Лэпбук по математике своими руками «Цветная геометрия»
Актуальность.
Для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать геометрические представления.
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Форма является важным свойством окружающих предметов, она получила свое обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия: зрительное, тактильное и слуховое.
С целью освоения дошкольниками формы, размерных отношений были разработаны дидактические игры, которые объединены в лэпбук «Цветная геометрия». В лэпбуке объединены игры для формирования геометрических представлений детей от 3 лет, а также детей с ОВЗ. В ходе выполнения заданий лэпбука дети учатся распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах, на рисунках, моделях; овладевать графическими умениями.
Уже сама обложка лэпбука представляет собой игровое поле с геометрическими фигурами (на липучках) разной формы и цвета.
Цель: развивать представления детей о геометрических фигурах (Какая фигура (название)? Какого цвета? Большая или маленькая? Есть ли углы и сколько их? На что похожа? Найди для фигуры домик и др.).
«Цветная геометрия» (геометрические фигуры и стихотворения о геометрических фигурах)» (8 карточек).
Цель: расширять и обогащать представления детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале, ромбе, трапеции, полукруге).
Далее на первом внутреннем полотне расположена игра «Геометрическое лото».
Игра «Геометрическое лото».
Цель: развивать представление о геометрических фигурах, их цвете (основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Материал: круг со стрелкой для «выбора-разыгрывания» фигуры, карточки с заполненными полями (16 карточек), геометрические фигуры из кассы геометрических фигур для заданий.
Ход: педагог выбирает фигуру на круге, называет, дети накладывают такую же фигуру из кассы, если такая фигура есть на их карточке. Выигрывает тот, на карточке которого раньше других выпадут все фигуры.
Рядом со стихотворениями о геометрических фигурах на центральном поле - игра «Веселые вкладыши».
Игра «Веселые вкладыши».
Цель: развивать умение различать форму плоских геометрических фигур, развивать сенсомоторную координацию.
Материал: фигуры (из фоамирана) с вырубками, вкладыши на ленточных петельках.
Ход: педагог предлагает подобрать для каждой фигуры вкладыши в соответствии с цветом и формой, описать, что это за фигура, какого цвета.
В нижней части центрального поля располагается собственно «Касса геометрических фигур», которая используется для организации самостоятельных игр («Найди фигуру», «Подбери по признаку», «Назови одним словом», «Найди лишнюю фигуру»), а также игр из лэпбука.
Игра «Найди фигуру»
Цель: учить детей различать геометрические фигуры, сравнивать фигуры, развивать долговременную память.
Ход: предложить детям рассмотреть геометрические формы – круг, треугольник, квадрат и др. Педагог отсчитывает по 5 (либо отхлопывает) и предлагает детям отыскать среди фигур ту, которую назвал педагог.
Раз, два, три, четыре, пять,
Желтый треугольник идем искать!
(красный квадрат, синюю трапецию, крышу дома, вкусное яблоко и пр.) Ребенок должен показать фигуру, описать.
Упражнение можно варьировать либо называя фигуру, либо показывая такую же, либо называя предмет и предложить детям подобрать фигуру, подобную названному предмету.
Игра «Подбери по признаку».
Цель: развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер, цвет, форма).
Материал: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие, разных цветов.
Ход: педагог кладет на стол два круга. Детям раздается геометрические фигуры двух величин. Педагог предлагает разложить детям свои фигуры, учитывая размер (форму, цвет): около большого круга дети кладут большие фигуры, около маленького круга - маленькие.
Игра «Назови одним словом».
Цель: развивать умение называть геометрические фигуры по признаку обобщающим словом.
Материал: геометрические фигуры (большие и маленькие; квадраты, треугольники и т.д.).
Ход: перед ребенком выкладываются четыре геометрических фигуры одного вида (квадраты (треугольники, круги и др.) разного цвета, либо только большие геометрические фигуры, либо разные фигуры, но одного цвета. Ребенок должен определить общий признак (одинаковые геометрические фигуры, либо одного размера, либо одного цвета).
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Цель: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Материал: геометрические фигуры из кассы фигур.
Ход: ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. Например,
1) ромб, квадрат, круг, треугольник; лишний круг, так как он без углов;
2) красный квадрат, синий круг, красный треугольник, красный овал; лишний круг, так как он синий;
3) квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник; лишний треугольник, так как у него три угла, а остальные четырехугольники и пр.
На боковой стороне внутреннего поля располагаются игры «Геометрические пазлы» и «Составь по образцу»
Игра «Геометрические пазлы».
Цель: учить соотносить контур и цвет плоскостной фигуры с объемным предметом по признакам, уметь называть их.
Материалы: карточки (пазлы) с названием фигуры (буквенное обозначение), контуром фигуры, цветовой палитры, изображением объемного предмета для составления логического ряда.
Ход: педагог выкладывает большую карточку с буквенным обозначением фигуры, озвучивает, далее предлагает из деталей-пазлов составить логический ряд: контур – цвет – изображение объемного предмета.
Игра «Составь по образцу».
Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры, определять цвет, развивать внимание, мышление
Материалы: карточки с изображением последовательности геометрических фигур, фигуры из кассы фигур.
Ход: педагог предлагает детям рассмотреть карточку, назвать фигуры и цвет. Далее, используя фигуры из кассы повторить последовательность на свободном поле. Можно усложнить задание, предложить назвать соседей фигуры, предметы-аналоги вокруг.
На обороте - игры «Разноцветные прищепки» и «Разрезные картинки».
Игра «Разрезные картинки».
Цель: формировать представление о целостном образе предмета, учить соотносить предмет с геометрической фигурой.
Материалы: разрезные картинки из 2-х частей (пирамидка, радуга, солнце, венок, мяч, печенье, подушка, воздушный змей, дорожный знак, долька арбуза, часы, сумка, яйцо, юбка, шарик), геометрические фигуры из кассы фигур.
Ход: перед детьми разложены разрезные картинки с изображением предметов, педагог предлагает сложить картинку, чтобы получился целый предмет, подобрать геометрическую фигуру, сходную с изображенным предметом, дать описание.
Игра «Разноцветные прищепки».
Цель: развивать мелкую моторику, восприятие, закреплять умение выделять фигуру по образцу, учитывая цвет.
Материал: карточки с изображением фигур, прищепки (разноцветные).
Ход: педагог предлагает ребенку выбрать на карточке фигуру, соответствующую образцу в центре, учитывая цвет, прикрепить прищепку по цвету.
На обратной стороне лэпбука расположен карман с задание «Геометрический планшет» и конверт-органайзер для заданий.
Игра «Найди фигуру (предмет)».
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных предметов (разработаны при помощи Конструктора картинок – 2 Мерсибо), геометрические фигуры из кассы для образца.
Ход: дети рассматривают картинку, педагог предлагает найти предмет, сходный по форме с представленными образцами.
Графические упражнения
«Математический (геометрический) планшет». Цель: формировать умение ребенка повторять предложенную схему, развивать мелкую моторику, закреплять знания о геометрических фигурах.
Ход: педагог предлагает ребенку рассмотреть карточку, рассказать, что изображено, а затем и повторить фигуру по точкам.
«Геометрические лабиринты». Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры, развивать внимание, пространственное мышление, моторику, тренировать зрительную память.
Ход: ребенку необходимо раскрасить указанные геометрические фигуры, создавая дорожку, чтобы помочь животному пройти к игрушке, еде.
«Геометрическая путаница». Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах, умение различать по цвету, размеру, развивать пространственное восприятие, концентрацию и способность переключать внимание.
Ход: педагог предлагает ребенку выполнить задание на карточке, а именно найти какие геометрические фигуры «спрятались» и посчитать их.
«Цветная геометрия» (карточки + стихотворения):
Цветная геометрия (карточки+стихотворения)
PDF / 947.91 Кб
https://childdevelop.ru/ - идея графических заданий;
https://yandex.ru/images/ - картинки, фоны;
http://tikhomirova.byratino31.caduk.ru/p5aa1.html - описание игр по формированию геометрических представлений детей дошкольного возраста;
Ватолина Светлана Анатольевна
Янакова Ольга Александровна
Хохлова Нина Борисовна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Забелина Маргарита Владимировна
Янакова Ольга Александровна
Лещёва Светлана Николаевна
Янакова Ольга Александровна
Садварий Жанна Владиславовна
Янакова Ольга Александровна
Кадырова Ольга Игоревна
Янакова Ольга Александровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Янакова Ольга Александровна
Ефимова Алла Ивановна