Планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Москвина О.В.старший воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей рабочего поселка Солнечный.
Изложен современный подход к планированию воспитательно-образовательной деятельности в соответствии ФГОС. Построение планирования «План-дело-анализ».
Ключевые слова: дошкольный возраст, планирование, ФГОС, проект.
Актуальность состоит в том что, впервые ребенок-дошкольник включен в планирование образовательной деятельности, отвечающая требованиям стандарта дошкольного образования, через проектированную деятельность.
Сегодня перед педагогами ДОУ встал ответственный долг - перед государством, перед подрастающим поколением, воспитанниками и их родителями. Возникает много вопросов, как соответствовать всем требованиям федеральных стандартов, нормативных документов.
С введением ФГОС воспитателю детских садов, необходимо пересмотреть весь педагогический процесс. Что же необходимо для того чтобы стандарт был реализован? Условия т.е. социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, который представляется взрослыми и детьми.
Новый Стандарт в первую очередь предъявляет требования к образовательной среде, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей. Из комментариев к ФГОС ДО (к разделу II п.2.7.) «Содержание образовательной программы ДО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации …»
Я как старший воспитатель детского сада, поставила перед собой цель: найти новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, отвечающие сегодняшним требованиям федерального стандарта. С чего начать? Как изменить и планировать, учитывая все требования, которые будут обращены на развивающую среду, на индивидуализацию, на родителей (законных представителей) как равноправных участников образовательной деятельности. Книги, журналы, интернет – были моими помощниками. Посетив вебинар Л.В. Свирской (Михайловой): «ФГОС дошкольного образования. Образовательные действия для достижения цели. Вовлечение детей и родителей
в планирование образовательной деятельности», я заинтересовалась современным планированием. Окончательной моей находкой было методическое пособие Лидии Свирской и Ларисы Роменской «ФГОС дошкольного образования». Авторы раскрыли свой рецепт внедрения ФГОС ДО, предложили три модели планирования. Творческой группой детского сада были изучены все три модели и выбрана первая модель: «План-дело-анализ».
Для осуществления нашей цели была проанализирована развивающая среда. Приобретены и изучены книги из новой серии пособий «Работаем по ФГОС дошкольного образования», автором которой является Л.В.Михайлова-Свирская.
Мы провели незапланированный - экстренный педсовет, где я познакомила педагогов с проектным планированием. В нашем ДОУ 12 групп, мы решили для эксперимента выбрать одну группу, которая будет внедрять модель планирования «План-дело-анализ». Начинать всегда трудно, много зависит от педагогов. Необходимо было выбрать таких педагогов, которые бы соответствовали педагогическому стандарту, творческих, инициативных, умеющих быстро перестраиваться.
Решением педагогического совета была выбрана средняя группа. Пересмотрен распорядок дня в холодный период времени, т.к. сетка образовательной деятельности в этой группе меняется. Утренний распорядок у них прежний, в 9часов в группе собирается детский совет, или можно назвать групповым сбором, т.к. могут присутствовать специалисты ДОУ, родители воспитанников. На этом сборе дети обговаривают планирование деятельности (места работы, материалы, выбор товарища) индивидуальная или совместная деятельность в групповых развивающих центрах. Договорившись, дети расходятся по центрам, где педагог создал развивающую среду теме. Тему ребята выбирают в конце недели. Бывает, что ребята планируют разносторонние темы, самое главное услышать каждого ребёнка и наметить последовательно все предложенные темы. Например: Витя захотел узнать как двигается часовая стрелка, Лену волнует вопрос: «Куда делись насекомые?». Воспитатель: «Какой Витя молодец, предложил такую интересную тему, давай мы с тобой договоримся, как мы поможем разобраться Лене, куда исчезают насекомые осенью, а потом вместе со всеми разберёмся о часах». Совместно дети решают, что нужно сделать, чтобы это узнать, используя модель трех вопросов:
Что мы знаем |
Что мы хотим узнать |
Что сделать, чтобы узнать |
Дети выступают инициаторами планирования своей деятельности, модератором является воспитатель. Взрослые помогают дошкольникам освоить навыки планирования. Педагог при необходимости проводит беседу с ребятами, которые «мешают» планированию, не могут договориться, размышляют над последовательностью действий детей, помогают понять логику их действий. Дети ещё не умеют писать, поэтому воспитатель записывает все идеи и планы, предложенные детьми, и может быть их родителями. Педагог, чтобы детям было понятно, использует условные обозначения или знаки.
Исходя из запроса составляется план: Витя – найдет в книге, Маша предложила нарисовать, Лёша поэкспериментировать и т.д. Планирование на неделю воспитатель записывает на большой лист (может продолжаться и дольше, пока у ребят будет интерес), те виды деятельности, которые требуют большей подготовки, планируются к концу недели, дети вовлекают родителей в планирование, вместе ищут необходимую информацию, картинки, предметы и т.д. Лист вывешивается на доске, где ребята могут дополнить данное планирование. В центре указана тема проекта, вокруг пять областей, в каждой указывается планирование в данной области. На обратной стороне листа педагог указывает цели, задачи по каждой области. Так как мы работаем с учетом примерной образовательной программы «Радуга» под редакцией научного руководителя Е.В.Соловьевой, каждая область имеет свой цвет, ребята хорошо ориентируются, даже не читая. Таким образом, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности: они активные участники, реализующие свои интересы, потребности в учении, в общении, они влияют на выбор темы проекта, устанавливая последовательность и продолжительность его действия.
Дневной итоговый сбор проводится ежедневно, после того как ребята реализуют свой план в любом из центров (науки, математики, книги, искусства и т.д), дошкольники приносят свои результаты, совместно проходит обсуждение, индивидуальные достижения и общие итоги, не остаются в стороне деятельность ребят которые невозможно донести (строительство, опыты и т.д).
Для лучшего освоения планирования своей деятельности на целый день, по приходу в детский сад, детям предлагаются карточки, обозначенные детскими видами деятельности (настольно-печатные игры, театральные игры, спортивные игры, дежурство и т.д.). Ребёнку предлагают выбрать, чем он будет заниматься утром, на прогулке и вечером, он смотрит на картинки и выбирает деятельность по душе. Воспитатель - их помощник в распределении времени: что удобно запланировать утром, а что лучше вечером и почему? В конце дня проводится также подведение итогов; задаются вопросы, побуждающие на успех деятельности, получилось ли реализовать запланированный план, если не получилось то почему?
Проблемы возникают, и одна из главных это составление рабочих программ, как составить перспективное планирование в экспериментальной группе? С педагогами мы решили заменить перспективное планирование на проектные, тематические карты. Темы по временам года, по календарным праздникам, все равно будут выбираться ребятами. Бывает, что ребята запрашивают такие темы как: «Можно ли жить на Солнце?», «Из чего состоят Фиксики?», здесь модератор –воспитатель в первом случае, запускает проект – «Космос», во втором случае «Фиксики изучают бытовую технику». Дети про любимых своих героев узнают больше, и закрепят знания о бытовой техники.
Примерное перспективное планирование в старшей группе работающей по планированию «План-дело-анализ». Темы могут дополняться, изменяться – если будет детский запрос данной темы.
Таким образом, дети при выходе из детского сада будут инициативны, самостоятельны, уверенные в своих силах, смогут положительно относиться к сверстникам, договариваться, у них будет сформировано умение планировать свою деятельность рационально.
Лихина Елена Викторовна
Москвина Оксана Валентиновна