12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Любовь Петровна290
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

СНИМАЕМ КИНО

(составление киносценария по рассказу А.П.Чехова «Хирургия»)

ЦЕЛЬ: закрепить знания, полученные по теме «Киносценарий», познакомиться с разными видами сценариев, углубить понятие компонентов киносценария, начать работу над составлением киносценария по рисункам.

 

ХОД УРОКА

1) Эпиграфы на доске

«Искусство требует знаний»

(Б.Брехт)

«Истинное воображение требует гениального знания»

(А.С.Пушкин)

«…едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить»

(Н.В.Гоголь)

«Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»

(П.И.Чайковский)

2) Фотовыставки, выставки книг

3) Вступительное слово учителя:

«Некоторые знания по теме «Составление киносценария» мы с вами уже имеем, т.к. составляли устный сценарий народных сказок, писали киносценарий по рассказу Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». Каждая группа представляла драматургический сценарий по басням И.А.Крылова, писала сценарий короткометражного фильма по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…».

А сегодня, ребята, я рада встрече с вами в студии «7Б», где идет работа по составлению киносценария и съемка фильма по рассказу А.П.Чехова «Хирургия».

На съемочной площадке работают 4 группы учащихся:

1 группа – знатоки сценарного искусства;

2 группа – сценаристы;

3 группа – художники;

4 группа – актеры и режиссеры.

Кино – самое доступное для нас искусство, но, как говорил Б.Брехт, оно «требует знаний», без теоретических знаний мы не выполним данную работу. Привести свои знания в систему нам помогут знатоки сценарного искусства.

Работа 1 группы – знатоки сценарного искусства.

 

РАБОТА НАД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕРМИНАМИ

Кино – (греч.) – двигаю, двигаюсь.

Кино – слияние разных видов искусства: литературы, живописи, музыки, мастерства актеров, режиссера, оператора.

Фотокадр – снимок, фиксирующий одно положение объекта.

Монтажный кадр – составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия.

Сценарный кадр – изложение содержания и подробное описание снимаемого действия.

Телевизионный кадр – изображение, получаемое на экране в результате одного полного цикла.

Кинокамера

Наезд, отъезд, наплыв

Панорама (горизонтальная, вертикальная)

Планы изображения (общий, средний, крупный)

Диалог, монолог, внутренний монолог

Закадровый голос, ремарка, реплика.

Сценарий – (итал.) – краткое изложение содержания, сюжетная схема произведения.

Работа 2 группы – сценаристы

Киносценарий – литературное произведение, по которому ставится кинофильм.

 

П А М Я Т К А

Как составить киносценарий на основе текста художественного произведения

1. Внимательно перечитайте произведение.

2. Напишите названия эпизодов.

3. Разделите эпизоды на сцены.

4. Составьте список действующих лиц

5. Напишите первый вариант сценария.

6. Усовершенствуйте написанное.

7. Аккуратно, грамотно оформите работу

 

СОЗДАНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ

Название (предложения учащихся): «Хирургия», «Горе-врач (доктор)», «Удаление зуба», «Страдание дьячка»

Действующие лица и исполнители:

Фельдшер – Сергей Кузьмич Курятин

Дьячок – Ефим Михеич Вонмигласов

3. План эпизодов

Встреча дьячка Вонмигласова и фельдшера Курятина в земской больнице.

Разговор героев, жалоба на зубную боль.

Первое удаление (неудачное).

Скандал, шум.

Второе удаление (зуб сломался).

Ругань.

 

РАБОТА НАД СЦЕНАРНЫМИ КАДРАМИ КИНОСЦЕНАРИЙ

кад-ра

Пояснитель-ный текст (время, место и т.д.)

План

съем-ки

Содержание кадра (монологи, диалоги, поведение героев) ремарки

Звуковые, музыкальные эффекты,

закадровый голос

1.

Земская больница, приемная доктора

Общий

За столом фельдшер Курятин, лет 40, поношенная жилетка, истрепанные брюки, в руке – сигарета.

Читает автор (закадровый голос)

2.

Приемная, бутыль с карболовым раствором на столе.

Сред-ний

Входит дьячок в рясе, коренастый, на носу бородавка, крестится на бутыль, кладет просфору, кланяется фельдшеру.

Читает автор (закадровый голос)

3.

Фельдшер зевает, сидя за столом. Дьячок стоит у входа.

Круп-ный общий

Ф- «А…а, моё вам, с чем пожаловали?»

Д- «С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич…» (рассказ о боле в зубе)

Вопли дьячка

4.

Дьячок садится, фельдшер заглядывает в рот.

Сред-ний

Ф - «М-да, садитесь, раскройте рот!»

Д – «Отец дьякон велели водку с хреном прикладывать – не помогло, Гликерия Анисимовна дали на руку ниточку носить…»

Ф – «Предрассудок, вырвать его нужно»

Д – «Вам лучше знать…»

Читает автор (вступление в диалог)

5.

Фельдшер стоит у щкафа, роится в иснтрументах

Общий

Ф – «Пустяки, хирургия пустяки…Раз плюнуть, зубы разные бывают. Одни рвешь щипцами, другой – козьей ножкой..»

Слышится звук металла

6.

В руках фельдшера сначала ножик, а потом щипцы.

Общий

Ф – «Ну-с, раскройте рот пошире, сейчас мы его, таво…»

Д – «Благодетели вы наши»

Ф – «Не рассуждайте ежели у вас рот раскрыт…»

 

7.

Дьячок хватает его за руки.

Круп-ный

Д – «Отцы наши, мать присвятая,…ввв»

Ф – «Не хватайте руками, сейчас, вот-вот»

Д – «Ангелы! Дергай! Чего пять лет тянешь»

Ф – «Хирургия, сразу нельзя»

Крик дьячка

8.

Дьячок поднимает колени, фельдшер тянет зуб.

Сред-ний

 

Закадровый голос. Прерывистое дыхание

9.

Дьячок лезет пальцем в рот.

Круп-ный

Д – «Тянул, чтоб тебя так на том свете потянуло, не умеешь рвать, не берись, света божьего не вижу»

Ф – «А ты зачем руками хватаешь, слова разные. Дура!»

Д – «Сам ты дура»

Плач дьячка.

3 группа – работа художников по созданию диафильма.

1. Нарисовать кадры сценария

2. Подписать кадры

(Диафильм прилагается)

4 группа – работа актеров и режиссеров

Режиссёр (фран.) – постановщик спектаклей, фильмов; на основе творческого замысла (истолкования произведения) объединяет работу всех участников: художников, актеров, музыкантов и т.д.

На основе литературного сценария режиссер будущего фильма создает режиссерский сценарий.

Игра актеров.

Создавать смешное – редкий дар.

Смех – лучшее лекарство.

АФИША

СМОТРИТЕ

Студия «7Б» представляет фильм

«ГОРЕ-ДОКТОР»

по рассказу А.П.Чехова «Хирургия».

В РОЛЯХ:

фельдшер С.К.Курятин

дьячок В.М.Вонмигласов

АВТОРЫ СЦЕНАРИЯ.

ТЕКСТ ЧИТАЕТ

СПЕШИТЕ ПОСМОТРЕТЬ!!!

Просмотр кинофильма «Горе-доктор» по рассказу А.П.Чехова «Хирургия»

Работа групп оценена на «отлично»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №

Воропаева Любовь Петровна, МОУ СОШ № 34

 

СОСТАВЛЕНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

К творческим работам, которые заставляют особенно интенсивно вчитываться в текст, перечитывать его, относится составление киносценария. В процессе работы над киносценарием школьник становится как бы соавтором писателя, пытается проникнуть в тайны слова, в образы, запечатленные автором, испытывает при этом большое напряжение ума сердца и в результате своих маленьких находок получает эстетическое удовлетворение.

Составляя киносценарий, ученик как бы заново воспроизводит в воображении жизнь героя, иными словами, киносценарий усиливает сопереживание, оживляет образное видение, что в конечном итоге приводит к медленному, вдумчивому чтению, глубокому восприятию произведения.

 

Что такое киносценарий?

Какова же методика работы над киносценарием?

К и н о с ц е н а р и й - литературное драматургическое произведение, по которому ставится фильм.

Кино принадлежит к искусствам синтетическим, то есть рождающимся из органического слияния разных видов искусства: литературы, живописи, музыки, мастерства актера, режиссера и оператора. Современный кинофильм поэтому является произведением коллективным, так как в создании его участвуют представители разных творческих профессий.

Киносценарий – идейно-художественная основа фильма. Он должен прежде всего выражать позицию автора, которая определяет своеобразие, художественную органичность и цельность будущего фильма.

Работе по созданию киносценария отводится большое внимание в учебном комплексе под редакцией В. Бабайцевой.

Е.И.НИКИТИНА «Русская речь. Развитие речи»

5 класс – Что такое киносценарий?

Напишите киносценарий на основе рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

6 класс – Как создать киносценарий?

Напишите киносценарий на основе рассказа Г.Снегирева «Белёк»

7 класс – Как создать киносценарий в разных формах?

Напишите киносценарий в форме пьесы по рассказу И.С.Соколова-Микитова

Напишите фрагмент киносценария на тему «Электроник на уроке»

Напишите сценарий одного из номеров киножурнала «Ералаш»

8 класс – Напишите сценарий фрагмента по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Опубликовано


Комментарии (1)

Федорова Людмила Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 06 май 2016 в 07:13
Людмила Иванова, 30.12.16 в 01:15 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Спасибо! А есть разработки по киносценарию для остальных классов? А еще полезнее - какие-то дополнительныфе материалы: памятки, тезариус, рекомендации и т.д. Очень бы помогли!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.