Статья «Лэпбук как средство активизации речевой и познавательной деятельности дошкольников с ОНР»
ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками.
Сталкиваясь с проблемами в обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому решили применять в своей работе новое методическое пособие – лэпбук.
Это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, и отвечает требованиям к пространственной предметно-развивающей среде.
Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал. Выполняя задания ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, а также закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.
Для ребенка лэпбук – это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов.
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
Образовательный процесс выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Так при ознакомлении дошкольников с миром природы, мы используем лэпбуки «Осень», «Весна». В них собрана информация о том, какие изменения происходят осенью и весной в жизни людей, животных, растений. Дошкольник, выполняя задания и знакомясь с различными рубриками, узнает: о приметах; о перелётных птицах; о трудностях, с которыми сталкиваются животные; о том, чем занимаются люди. Рассматривая сюжетные картинки, дети могут упражняться в составлении предложений и мини-рассказов.
Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Так ранее нами была реализована проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, на основе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Целью, данной деятельности, стало развитие мелкой моторики рук посредством игр с пуговицами, формирование речевой активности и психических процессов детей с ТНР. Ключевым результатом нашего проекта стало создание лэпбука «В гости к Пуговке».
В настоящее время в системе образования часто проводят тематические недели. У нас было много подобрано дидактического материала по правилам дорожного движения. Так возникло творческое решение по созданию лэпбука «Забавный светофорчик». Это коробка, на которой по двум противоположным сторонам расположены дидактические игры по правилам дорожного движения, а на двух других светофоры: один для пешеходов и другой для водителей машин. Вовлекает в игровую деятельность «Светофорчик» для пешеходов. Он имеет вытягивающиеся две руки, в одной из которых закреплен фломастер. Он необходим, чтобы выполнять задания «Пройди по лабиринту», «Найди отличия».
С детьми средней группы была реализована проектная деятельность приуроченная к недели детской книги «В мире сказок Сутеева».
Её целью явилось создание условий для приобщения дошкольников к восприятию художественной литературы посредством сказок В. Сутеева; внедрение в работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей. Результат воплотился в создании мягкого лэпбука «Сказки Сутеева».
В наших лэпбуках хранятся материалы с разным речевым содержанием.
Включенность детей в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, а также обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
Таким образом, хочется сказать, что лэпбук – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!