12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стрижевская Оксана Евгеньевна287
Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 21 год. Победитель городского конкурса "Женщина года - 2012" в номинации "Сердце отдаю детям".
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Логопедические пособия своими руками»
5

«ИГРЫ-БРОДИЛКИ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ИГРЫ-БРОДИЛКИ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Стрижевская О.Е. учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» г. Тамбов,

striz-oksana@yandex.ru

Творчество в работе учителя-логопеда – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы. Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-логопеда он просто необходим. Кроме речевого нарушения, многие дошкольники имеют особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Учителям-логопедам, воспитателям групп комбинированной и компенсирующей направленности хорошо известно, насколько труден и длителен, бывает процесс постановки и автоматизации звука в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений утомляет детей и снижает интерес, а значит, эффективность упражнений уменьшается. Однообразное и неинтересное повторение упражнений артикуляционной гимнастики, а затем слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Поэтому возникает необходимость в использовании новых увлекательных игр, которые позволят не только разнообразить занятия с логопедом, добиться укрепления артикуляционного аппарата и успешного закрепления звуков в речи детей, но и помочь педагогам создать коррекционно-развивающую среду в группе.

У каждого учителя-логопеда имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество. Но сколько бы, ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого логопеда есть что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие. В целях повышения заинтересованности детей к выполнению артикуляционной гимнастики и для эффективного закрепления поставленного звука использую подборку игровых заданий выполненных в виде игр-бродилок, при выполнении которых  однообразный, скучный процесс повторения превращается в интересную и  увлекательную игру.

t1573908485aa.jpg

Опробовав на детях нашего детского сада данные игры, выявлено повышение качества и темпа работы дошколят. Для каждой группы звуков были выбраны герои из популярной сказки, в имени, которого есть нарушенный звук. Дети с удовольствием выполняют зарядку для язычка на шипящие звуки с Мышкой, Лягушкой, Зайчишкой и другими героями из сказки «Теремок»; работая над постановкой и автоматизацией соноров, отправляются в путешествие с веселым Колобком и тремя поросятами и так далее. Переходя от одного упражнения к другому по стрелочкам, дети наглядно видят, сколько еще заданий предстоит выполнить. Завершить игру можно, похвалив ребенка: «Молодец, Ванюша, герои сказки очень довольны, как ты выполнил задания (гимнастику для язычка)!».

t1573908485ab.jpg

Пособие многофункционально. Игры-бродилки позволяют решить следующие задачи: корригировать произношение; корригировать и развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; обогащать словарный запас; формировать грамматический строй речи; упражнять в ориентировке на плоскости листа; упражнять в счете; развивать цветовосприятие и цветоразличение; развивать мелкую моторику; воспитывать положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятие.

Кроме того игры-бродилки дают детям возможность совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (произвольность поведения, умения действовать по правилам); развивают личностные качества честности и справедливости, позволяет испытать чувства победы и поражения и другие; развивают познавательную сферу: память, словесно-логическое и образное мышление, внимание, воображение.

Цель этой игры может быть разной, благодаря чему у игр-бродилок множество вариантов. Вариант 1. Артикуляционная гимнастика (цель: развивать мышцы речевого аппарата). Вариант 2. Автоматизация звука (цель: закрепить правильное произношение звуков). Вариант 3. Словарная работа (цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме). Вариант 4. Работа над слоговой структурой слова (цель: преодоление нарушений слоговой структуры слова. Вариант 5. Дифференциация звуков (цель: учить различать смешиваемые звуки (по моторным признакам) и правильно употреблять их в собственной речи).

Кроме соревнования с кубиком и фишками можно использовать игрушки из киндер-сюрприза, камешки Марблс, для данной игры, так же подойдут пуговицы и фигурки из пластилина.  В ходе игры можно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, называть картинки, двигаясь на машинке или паровозике из киндер-сюрприза. Можно по ходу движения определить живой этот предмет или не живой, его классификацию (одежда, дикое животное, посуда и т. д.), количество слогов или место звука в слове, придумать предложение или сказку, определить нахождение одного задуманного предмета относительно другого (слева, справа, над, под, между и т. д.).

t1573908485ac.jpg

Так как игра – ведущая деятельность дошкольника, то и коррекция речи должна проходить в игровых упражнениях. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для ребенка. Поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой. Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

Опубликовано в группе «Логопедические пособия своими руками»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 16.11.19 в 15:56 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Отличный опыт работы!
Сергачева Анна Анатольевна, 04.02.20 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Евгеньевна! Обязательно воспользуюсь идеей!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.