12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья29
1

Лэпбук как средство развития ориентировки в пространстве детей шестого года жизни

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ​​​​​​​

Дошкольный возраст рассматривается в современной педагогике как ценный и особенно значительный период в развитии психики ребенка. В этот период ребенок овладевает культурными формами сознания и деятельности, в частности, человеческими способами познания окружающего мира. Не менее благоприятным является период дошкольного возраста в развитии способностей ориентироваться в пространстве. Которые имеют универсальное значение для всех аспектов человеческой деятельности, охватывая различные стороны ее взаимодействия с реальностью.

Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Ф.Н. Шемякин установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальна разработка способов восприятия пространства детьми, полноценных пространственных представлений и навыков ориентировке в пространстве. Эта задача выступает в качестве необходимого элемента при подготовке ребенка к школе, что, в свою очередь, является одной из важнейших задач дошкольного образования.

 Для качественного овладения письмом, чтением, математикой в школе детям необходимо ещё в дошкольный период хорошо научиться ориентироваться в окружающем пространстве, знать основные направления, уметь оценивать пространственные отношения и расстояния.

Развивающая педагогика, основанная на требованиях ФГОС ДО, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.                                                                   

Дети шестого года жизни активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения). Развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.

Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога - это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.

Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная среда в группе. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Современному воспитателю постоянно приходится находиться в поиске новых форм и методов организации образовательной деятельности и игрового пространства группы.

Как известно, при организации образовательного процесса в группе зачастую возникают проблемы при взаимодействии детей друг с другом: неумение включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера.

Одним из средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук, сравнительно новое явление современной действительности.  Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга)

Лэпбук – представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини- книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал. Ребенок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть ее содержимое.

В настоящее время лэпбук является одним из способов организации учебной деятельности, это одновременно игра, и творчество, и познание и исследование нового, и повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности. Это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада.

Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем:

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;

- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;

- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.

Создание лэпбука состоит из нескольких этапов:

На первом этапе выбирается тема лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

После того, как выбрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с Лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Для ребенка лэпбук это - помощник в понимании и запоминании информации по изучаемой теме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Лэпбук как форма работы привлекает тем, что:

1. Развивает творческие способности детей, их воображение.

2. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.

3. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.

4. Это отличный способ для повторения пройденного.

В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, появляется возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук— это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Таким образом, мы видим, что метод «лэпбук» актуален и очень эффективен.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Актуальность развития ориентировки в пространстве у дошкольников обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка дошкольного возраста, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие ориентировки в пространстве. Дети шестого года жизни умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов, передвигаться в заданном направлении. М. В. Васильева определяет следующие умения детей: ориентироваться на листе бумаги, овладевать умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине.

Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости. Учатся ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги), располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между и др.) Знакомятся с планом, схемой, маршрутом, картой. Дети учатся «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы).

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть прежде всего накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Восприятие пространства не ограничивается лишь накоплением чувственного опыта.

 В содержание работы по развитию у детей ориентировки в окружающем пространстве включаются следующие задачи:

1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;     

2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;                               

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;                                

5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

В исследованиях Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, АА. Столяра подчеркивается, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, научить их строить схематические изображения ближайшего окружения, а также самостоятельно обозначать условными знаками объекты природы. Они утверждают, что овладение пространственными представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности, совершенствует сенсорные, интеллектуальные способности детей дошкольного возраста, развивает логическое мышление.

Познание пространства возрастает в зависимости от обогащения жизненного опыта, расширения знаний о предметах и явлениях внешнего мира. Чем больше расширяется круг движений, самостоятельно выполняемых ребенком, тем более точными становятся его представления о расположении предметов в пространстве, о собственных движениях.

Шорыгина Т.А. утверждает, что обучение детей умению ориентироваться на плоскости предполагает формирование у них более сложных умений, строчное размещение на листе знаков, форм, элементов рисунка. Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Она становится посильной для ребенка шестого года жизни, если осуществляется под руководством педагога.

Освоение специальных слов и грамматических форм, означающих пространственные признаки - начало нового этапа в освоении детьми пространства. Он характеризуется тем, что у ребенка начинает формироваться обобщенное знание о пространственных признаках и отношениях, отмечается переход к высшему уровню отражения пространства и ориентировки в нем.

В результате анализа педагогической и методической литературы можно сказать, что дошкольный возраст - это ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления. В данном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей в окружающем пространстве. Пространственные представления детей развиваются в разнообразной деятельности - в наблюдениях на экскурсиях и прогулках в ходе утренней гимнастики, музыкальных, физкультурных занятий, разнообразных игр. Педагогу необходимо тщательно подбирать дидактический и информационный материал для проведения данной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Для самостоятельной и игровой деятельности можно использовать лэпбук, это - помощник в понимании и запоминании информации по изучаемой теме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

При правильной разработке содержания лэпбука, развитие ориентировки в пространстве будет развиваться быстрее если обеспечить выполнение определенных условий:

1) учет базового уровня

2) доступность

В результате обучения дети должны усвоить значение большой группы «пространственных» предлогов и наречий научиться определять их в своей речи; четко ориентироваться «на себе», «на предметах»; ориентироваться в окружающем пространстве, определяя направления в пространственную размещенность предметов, как в трехмерном пространстве, так и при ориентировке на плоскости. По данной теме можно употреблять разного рода приемы обучения ориентировке в пространстве: наблюдения; пояснения; рассказ; беседа; расположение предметов относительно друг друга; графическое и словесное обозначение направлений; ориентировка в пространстве; дидактические игры; упражнения; подвижные игры; рассмотрение дидактических картинок и описание расположения предметов на них; сочинение по сюжетной картинке рассказа; сравнение парных картинок с одинаковыми предметами, находящихся в различных пространственных положенияхописание местонахождения игрушек в комнате; прятки и поиск игрушек по инструкцииориентировка на плоскостивопросы детям; показ образца.

Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как воспитание пространственных свойств, предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. Создание лэпбука позволяет всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходя к вопросу организации, подбору информации и способов ее оформления. Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования

Игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Лэпбук направлен на создание условия для свободной детской игры. Данное пособие являются наглядно-практическим методом обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Преимуществом методического пособия является возможность приобщать детей к активной совместной и самостоятельной деятельности, что обеспечивается эстетичностью, безопасностью, доступностью и удобством размещения материалов.

Таким образом, при помощи логически выстроенной системы дидактических игр и упражнений можно добиться глубокого усвоения дошкольниками пространственных понятий.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

 Включение специально подобранных в соответствии с дидактическими программными задачами дидактических игр и упражнений, предложенных в лэпбуке способствует более глубокому пониманию детьми пространственных связей между объектами. Такая системная работа способствует включению различных систем отсчета в практику игровой, бытовой деятельности детей шестого года жизни.

t1701029450aa.jpg

t1701029450ab.gif



t1701029450ac.png



t1701029450ad.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.