашку. Рассматривают слайд Самопроверка по образцу. 1. Музыкант надел чехол на гитару 2. Девочка одела куклу 4. Слесарь надел хомут на трубу 5. Муж жену одел, как принцессу. 6. Космонавт надел скафандр 7. Сегодня холодно, надень шарф 8. Больной гриппом должен надеть повязку из марли. Ошибки встретились в 3 и 6 предложениях. 3.В дождливую погоду лучше сего Надеть резиновые сапоги. 6. На карнавал я Надену костюм пирата. Отвечают, что слова могут быть многозначными. Иметь как прямое, так и переносное значение. Переносное значение употребляется во фразеологических оборотах. Есть специальные словари фразеологизмов. Я показываю детские рисунки, а ребята определяют оборот. Сесть в калошу, брать быка за рога, зарубить на носу, лить как из ведра, выйти из себя, ломать голову. Глаголы понимались в прямом значении. Подготовленные ученики зачитывают значения фразеологизмов из словаря: Сесть в калошу -Оказываться в нелепом, смешном положении; брать быка за рога- начинать действовать решительно; зарубить на носу -запомнить крепко-накрепко; лить как из ведра -очень сильным потоком; т выйти из себя -терять самообладание; ломать голову -напряжённо думать. Омофоны. Лексическое значение нужно учитывать, чтобы правильно подобрать проверочное слово? 1 вариант работает над 1-3 парой слов, а 2 вариант над 3-4 парой слов. У доски проходит Орфографическая дуэль между представителем варианта1 и 2. Учитывается грамотность и правильное обозначение орфограммы. 1.Собака хочет зал…зать рану. – Зал…зать на дерево. 2.Посв…тить фонариком. – Посв…тить стихотворение родителям. 3. Сп…шить на поезд. – Сп…шите текст. 4. Ув…дать без воды. – Ув…дать чудо. 5. Зав…ла кудри. – Зав…ла разговор. 6. Пол…скать собаку. – Пол…скать бельё. |
Вывод: Чтобы правильно подобрать проверочное слово, надо знать лексическое значение слова. | |
Рефлексия. | |
А что сегодня на уроке узнали вы, чему научились. Вспомните, как звучала цель нашего урока, мы её достигли? | 1. Мы научились правильно употреблять глаголы, учитывая их лексическое значение. 2. Мы повторили, какие языковые нормы регулируют нашу речь. 3. Мы научились правильно употреблять глаголы, не только в устной речи, но и на письме. Каждый из нас выступил в роли корректора. 4. Мы участвовали в диалоге, слушали и понимали одноклассников, высказывали свою точку зрения. |
Задавание д/з. На дом вам будет следующее задание. Либо написать сочинение-рассуждение на тему: «Если будешь на знания смотреть сквозь пальцы, то вряд ли в разговоре с другими людьми сможешь заткнуть их за пояс». Либо выполнить упражнение 535. Выставление оценок за урок!!!! | |