12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домашева Татьяна Васильевна2513
преподаватель истории
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»

Искусство и его роль в жизни людей

Слайд 1.

Что первое приходит на ум, когда мы говорим об искусстве? Живопись? Музыка? Балет? Все это, безусловно, является искусством,

Слайды 2-3. Знакомы ли вам эти произведения?

Брюлов, Крамской, Шишкин, Софийский собор, храм Покрова на рву (храм Василия Блаженного), Курский гарнизонный дом офицеров (бывш. Дворянское собрание)

Слайд 4.

Вероятно, что эти произведения вы не видели. Это произведения французской художницы. Это современное искусство. Символизм.

Слайд 5 – 6. Здесь уже абстрактный экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм. Дали

Слайд. 7. Цифровое (компьютерное искусство), инсталляция

Слайд. 8- 9. Современное искусство. Инсталляции, малые и большие архитектурные формы, перформанс..

Слайд 10-12. Ювелирное искусство, вышивка, фотография, граффити

Всё это – ИСКУССТВО. Так что же такое искусство?

Слайд 13.

Искусство — деятельность человека, в художественных образах отражающая мир и направленная на создание эстетических ценностей.

Слайд 14-16

Искусство сопутствует развитию общества с момента зарождения человека современного типа.

Первобытное искусство выполняло в основном ритуальную функцию — древние рисовали фигурки животных, ритуальные знаки и использовали их как предметы для магических действий (кидали копья и т.п.). Сегодня науке известно много видов наскальной живописи. Этот первобытный жанр искусства выражал прежде всего магическое отношение к миру, т.е. человек верил, что с помощью ритуальных действий над нарисованными животными ему улыбнется удача в охоте и т.д.

Слайд 17

Сегодня искусство выражает эстетическое отношение к миру и мало связано с утилитарными (бытовыми, практическими) потребностями человека.

Слайд 18.

Малевич. Сущность искусства — творческое самовыражение человека в разных формах. Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме - чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство - это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения. Художник часто пишет картины не только ради выражения своих эстетических чувств, но и для передачи смыслов, желаний.

К примеру, картина «Черный квадрат» Казимира Малевича, ставшая на тот момент вызовом традиционному искусству. Автор часто говорил, что хотел показать этой картиной «бесконечность и вечность», что если долго и сосредоточенно смотреть прямо в середину квадрата, «... не отвлекаясь ни на что, как в “камере обскура”, то, в конце концов, начнешь это чувствовать»[1]. Некоторые искусствоведы видят в этой картине протест против сложившихся, традиционных форм искусства, против социальных устоев, которые перестали отвечать запросам времени. В любой картине заложена не только красота, но и глубокий смысл, переживания творца.

Слайд 19- 25

Совместная работа с группой. .Выделим основные функции искусства. Вам предстоит

Раскрыть эти функции

Привести примеры из жизни

воспитательная — искусство воздействует на чувства, мысли людей, влияет на их воспитание;

Литература и музыка безгранично влияют на нас. Вспомним, как в гениальном произведении Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова пела для своего брата и исцелила его от отчаяния. Другой изящный пример, как живопись может спасти жизнь, описал О. Генри в рассказе «Последний лист». Больная девушка решила, что умрет, когда упадет последний лист плюща за окном. Она не дождалась своего последнего дня, так как листок был нарисован для нее на стене художником

социализирующая — искусство влияет на социализацию человека, помогая ему стать членом общества;

эстетическая — искусство формирует эстетические вкусы и потребности человека;

освоение мира по законам красоты. Изготовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру, автомобиль), человек заботится и о пользе, и об удобстве, и о красоте. По законам красоты создается все, что производит человек. И ему необходимо чувство прекрасного.

познавательно-эвристическая — с помощью искусства человек может познавать мир, отношения людей и т.п.; искусство отражает те стороны действительности, которые труднодоступны науке.

Из романов Диккенса можно узнать о жизни английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых. Искусство способно осваивать труднодоступные для науки стороны жизни. Искусство осваивает конкретно-чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном. Искусство возвращает миру его первозданную прелесть, оттачивает наши чувства, учит по-человечески воспринимать жизнь.

Искусство — средство просвещения (передача опыта, фактов) и образования (передача навыков мышления и системы взглядов). Оно выступает как «учебник жизни», «который читают даже те, кто не любит учебников. Информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Искусство — средство познания мира, самопознания личности.

Данный список не является закрытым — можно выделить и другие функции искусства.

Слайд 26

Л.Н. Толстой утверждал, что искусство никого не убеждает, оно просто заражает идеями.

«Зараженный» идеями, человек живет по-другому. Он неравнодушен к социальным проблемам, готов прийти на помощь ближнему. В этом состоит важнейшее значение искусства — сформировать личность с устоявшимися эстетическими вкусами, запросами и ориентирами.

Искусство обладает рядом специфических признаков: является образным и наглядным, предполагает художественный вымысел, акцентирует внимание на прекрасном, прямо влияет на эмоциональный мир личности.

Искусство представляет собой специфическое явление. С одной стороны, это особая форма общественного сознания, выражающая и фиксирующая, прежде всего, эстетическое отношение к миру, чувство прекрасного, а с другой, это интеллектуальное постижение объективного мира и изменение этого мира согласно представлениям о том, каким он должен быть.

Слайд 27-29

Элитарность искусства. Искусство как социальное явление

Элитарная культура — культура привилегированных групп общества. Её черты: закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность. Это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющее его субъективные особенности и обеспечивающее смыслообразующую функцию. Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг людей.

Есть ли смысл в «искусстве для искусства»?

Слайд 28

Искусство должно следовать канонам — устоявшимся правилам, традициям. Особое значение каноны играли в иконописи. Так, каноническими цветами в иконах издревле считались охристый, золотистый и т.д. (но не синий). Иконы Казанской Богоматери, Владимирской Богоматери написаны именно с помощью таких цветов. Однако в искусстве периодически появляются новые стилевые направления. В эпоху раздробленности на Руси (XII-XV вв.) сформировалась особая школа иконописи — новгородская, использовавшая не только канонические цвета. Так, на новгородских иконах часто встречается даже синий цвет.

Живопись долгое время развивалась в рамках канонов, заданных Академией художеств. Возник особый стиль живописи — академизм, важнейшей отличительной особенностью которого была жесткая прорисовка контуров фигур — такое впечатление, что герои картин позируют. Вспомним, например, картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Фигуры выглядят застывшими, несмотря на драматизм описываемых событий.

«Пианист ложится под рояль, удобно устраивается на правом боку и начинает храпеть; потом поворачивается на спину, просыпается, потягивается, случайно задевая несколько любых клавиш, удивлённо повторяет сыгранное. Затем он вылезает из-под рояля и, продолжая хаотично нажимать на клавиши, читает текст».

Прокомментируйте это действо, используя понятия «современное искусство», «символизм», «художественный образ». Подумайте, с какой целью исполнитель читает текст. Предположите, какой смысл вложил автор в это произведение.

Слайд 29-30

Виды искусства

Архитектура; Музыка; Литература; Дизайн; Живопись; Скульптура; Балет; Фотоискусство; Театр; Кино; Цирк; Декоративно-прикладное искусство.

Любой народ старается сохранить и передать будущим поколениям творения своих великих деятелей искусства. Для этого во всех странах активно развиваются музеи, выставки, картинные галереи. Государства финансируют их деятельность.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое искусство?

2. В чем особенности первобытного и современного искусства?

3. Каковы основные функции искусства?

4. В чем особенности искусства как социального явления?

5. Расскажите об эстетическом и социальном значении предмета искусства, любимого вами.

6. Реалии российского общества через призму искусства.

7. Кого вы назовёте, кого знаете из представителей современного российского искусства, наиболее значимые события и произведения.

выбор.

8.Какое из произведений искусства произвело на вас наиболее сильное впечатление.

Творческие задания

1. Дополните предложение несколькими вариантами: «Для меня искусство — это...».

2. Как вы думаете, полностью ли утеряло свои утилитарные функции современное искусство? Если нет, то приведите примеры таких функций.

3. Сбор статистических данных о предпочтениях россиян в сфере киноискусства и музыки:

1) Какие ответы являются наиболее популярными? Мнения каких групп по данным позициям существенно различаются? Предположите почему.

2) Как ответы респондентов характеризуют духовные ценности российского общества?

3) Какие ответы вы выбрали бы, если бы участвовали в опросе? Поясните свой


искусство
PPTX / 92.24 Мб


группа "Кино"
MP4 / 24.5 Мб
​​​​​​​

балет
MP4 / 29.12 Мб

Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.