Статья «Использование сенсорной комнаты в коррекционной-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

9
2
Материал опубликован 31 March 2016

Использование сенсорной комнаты в коррекционной- логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речевого развития. В специальной педагогике и психологии эта проблема входит в круг особо важных.

Учителя- логопеды «Щекинского детского сада для детей с ограниченны возможностями здоровья» целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения, в ходе коррекционно-развивающей работы проводят занятия в сенсорной ком­нате («Волшебной комнате»).

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие.

Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памя­ти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на кор­рекцию личностных особенно­стей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и дефектологом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эф­фективную и результативную работу.

В рамках сенсорной комнаты нами часто проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологии (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие).

Наблюдения за детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов (цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, конструктор, разнообразные игрушки) большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком. Заходя в «Волшебную комнату», дети сами просят: «Давайте поиграем в песочек и воду». Для детей это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Песко- и водотерапия - мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы, направленный на коррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию речевых нарушений).

С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы), активизация развития устной речи.

Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

Предлагаю несколько примеров использования песка и воды в коррекционной работе с детьми.

На развитие диафрагмального дыхания мы используем такие упражнения и игры на воде и песке:

- «Выровняй дорогу». Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.

- «Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

- «На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и

совершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.

На этапе формирования артикуляторной моторики, развития артикуляционных движений и постановки звука выполнение артикуляционной гимнастики сочетается с играми на песке и воде.

На этапе автоматизации звуков используются следующие упражнения:

- «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.

- «Горочка». Набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).

- «Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками и др.

Для развития фонематического слуха полезны следующие упражнения:

- «Прятки». Опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

- «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

- «Два моря». В оба контейнера рабочего стола наливается вода. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).

- «Искатель». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй) и раскладывает на две группы и др.

При совершенствовании лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т.д.

При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.

При рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.

- «Дорисуй картинку». Логопед рисует заданный предмет на песке, а ребенок дорисовывает песочную картинку и составляет по ней предложение или рассказ и др.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки для водо- и пескотерапии, пальчиковый театр, объемные лото-диорамы. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

Игры-драматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.

Логопедические игры с песком и водой на занятиях в рамках сенсорной комнаты с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.

В оборудование сенсорной комнаты входит музыкальное оборудование с подбором дисков с записями различной музыки, обладающей релаксационными и активизирующими свойствами, звуков природы, голосами животных и птиц. В зависимости от тематики логопедического занятия педагог подбирает музыкальный фон.

На логопедических занятиях в «Волшебной комнате» эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Цветное настроение». Использование данной технологии благотворно действует на нервную систему, стимулирует развитие психических процессов, создает хорошее настроение. Из различных по форме, цвету, размеру, текстуре, объему стеклянных элементов мозаики «Цветное настроение» учащиеся выкладывают отдельные предметы (буквы, цифры, символы, живые и неживые предметы и т.д.), сюжетные картины.

«Волшебная комната» - это необыкновенная сказка, создающая отличное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм ребенка, что делает ее необходимой в коррекционно-развивающей работе логопеда.

 

Литература

1. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. Учебно-методическое пособие/ Под. ред.С.В. Жолована. –СПб:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

2.Хоботова С.А. Из опыта работы с безречевыми детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники на базе сенсорной комнаты. // Логопед, №6, 2011 .

3.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. – М.: ЛОГОМАГ, отдано в печать (февраль 2012).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Александровна, спасибо, очень хорошая статья! Успехов и удачи!

13 November 2016

Согласна с коллегой, спасибо!

19 March 2017

Похожие публикации