12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Inna15



Подготовила

учитель-логопед

Зайнулина И.В.



Лекторий для родителей

Тема: «Ох уж эти «трудные» слова!»

(предупреждение нарушений и развитие правильной

слоговой структуры слова)

В речи малыша имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет это физиологи­чески обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанель (милицианер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако если дошкольник в 4 – 5 лет произносит: касавока (сковородка), писось (пылесос), анга (нога), липека (таблетка) и пр., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. В та­ком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

При нормальном развитии ребенка овладение им слого­вой структурой происходит постепенно через ряд законо­мерно сменяющихся фаз

Схема системного развития нормальной детской речи, составленная Н.С.Жуковой по материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»

1 г. 3 мес.— 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова

(ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту

1 г. 8 мес.— 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-слож-ных словах часто

опускается один из слогов: мако (молоко);

1 г. 10 мес,— 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще

предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество

слогов в 4-сложных словах;

2 г. 1 мес.— 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги,

иногда приставки: ципиласъ (зацепилась);

2 г. 3 мес.— 3 г . слоговая структура нарушается редко, главным образом в

малознакомых словах.

К трем годам в норме все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког­да ребенок способен оценить правильность и выявить дис­гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

Формирование слоговой структуры влия­ет на успешность овладения словоизменением, словообразованием, ус­воения звукового анализа, письма и чтения.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новыми «трудными» словами (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Недостаточное развитие слоговой структуры слов в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников проблем в овладении чтением и письмом

Доказано, что для правильного становления слоговой структуры слова необходимо развитие у малыша таких неречевых процессов, как пространственная ориентация, ритмической организации движений и действий, умения слышать звуки речи и не путать их.



Чтобы предупредить появление нарушений произношения сложных слов или помочь ребенку справиться с ними, дома можно поиграть в простые игры:

Практическое осознание схемы собственного тела и тела другого человека

Вот какие мы

2 – 4 года

«Покажи свой живот, свою спинку. Живот - впереди, спинка - сзади.

Где животик? Где спинка?»;

«Что у <Лены> впереди, что сзади?»

Зарядка для кукол

4 – 7 лет

«Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.

Наводим порядок

4 – 6 лет

Разложите перед малышом в произвольном порядке варежки, перчатки, расставьте тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д. «Найди пару»;

«Правильно поставь тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно надень чешки». И др.

Уточнить пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко»

Расскажи, что видишь

(3 – 5 лет)

Впереди и позади ребенка - игрушки.

«Расскажите, какие игрушки ты видишь впереди, какие - позади».

Живые вагончики

4 – 6 лет


Ребенок выставляет игрушки в соответствии с инст­рукцией взрослого, затем называют их пространст­венные позиции. 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки»;

2) «Расскажи, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.

Угадай игрушку

4 – 6 лет

«Угадай игрушку: она находится впереди кук­лы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др.

Новый год

3 – 6 лет

Наряжая елочку обсудите с ребенком: «Звезду повесим высоко. Шар - пониже. Бусы будут висеть совсем низко».

А потом задайте вопросы : «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»

Развитие ритмической организации движений

Построим мостик

5 – 7 лет


Перед ребенком - разноцветные кубики и детали конструктора: «Построй зеленый мостик»; «Продолжи как я»:

а) чередование зеленого и красного кубиков;

б) двух зеленых, одного желтого;

в) двух зеленых, двух желтых;

г) одного кубика и одного кирпичика. И др.

Продолжи ряд (дорожку)

4 – 6 лет


«Продолжи ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка...».

«Репка».

3 – 6 лет

После чтения сказки «Репка» побеседуйте с ребенком (уточняются и закрепляются понятия): пер­вый последний, начало — середина — конец, между — за — перед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

Развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти

Яблоки

Молоток

3 – 5 лет

«Послу­шай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре фишки или хлопнуть четыре раза…);

«Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук! Постучи столько же» (хлопнуть три раза или отсиучаить по столу )

Не ошибись!

4 -7 лет

Взрослый дает ребенку задание выполнить серии вначале из двух, затем из трех движений:

1) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;
руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;
руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;

руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.;

2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...;

руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др.



Работа должна начинаться с детьми младшего дошкольного возраста для того, чтобы к моменту овладения детьми сложными грамматическими категориями и подготовки к обучению грамоте у детей не возникало существенных препятствий и трудностей.



Литература:


Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой стрктуры слов у детей. – СПб., 2000.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М., 2005.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007

Ткаченко Т.А.. Развитие фонематического восприятия детей. Альбом для индивидуальной работы с детьми. – М., 2001.

Ткаченко Т.А.. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.