Лекторий для родителей на тему «Ох уж эти "трудные" слова!»
Подготовила
учитель-логопед
Зайнулина И.В.
Лекторий для родителей
Тема: «Ох уж эти «трудные» слова!»
(предупреждение нарушений и развитие правильной
слоговой структуры слова)
В речи малыша имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанель (милицианер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако если дошкольник в 4 – 5 лет произносит: касавока (сковородка), писось (пылесос), анга (нога), липека (таблетка) и пр., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. В таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз
Схема системного развития нормальной детской речи, составленная Н.С.Жуковой по материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»
1 г. 3 мес.— 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова
(ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту
1 г. 8 мес.— 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-слож-ных словах часто
опускается один из слогов: мако (молоко);
1 г. 10 мес,— 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще
предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество
слогов в 4-сложных словах;
2 г. 1 мес.— 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги,
иногда приставки: ципиласъ (зацепилась);
2 г. 3 мес.— 3 г . слоговая структура нарушается редко, главным образом в
малознакомых словах.
К трем годам в норме все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).
Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения словоизменением, словообразованием, усвоения звукового анализа, письма и чтения.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новыми «трудными» словами (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Недостаточное развитие слоговой структуры слов в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников проблем в овладении чтением и письмом
Доказано, что для правильного становления слоговой структуры слова необходимо развитие у малыша таких неречевых процессов, как пространственная ориентация, ритмической организации движений и действий, умения слышать звуки речи и не путать их.
Чтобы предупредить появление нарушений произношения сложных слов или помочь ребенку справиться с ними, дома можно поиграть в простые игры:
Практическое осознание схемы собственного тела и тела другого человека | |
Вот какие мы 2 – 4 года | «Покажи свой живот, свою спинку. Живот - впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?» |
Зарядка для кукол 4 – 7 лет | «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др. |
Наводим порядок 4 – 6 лет | Разложите перед малышом в произвольном порядке варежки, перчатки, расставьте тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д. «Найди пару»; «Правильно поставь тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно надень чешки». И др. |
Уточнить пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко» | |
Расскажи, что видишь (3 – 5 лет) | Впереди и позади ребенка - игрушки. «Расскажите, какие игрушки ты видишь впереди, какие - позади». |
Живые вагончики 4 – 6 лет | Ребенок выставляет игрушки в соответствии с инструкцией взрослого, затем называют их пространственные позиции. 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки»; 2) «Расскажи, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др. |
Угадай игрушку 4 – 6 лет | «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др. |
Новый год 3 – 6 лет | Наряжая елочку обсудите с ребенком: «Звезду повесим высоко. Шар - пониже. Бусы будут висеть совсем низко». А потом задайте вопросы : «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?» |
Развитие ритмической организации движений | |
Построим мостик 5 – 7 лет | Перед ребенком - разноцветные кубики и детали конструктора: «Построй зеленый мостик»; «Продолжи как я»: а) чередование зеленого и красного кубиков; б) двух зеленых, одного желтого; в) двух зеленых, двух желтых; г) одного кубика и одного кирпичика. И др. |
Продолжи ряд (дорожку) 4 – 6 лет | «Продолжи ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка...». |
«Репка». 3 – 6 лет | После чтения сказки «Репка» побеседуйте с ребенком (уточняются и закрепляются понятия): первый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.). |
Развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти | |
Яблоки Молоток 3 – 5 лет | «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре фишки или хлопнуть четыре раза…); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук! Постучи столько же» (хлопнуть три раза или отсиучаить по столу ) |
Не ошибись! 4 -7 лет | Взрослый дает ребенку задание выполнить серии вначале из двух, затем из трех движений: 1) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...; руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.; 2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др. |
Работа должна начинаться с детьми младшего дошкольного возраста для того, чтобы к моменту овладения детьми сложными грамматическими категориями и подготовки к обучению грамоте у детей не возникало существенных препятствий и трудностей.
Литература:
Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой стрктуры слов у детей. – СПб., 2000.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М., 2005.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007
Ткаченко Т.А.. Развитие фонематического восприятия детей. Альбом для индивидуальной работы с детьми. – М., 2001.
Ткаченко Т.А.. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001.