12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Герценштейн144
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Герценштейн Анна Сергеевна,

главный библиотекарь

МКУК ЦГДБ имени А.П. Гайдара


 

Игра как средство активизации речевой функции у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР

Общее недоразвитие речи – диагноз, все чаще встречающийся у детей дошкольного возраста. Специалисты сходятся во мнении, что самое сложное на пути преодоления отставания в развитии речи – вызов потребности говорить, то есть первичное звукопроизношение. Чем раньше удастся «разговорить» ребенка с ОНР, тем больше у него шансов со временем догнать в развитии своих сверстников. Данная статья посвящена использованию игровых методик для преодоления ОНР у детей дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия.

Диагноз «моторная алалия» ставится, как правило, детям в возрасте 4-5 лет. Однако начинать коррекционную работу в этом возрасте уже, к сожалению, поздно. Родители чаще всего бьют тревогу в 3, реже в 2 года. Очень важно в этот момент не слушать окружающих, рассказывающих о случаях «чудесного исцеления», а действовать. Вне зависимости от того, каким окажется диагноз, коррекционную работу нужно начинать как можно раньше.

Основным видом деятельности для ребенка дошкольного возраста является игра. При этом надо учитывать, что у неговорящего ребенка могут быть проблемы психологического или психического характера, которые оказывают существенное влияние на процесс игровой деятельности. В зависимости от степени игрового взаимодействия ребенка с окружающими, его игровых стереотипов и навыков нужно выбирать коррекционные игры, которые подойдут конкретному малышу. Здесь ориентация на возраст весьма условна, поскольку ребенок может отставать в интеллектуальном развитии.

Таким образом, следует ориентироваться на степень ОНР. Определить степень ОНР родители могут самостоятельно, используя книгу «Преодоление общего недоразвития речи у детей». Авторы издания: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Книга предназначена для специалистов, работающих с особыми детьми, и логопедов, однако может быть использована и родителями, готовыми к несколько сложному для неспециалиста изложению материала.

В данном пособии даны исчерпывающие характеристики всех уровней ОНР и всех ступеней коррекционной работы. Кроме того, здесь представлены как тестовые игровые задания, которые помогут больше узнать о проблемах развития конкретного ребенка, так и поэтапная схема преодоления ОНР с типовыми игровыми заданиями и рекомендациями.

Игры, которые используются в коррекционной работе, всегда направлены на комплексное развитие малыша. Невозможно добиться устойчивого коррекционного эффекта, если заниматься развитием только одной стороны личности ребенка – речевой. Поскольку у неговорящего ребенка крайне узкие представления об окружающем мире, необходимо расширять его пассивный словарный запас, попутно изучая цвета, формы, животных, понятия времени и пространства и т. д. Подобные занятия проводятся с использованием обучающих карточек, игровых кубиков, различных наглядных пособий, которые можно потрогать и с которыми можно поиграть. Бизи-борды, магнитные доски, паззлы и другие подобные приспособления в процессе игры помогают развивать не только представления об окружающем мире, но и мелкую моторику, что является одним из важнейших компонентов развития речи. Пирамидки, кубики, мячики (с ребристой и гладкой поверхностью) и конструкторы помимо моторики помогают развивать пространственные представления, чувство расстояния, определять размеры и формы.

Современное изобилие разнообразных развивающих пособий игрового характера позволяет подбирать их в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Каждое такое пособие выполняет сразу несколько функций, позволяя развивать ребенка комплексно. Однако игры можно проводить с любыми подручными материалами. Если в процессе игры ребенок прикасается руками к гладкой, шершавой, колючей, рифленой поверхности и т. д., то происходит своеобразный массаж кончиков пальцев, который способствует стимуляции центров головного мозга, отвечающих за речь. При этом происходит такой массаж в процессе игры и познавательной деятельности, что только усиливает его положительное влияние. Таким образом, подобные игровые занятия могут стать отличным подспорьем в тех случаях, когда проведение массажных процедур вызывает у ребенка стойкое неприятие.

Накопление пассивного словаря, познавательная деятельность и массаж, это лишь часть коррекционной работы с ребенком. Очень важной частью этой работы является вызов собственно речевой активности. Неговорящий ребенок молчит по разным причинам. Это может быть как обычное упрямство, так и серьезные психологические проблемы, страх, физиологические проблемы (которые требуют консультации врача) и многое другое. А потому разные дети начинают проявлять свое желание говорить в разных ситуациях. Одни «разговаривают» шепотом с куклами, другие предпочитают общаться с близкими взрослыми, а третьи раскрываются только в группе сверстников. Очень важно определить те речевые ситуации, в которых ребенок стремится к взаимодействию, и, по возможности, моделировать их как можно чаще. Индивидуальная работа взрослого с ребенком описана выше, что касается работы с коллективом детей, то она должна дополнять, но никак не заменять индивидуальные коррекционно-игровые занятия. Хорошим подспорьем в организации подобных занятий станут пособия для логопедов и воспитателей, в том числе периодические издания. Например, большой объем полезной информации можно найти в журнале «Коррекционная работа в ДОУ» из серии «Комплексная поддержка воспитателя». Это издание практической направленности, в котором можно найти конспекты развивающих коррекционных занятий для детей с ОВЗ, имеющих разные диагнозы или комплексы диагнозов.

Что касается общих рекомендаций по игровой коррекции, то правил здесь не так много. Во-первых, все игры, проводимые с ребенком, должны предполагать произнесение каких-то звуков: «бух», «му», «гав», «ко-ко» и т. д. Эти звукоподражания – первая ступенька на пути развития речи. При этом совершенно не важно, что именно скажет ребенок, даже если он назовет корову «гав» или что-то в этом роде. Это второе правило. Важно стимулировать в ребенке желание говорить, а потому необходимо хвалить и радоваться любому произнесенному звуку. Время коррекции звуков настанет только на шестой стадии преодоления ОНР, то есть в самом конце пути. Неподдельная радость взрослого от каждого произнесенного слова поможет ребенку почувствовать себя увереннее. В-третьих, не нужно заставлять ребенка говорить, произносить фразы типа «скажи…», поскольку чаще всего это вызывает в ребенке негативную реакцию и нежелание идти на контакт.

И, разумеется, необходимо помнить, что ребенок – это маленькая личность, которая нуждается в одобрении и поддержке. «Ты сможешь», «у тебя получится», «ты молодец» и другие подобные фразы, произнесенные в процессе игры или после завершения какого-то действия – это лучший стимул для ребенка. Малыш, имеющий проблемы со здоровьем, социально изолирован, ему требуется поддержка и терпение со стороны взрослых, отношение которых транслируется на окружающих детей, которые, в свою очередь, начинают терпимее относиться к сверстникам с ОВЗ. Таким образом, от позиции взрослых зависит успешность вхождения ребенка в детский коллектив. И чем скорее ребенок заведет друзей среди сверстников, тем скорее появится у него надежный стимул речевого развития – желание общаться с друзьями.

Итак, коррекционные занятия с детьми с ОНР проходят в игровой форме с использованием различных приспособлений и в различных речевых ситуациях. При этом важно развивать личность ребенка комплексно, делая упор на составление пассивного словаря, развитие моторики и социальную адаптацию. При правильной организации игрового процесса и раннем начале коррекционной работы у ребенка есть все шансы к семи-восьми годам преодолеть отставание в речевом развитии. Разумеется, при сочетании нескольких диагнозов верный прогноз не сможет дать ни один специалист, поскольку каждый случай индивидуален. Кроме того, преодоление отставания не означает, что коррекционная работа окончена. Ребенок, имеющий на начальном этапе проблемы речевого характера, как правило, требует постоянной поддержки на протяжении всего периода обучения, а иногда и во взрослом возрасте. Здесь уже используются другие методики, поскольку нарушения могут быть разнообразного характера. Чаще всего у детей с моторной алалией в дальнейшем выявляется дислексия или дисграфия, однако любой выявленный диагноз можно скорректировать.

Таким образом, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем больше шансов у него вырасти полноценным членом общества. В дошкольном периоде отклонения в развитии проще скорректировать, нежели в старшем возрасте, поскольку игра стимулирует познавательную активность и способствует развитию всех центров головного мозга гораздо лучше, чем любой другой вид деятельности.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.