12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антипьева Виктория Владимировна106
Живу в прекрасном сибирском городе Усть-Илимске. В 2010 году окончила ВСГАО в г.Усть-Илимске по специальности "История". Работаю в МАУК "Картинная галерея", а также преподавателем истории в Усть-Илимском филиале Иркутского энергетического колледжа
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск
9

ЛЕКЦИЯ «ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 14 декабря 1825 года на СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ» на примере графических работ Н.И. Домашенко из фондов Усть-Илимской Картинной галереи

Антипьева В.В.


преподаватель истории УИФ ГБПОУ «ИЭК»


ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

«ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 14 декабря 1825 года на СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ»

на примере графических работ Н.И. Домашенко

из фондов Усть-Илимской Картинной галереи


Наглядные материалы:

Графические работы Н.И. Домашенко из фондов МБУК «Картинная галерея»

Таблицы по плану лекции для мультимедиа для записи студентам


ПЛАН лекции:

Творческая биография художника, техники графики

Г-316 «Автопортрет» – рисунок с подмалевком

Г-261 «Ожег. Автопортрет 1986 г.» – сухая игла с акварелью

Г-372 «Александр Суворов» – офорт

Г-260 Форзац книги Вост.-Сиб. изд-ва о декабристах «Воспоминание» литография-

Декабристы – кто они: мятежники или революционеры-дворяне?

Г-250 «Красное вино. Заговорщики»

14 декабря 1825 г. восстание на Сенатской площади в Петербурге

Г-411 «Сенатская площадь»

Г-608 «Гвардейский экипаж на Сенатской площади»

Г-251 «Мятеж. Картечь на Сенатской площади»

29 декабря 1825 г. восстание Черниговского полка на Украине

Г-412 «Шпицрутены»

Суд и казнь декабристов в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге

Г-252 «Равелин»

Г-267 «Допрос»

Г-253 «Кронверк»

Декабристы в Сибири

Г-254 «Этап в Иркутск


Творческая биография художника, техники графики


Домашенко Николай Иванович родился и получил специальное художественное образование в училище искусств г. Иркутска, преподавал в нем, в настоящее время живет и работает в городе Санкт-Петербурге.

Творчество и мастерство графика Н. И. Домашенко признано по всей России. Работы автора хранятся в Эрмитаже, ГМИИ им. А.С. Пушкина, многих музеях страны. Усть-Илимская коллекция произведений Н.И. Домашенко уникальна разнообразием техник, тем и художественных образов. Дружба картинной галереи с художником началась в 1994 году, когда художник впервые побывал в г. Усть-Илимске в составе творческой группы Иркутского отделения Союза художников России. Всего за годы нашей дружбы Н.И. Домашенко подарил галерее на Ангаре 900 произведений графики как авторских листов, так и многих современных графиков России. Тематически авторскую коллекцию Н.И. Домашенко можно разделить на серии: декабристскую, литературную, портретную, «усть-илимскую», пейзажей Санкт-Петербурга и его окрестностей, экслибрисов.

«Декабристы» – главная тема всего творчества Н.И. Домашенко – представлена сериями работ «Трагедия декабря», «Цена свободы», форзацами книг Восточно-Сибирского издательства «Во глубине сибирских руд». Несмотря на переоценку исторических событий 1825 г. на Сенатской площади, офицеры и солдаты восставших полков для художника – героические личности, достойные благодарной памяти и восхищения потомков.

Серия «Портреты поэтов – декабристов» создана в 1989 – 1993 годах при помощи резцовой гравюры. Техника такова, что с поверхности доски удаляются резцами все места, которые на бумаге должны выйти белыми и наоборот остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку – на доске они образуют выпуклый рельеф.

Представленная Серия «Цена Свободы» выполнена в 1989 г., в технике цветной автолитографии. Поверхность камня обрабатывается химическим составом таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги нетронутым.

Художественный мир Москвы и Санкт-Петербурга называют Н.И. Домашенко «Мастер сухой иглы», хотя он виртуозно владеет всеми видами графики.

Техника «Сухая игла» – резец с острым наконечником, которым процарапывают рисунок на металлической пластине. В полученные бороздки втирают типографскую краску, металл начисто вытирают тряпкой и печатают оттиски на бумаге под прессом.

Техника «Офорт» – металлическую доску покрывают специальным лаком, коптят, затем процарапывают иглой рисунок, полученные бороздки смазывают кислотой, чтобы они стали глубже и набивают в них краску, протирают чисто доску и печатают оттиски на бумаге под прессом.

Техника «Литография» – рисунок на камне (известняке) делают жирным литографским карандашом, затем камень протирают кислотой, в места, где не было карандаша кислота впитывается в камень и к ней не пристает краска. Валиком накатываю краску, камень переворачивают на бумагу и кладут под пресс. Если рисунок делается в 2 цвета, например черный и красный как у Домашенко, значит он делает 2 камня с одинаковым рисунком, на них наносят разные цвета краски и печатают точно налагая на бумагу камни поочередно.


2.Декабристы – кто они: мятежники или революционеры-дворяне?


В правление Александра I прошла освободительная Великая Отечественная война 1812 года, затем русские взяли Париж и дошли до Италии. Русские победили Наполеона. За границей офицеры-дворяне и простые солдаты увидели как там живут и ждали благ от царя после победы. Но в 1816 г. Александр I издал Манифест, в котором обещал крепостным, что будет молиться за них. Вот и все плоды победы: от царя – молитвы, от помещиков – старый бич.

Передовые офицеры, писатели были возмущены, они объединились в «Союз спасения» – именно здесь они с жаром говорили о революции, которая будет совершена только армией, без участия народа, об отмене крепостного права, избавиться от царя-тирана, сделать великое дело – освободить несчастное Отечество. Это было еще в 1816 г., это была молодежь 22-26 лет, герои войны, пылкие сердца, горячие головы. Они – дворяне по происхождению, состоятельные люди, имели прекрасное образование – Царскосельский лицей, Московский университет, Академию Генерального штаба. Они читали французских просветителей 18 века – Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, которые зародили в них мысли о природном равенстве людей, о вреде крепостных порядков в России, о деспотизме царской власти. Войну 1812 года они воспринимали как народную, освободительную, а заграничные походы 1813-14 гг. дали впечатления о государствах, где был конституционный строй и не было крепостничества. Они были патриоты России. Они были патриоты России.

Муравьев-Апостол писал: «Мы были сыны 1812 года. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви к Отечеству. В наших чувствах не было эгоизма. Призываю в свидетели самого Бога».

Постепенно количество патриотов росло, формировались программы, цели восстания. И в 1821 г. действовало 2 основных тайных общества: Южное и Северное.


Таблица на мультимедиа:


Правление Александра I: 12 марта 1801 года – 25 ноября 1825 года

ЮЖНОЕ тайное общество

СЕВЕРНОЕ тайное общество

Украина – 1821 год

Санкт-Петербург – 1821 год

Глава – Павел Пестель

Глава – Никита Муравьев

Программа: «Русская правда»

Программа: «Конституция»

- уничтожение крепостного права

- уничтожение крепостного права

- уничтожение Табели о рангах

- уничтожение Табели о рангах

- установление республиканского правления

- установление конституционной монархии

- присоединить к России Дальний Восток и Закавказье, Польше дать права федеративного государства

- Россия – это федерация из 15 держав

- равенство всех граждан перед законом

- полные политические права только крупным владельцам имущества,

- ввести имущественный ценз на выборную должность

-наградить крестьян землей

-наделить крестьян по 2 десятины земли



В 1825 г. присоединилось тайное общество «Славяне» во главе с С. Муравьевым-Апостолом и М. Бестужевым-Рюминым (республика для всех славянских народов)

В 1823 г. присоединились республиканцы

К. Рылеев, Оболенский, братья Бестужевы, Каховский, Корнилович, А. Одоевский,

В. Кюхельбекер


14 декабря 1825 г. восстание на Сенатской площади в Петербурге


Таблица на мультимедиа:


14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади в Петербурге

План восстания

Фактические события

Подготовлен декабристами на кв. Рылеева

Доносчик сообщил о нем Николаю I

Диктатор восстания на площади князь, полковник гвардии Сергей Трубецкой

При виде 800 штыков Московского полка против 9000 пехоты, 3000 кавалерии и артиллерии Николая I не вышел на площадь

Не позволить Сенату присягнуть Николаю I,

вручить им «Манифест» Рылеева и Пущина

Сенат присягнул Николаю I в Зимнем дворце в 7 часов утра, вместо 9 часов

Гвардейский экипаж капитана А. Якубовича

-захват царской семьи в Зимнем дворце

Якубович отказался командовать захватом.

Николай I возглавил войска против заговорщиков, готовил семью к отъезду

Поручик П. Каховский совершает теракт –

убивает Николая I в Зимнем дворце

Пуля Каховского смертельно ранила генерал-губернатора М.А. Милорадовича

Войска полковника А. Булатова захватывают Петропавловскую крепость

Через царские войска пробились моряки Гвардейского экипажа Н. Бестужева и

лейб-гренадеры Н. Панова. Восставших – 3000.


По приказу Николая I их расстреливают картечью артиллеристы. Убито 1300 человек (из них 903 – мирная «чернь»)


Арестованных декабристов везли на допрос

к царю Николаю I в Зимний дворец, а затем в казематы Петропавловской крепости


Текст и картины:

14 декабря 1825г., в день вступления на престол Николая I, была предпринята попытка политического переворота, известная нам как «восстание декабристов». Первоначально оно планировалось на лето 1826 года, но внезапная смерть Александра I и междуцарствие побудили их пересмотреть свои планы. Накануне восстания декабристы собрались на квартире Кондратия Федоровича Рылеева (поэт, создатель альманаха «Полярная звезда»)


Работа Н. Домашенко «Красное вино. Заговорщики»


Черно-красный цвет создает тревожно-торжественное настроение, что соответствует предстоящему событию. В центре работы – круглый стол и 12 бокалов с красным вином, листы с планами восстания разбросаны по столу, что говорит о решительности и вере в свои силы, идеи. Фигуры и лица заговорщиков – черно-белые, как и терновый венок над головами – символ будущей муки. Чистый черный цвет траура и печали мы видим вверху и внизу работы, как бы предрекая судьбу собравшихся.


Работа Н. Домашенко «Сенатская площадь» (офорт)


Под сенью овеянных славой 1812 г. знамен вышли первыми на Сенатскую площадь 800 человек Московского полка. Во главе шел Александр Бестужев. Прибывшие выстроились у подножия памятнику Петру I в каре. Стоять было нелегко, но настроение у всех было бодрое. На глазах у построившихся Александр Бестужев точил саблю…

Между тем Рылеев был озабочен. Уже на рассвете он получил одно за другим 2 тяжелых известия, надламывались основные звенья намеченного декабристами плана восстания. Якубович отказался вести гвардейский экипаж в Зимний дворец для захвата царской резиденции и ареста царской семьи; Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь к восстанию.

Позже выяснилось, что, выбранный диктатором, Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Выяснилось еще одно, непредвиденное руководителями восстания, обстоятельство. По намеченному плану Рылеев и Пущин должны были после того, как войска явятся на Сенатскую площадь, предложить Сенату не присягать Николаю I и опубликовать, составленный декабристами, обращенный к русскому народу, Манифест. Но Николай I, уже предупрежденный доносами о готовящемся восстании, предложил Сенату собраться для принесения присяги необычно рано, в 7 часов утра, до того, как восставшие войска войдут на Сенатскую площадь. Уже в 7 час.20 мин. утра 14 декабря 1825 г.сенаторы принесли присягу и разошлись… Первые, явившиеся на Сенатскую площадь, восставшие солдаты Московского полка стояли перед пустым зданием Сената…

Николай I со своими приближенными находился на площади перед Зимним дворцом. Сенатская площадь, которую заняли восставшие, была рядом, в 10 минутах ходьбы. Петербургский военный генерал-губернатор Михаил Андреевич Милорадович уже встретился с восставшими, и встреча эта была, судя по всему, не очень мирная. Мундир его был расстегнут, воротник наполовину оборван, Андреевская лента через плечо помята, галстук скомкан. Он убеждал Николая, что «воздействовать может только сила». Но все-таки Милорадович решил поговорить с солдатами, остановить восставших. Герой Отечественной войны он знал солдат и умел говорить с ними. Опасаясь его влияния на солдат Оболнский трижды просил его этого не делать.

«Почему же мне не говорить с солдатами? – запальчиво крикнул Милорадович. И в морозном воздухе резко звучали его слова: Нет тут ни одного офицера, ни одного солдата!.. Вы – пятно России! Вы – преступники перед царем, перед Отечеством, перед светом, перед Богом! Что вы затеяли?.. Вы должны немедля пасть на колени перед царем Николаем! За мной солдаты!..»

Тогда Оболенский выхватил из рук ближайшего солдата ружье и с возгласом: «Прочь» – отстранил штыком лошадь Милорадовича, а самого его ранил в правую ногу. В этот момент раздался выстрел: пуля П.Г. Каховского смертельно ранила и свалила Милорадовича с лошади.


Работа Н. Домашенко «Гвардейский экипаж Николая Бестужева»


В это время к восставшим присоединились моряки Гвардейского экипажа под командой Николая Бестужева и лейтенанта Антона Петровича Арбузова, и лейб-гренадеры, которых привел поручик Николай Алексеевич Панов. Число восставших возросло до 3050 человек, но среди офицеров чувствовалась растерянность. Был уже час дня, а диктатора Трубецкого не было. Рылеев тщетно искал его.. Декабристы могли бы победить, т.к. в первые часы восстания Николай растерялся и, не предвидя для себя ничего хорошего, распорядился даже заготовить экипажи, чтобы вывести семью в Царское село

Восставшие солдаты и их командиры томились в это время в вынужденном бездействии, диктатора не было, Трубецкой скрылся, чувствовалось безначалие. Князь Трубецкой, не явившийся на площадь, был храбрый боевой офицер. Под Бородином он спокойно простоял 14 часов под ядрами и картечью. Под Кульмом (Австрия) шел во главе своей части с одним холодным оружием, несмотря на свистевшие над его головами пулями. В «битве народов» под Лейпцигом, кровопролитном завершающем сражении 1813 г. в войне с Наполеоном, был тяжело ранен. Почему же изменил решение князь Трубецкой в день 14 декабря, хорошо зная. Что с 2маленькими эполетами без имени» никто не решится принять команду над восставшими. Храбрый на поле боя, Трубецкой был нерешительным в особо серьезных случаях жизни. Один из основателей и деятельных членов Тайного общества, он уже задолго до 14 декабря стал страшиться радикализма П.И. Пестеля и К.Ф. Рылеева. Выбирая его диктатором, декабристы недостаточно различали военную храбрость от политического мужества. Еще утром он сказал Рылееву и Пущину, что придет на площадь. Но когда увидел, что события нарастают, он изменил товарищам. Позже он писал: «Терзаем совестью, мучим грехом грозящих бедствий, я видел, что погиб неизбежно, но решился по крайней мере, не иметь еще того на совести, чтобы быть в рядах бунтовщиков…».

Проходит час за часом, и Николай, воспользовавшись бездействием восставших, успел собрать и выставить против них 9000 штыков и 3000 сабель кавалерии, не считая, вызванных позже артиллеристов и 20000 человек, стоявших на заставе в резерве.

И когда к восставшим прибыло, наконец, подкрепление, солдатам пришлось пробиваться на Сенатскую площадь сквозь замкнутое Николаем I кольцо окружения.


Работа Н. Домашенко «Мятеж. Картечь на Сенатской»


В работе это кольцо окружения показано прямыми красными линиями, которые проходят сквозь строй восставших, и даже по памятнику Петру I. Тревожное настроение создают не только грозовые тучи, падающие фигуры, но и сочетание красного, черного и белого цветов. И земля, уходящая к горизонту, кроваво-красная, и черное небо, и обреченные решительные лица, и знамя, падающее из рук знаменосца, и фигура Петра I, возвышающегося над восставшими – все это говорит о трагичности происходящего, и уже становится ясно, что восставшие обречены на поражение


29 декабря 1825 г. восстание Черниговского полка на Украине

Таблица на мультимедиа

29 декабря 1825 г. восстание Черниговского полка на Украине


1. По доносу ранее арестован Павел Пестель – руководитель Южного общества

2. Узнав о поражении восстания в Петербурге, Сергей Иванович Муравьев-Апостол и Михаил Иванович Бестужев-Рюмин 29 декабря возглавили восстание Черниговского полка.

3. Полк не поддержали другие войска, царские войска его разгромили.

4.Офицеров увезли в Петербург для суда и следствия (5 человек).

5. Солдат трижды прогонят «сквозь строй» карательного отряда в 1000 человек (869 человек), выживших отправили на Кавказ, где в то время


Работа Н. Домашенко «Щпицрутены»

Шпицрутены – длинные гибкие палки или прутья для наказания в армии.


4.Суд и казнь декабристов в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге


Таблица на мультимедиа


Всего к следствию и суду по делу декабристов было привлечено 579 человек (79% из них являлись военными). Суд происходил в строгой тайне по 12 разрядам.

5 человек объявили «вне разрядов» и приговорили к четвертованию. Но Николай I «смягчил» приговор: 13 июля 1826 года пять декабристов были повешены на кронверке Петропавловской крепости:

Павел Пестель,

Сергей Муравьев-Апостол,

Михаил Бестужев-Рюмин,

Петр Каховский

Кондратий Рылеев

31 декабриста первого разряда осудили на отсечение головы, заменив каторгой

17 – из второго разряда – к политической смерти

На разные сроки каторги осудили около 100 обвиняемых

9 офицеров были разжалованы в рядовые

178 солдат прогнали через строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами

Весь Черниговский полк был отправлен на Кавказ на войну с горцами



Работа Н. Домашенко «Равелин»


О мрачном Алексеевском равелине Петропавловской крепости и, расположенном на его территории, страшном «Секретном доме» в городе ходили темные слухи. О тех, кто здесь сидел. Говорили как о «забытых», заживо погребенных людях, о которых опасно было вспоминать и спрашивать. Из него редко кто выходил на волю. Даже смотритель дома не имел права выходить за пределы крепости без разрешения коменданта. Сторожа равелина лишены были права переступать мостик через наполненный водою ров, соединяющий равелин с крепостью. Здесь была своя кухня, свое хозяйство, своя баня. Закупщиков провизии всегда обыскивали перед уходом в город и после возвращения. Это было мрачное царство тьмы и нечеловеческих страданий. Тюрьма была строго секретной: имя арестованного и преступление, за которое он был посажен, должны были оставаться неизвестными даже тюремщикам, и сам у узник не должен был знать, где он находится. Здесь содержались лишь политические заключенные. Их уже не называли по имени, они значились под номерами камер, в которых содержались. Отсюда отправляли только на смертную казнь или в ссылку…

В работе Н.И. Домашенко мы видим попавших в этот равелин декабристов, еще не сорваны знаки отличия, но глаза завязаны черными повязками, руки связаны за спиной. И опять сочетание контрастных цветов – красного, черного и белого. В этой работе очень хорошо показано пространство, бесконечный коридор Алексеевского равелина, сводчатый потолок с тускло светящимися фонарями. Линия горизонта занижена. Черные линии на стенах, потолке и четкая линия горизонта подчеркивают друг друга и создают замкнутое пространство. Красные круги на потолке и полуокружности арок, как бы повторяют форму стен. В работе контрастируют не только цвета, но и формы.


Работа Н. Домашенко «Допрос»


После первых допросов декабристов в Зимнем дворце Николаем I, дальнейшие допросы проводились уже в комендантском доме Петропавловской крепости. Как правило, допросы проводились ночью. Эти ночные заседания Следственного комитета напоминали собой судилища средневековой инквизиции. Декабристов водили на допросы с завязанными глазами. В первом зале их сажали за ширмы. Сидя за ширмами, декабрист мог слышать шарканье ног многочисленных жандармов. Слышался хохот, рассказывались веселые анекдоты, подчеркивалась полная безучастность к судьбе декабристов.

В другой комнате те же ширмы, за ними – 2 горящие свечи на столе и ни одного человека во всей комнате.

Наконец, заключенного вводили в третью комнату, снова надев повязку.

-Стойте на месте! Раздавался голос плац-майора. И затем после минуты мертвой тишины, отрывистый приказ великого князя Михаила Павловича басом: «Снимите платок!». Ослепленный множеством свечей, декабрист оказывался перед Следственным комитетом. Декабристы лишены были возможности защищаться. Это было не следствие в обычном понятии судебного процесса, а допрос, где следователи были одновременно и судьями. Здесь продолжались, начатые Николаем I, допросы, но только более усугубленные, с бесконечными очными ставками.

После устных вопросов декабристам направляли в запечатанных пакетах вопросные пункты, на которые они должны были дать ответы.

В работе «Допрос» художник изобразил подсудимых, отделенных друг от друга красными ширмами, на глазах у них повязки, такая же повязка одета и на Фемиду, богиню правосудия, которая как бы парит и над осужденными, и над судьями. И опять мы видим цветовые контрасты, но здесь они несут и смысловую нагрузку, не случайно фигуры декабристов высветлены, а силуэты судей показаны черным цветом, и Фемиду окружает такой же черный мрак. Образ Фемиды очень символичен, она слепа и для нее главным атрибутом становится меч, который она занесла над осужденными, а весы правосудия как бы вовсе и не нужны


Работа Н. Домашенко «Кронверк»


Не успели декабристы прийти в себя после объявления приговора, как в тот же день, около полуночи, всех разбудили предложили одеться.

Их всех вывели и собрали на крепостном дворе. Они обнимали и целовали друг друга, и только здесь узнавали, сколько их было. Многие из них впервые увидели тех, с кем им суждено было пройти рядом долгий и тяжкий путь каторги и ссылки. Казалось, это было какое-то карнавальное шествие, радостно обнимающихся людей. Здесь были генералы в парадных мундирах, офицеры в гусарских сюртуках и казематских туфлях на ногах, смесь черных фраков, изодранных тулупов, круглых шляп, грузинских папах.

Под конвоем их вывели из крепости через Петропавловские ворота. На площади слева они увидели виселицу. Гвардейские полки опоясывали полукругом площадь. На деревянных подмостках расхаживал палач в красной рубахе. На площади были разложены костры, в которых все время поддерживали огонь. Осужденных поставили четырехугольником, начли срывать с них ордена и эполеты и бросать в огонь. Волконский сам снял и бросил в огонь свои знаки отличия. Принесли шпаги. Началась так называемая гражданская казнь. По команде всех ставили на колени и над их головами ломали, заранее подпиленные, шпаги. Шпага Якушкина была недостаточно подпилена, и когда ее ломали, ударила его по голове. Церемония эта продолжалась больше часа. После нее на всех надели тюремные халаты и повели обратно.

На рассвете тюремщики начали приговоренных выводить к виселице. Пестель сказал: «Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется мы никогда не отвращали чела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно было бы нас и расстрелять!...»

Осужденных возвели на помост, подвели к виселице, накинули и затянули петли. Когда из-под ног выбили скамейку. Пестель и Бестужев-Рюмин остались висеть, а Рылеев, Муравьев-Апостол и Каховский сорвались.

_ Бедная Россия! И повесить-то порядочно не умеют! – воскликнул окровавленный Муравьев-Апостол.

В старину существовало поверье, что сорвавшихся во время казни с петель, обычно миловали. Но генерал-адъютант Чернышев, гарцевавший на коне вокруг повешенных и рассматривавший в лорнет, приказал поднять их и снова повесить. Эти трое осужденных умирали вторично.

В работе Н. Домашенко «Кронверк» показан момент казни. Еще бьют барабаны, еще напряжены лица конвоя, но для пяти декабристов уже все кончилось. Художник вознес декабристов над головами палачей, при этом заключил их в траурный черно-красный квадрат.


Декабристы в Сибири

Таблица для мультимедиа


Расправа царя: в 1826 г. более 100 декабристов отправлены на каторжные работы в Сибирь: Иркутск, Читу, Забайкалье (Нерчинские свинцовые рудники).

С 1832 г. их переводили на поселение в города и поселки Сибири.

Просветительская деятельность декабристов

-выписывали семена и распространяли овощные культуры среди крестьян (парники)

-разводили цветники и фруктовые сады

-строили мукомольные мельницы, молотильные машины, выжимали масло из конопли, создавали мастерские для производства новых сельскохозяйственных орудий

- учили грамоте крестьянских детей и взрослых

- изучали природу и историю края

Около 40 декабристов жило в Иркутской губернии:

Малая Разводная – братья Борисовы, Юшневский, Муравьев;

Урик – Волконский, Лунин, Вольф, Муравьев, Панов;

Братск – Муханов;

Оек – Трубецкой;

Смоленщина _ Бесчастный;

Тельма – Одоевский;

Хомутово – Вадковский

Декабристы имели хорошее образование: математика, медицина, музыка, география, история.

В Сибири было мало школ. Они открывали бесплатные школы, детям бедняков давали одежду и обувь, бесплатно лечили больных, писали жалобы на чиновников.

В 1856 г. после смерти Николая I им разрешили вернуться. Но через 30 лет немногие из них остались в живых. Поэтому в городах Сибири люди бережно хранят память о первых революционерах-дворянах, просветителях сибирского края.


Работа Н. Домашенко «Этап в Иркутск»

Мы видим осужденные на ссылку декабристы покидают Петербург – осужденные, но не сломленные – в арестантских серых робах с красными квадратами на спинах, означающими преступников против царя; поднимается шлагбаум – начинается новая жизнь, трудная, тяжелая, но все-таки жизнь, и символом этой жизни в работе Н.И. Домашенко выступает тревожное черно-красное небо за петербургскими воротами.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.