Конспект НОД по лепке «Пернатые, колючие, чешуйчатые …»
Конспект НОД (Область:Художественно-эстетическое развитие)
Лепка-экспериментирование с художественными материалами «Пернатые, колючие, чешуйчатые …»
Составила: Воспитатель- Ильясова Л.И.
Цель:
познавательное развитие- закреплять знание детей о диких животных, рыбах и птицах, об их внешнем виде, развивать воображение, вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, колючки, чешуя);
художественно-эстетическое развитие- инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, прокалывание, отпечатки); совершенствовать технику скульптурной лепки;
физическое развитие- развивать мелкую моторику, мускулатуру пальцев;
социально-коммуникативное развитие - учить обыгрывать свои работы, воспитывать любовь к животным и природе;
речевое развитие - развивать литературную речь детей, развивать умение поддерживать беседу
Предварительная работа-рассматривание изображений птиц, зверей, беседа об особенностях покрытия их тела, наблюдения за обитателями живого уголка, знакомство с образами разных животных в произведениях декоративно-прикладного искусства, рассматривание предметов мелкой пластики
Предметно-развивающая среда и материал к НОД-пластилин, вода, салфетки, клеенки,различный материал- разные стеки, зубочистки, семечки, трубочки для коктейля, колпачки фломастеров и ручек, лепные фигуры зайчика, ежика, птички
Ход НОД:
Беседа о подготовке животных к зиме:
Ребята, скоро зима! Все готовятся к этому времени года- люди, животные, птицы, рыбы.
Загадка о еже:
Он живёт в норе под ёлкой, Носит колкие иголки. Если вдруг клубком свернётся - Хищный зверь ни с чем вернётся. В зубы, в лапы не возьмёшь Как его прозвали?...
Расскажите, как готовятся к зиме ежи? Выставляю иллюстрацию ежа по ходу рассказывания детей.
Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, не менее полутора метров глубиной, иначе в холодную зиму с сильными заморозками ежи могут просто замерзнуть и не выжить. Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку. Период зимней спячки начинается у ежей с наступлением первых зимних заморозков в октябре. Еж – всеядное животное. В рацион его питания входят насекомые, гусеницы, слизни, дождевые черви. С удовольствием ежи поедают яйца мелких птиц, кушают ягоды и опавшие фрукты. Непременное условие выживания ежей – это накопление жировой прослойки за лето, за счет которой животное зимой живет. Вот как ежик готовится к зиме, основательно и серьезно!
Показ картины на ТВ- Воробьи.
А как готовятся к зиме птицы?
Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами. Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки.
А сейчас я вам расскажу , как готовятся к зиме рыбы. Или вы знаете, как они готовятся? (слайд рыбы-щуки)
Рыбы подготавливаются к зимнему времени года с лета — в середине августа. Рыба начинает плавать неподалеку от берега и очень много питаться. Это она делает для того, чтобы без проблем пережить зимнее голодание. Ведь с наступлением холодов она питается, в основном, запасами своего жира, который наела за август. В начале ноября активное собирание запасов временно приостанавливается. Кушать рыба начинает снова, когда на воде появляется первый лед. Ближе к зиме рыбы собираются в стаи, чтобы зимовать. Они опускаются в самую глубину рек и озер. Их тело покрывается густым, как шубой, слоем слизи. Всю зимурыбки проводят на дне водоема, ведь там вода не замерзает даже в лютые морозы. К зимнему периоду у рыб отмечается неподвижность и вялость.
Педагог выставляет на 3 столах основы- море, лес, кормушка. Это готовое жилье для животных, птиц и рыб, а его обитателей вы слепите сами.
Воспитатель показывает ежика без колючек и говорит от его имени: «Я-ежик, ни головы, ни ножек! Но где ж мои колючки? Как я буду защищаться от лисы?»
Ребенок сам рассказывает, как слепить ежа, а педагог предлагает сделать колючки из семечек или зубочисток по выбору. Воспитатель берет семечки или зубочистку и делает проколы на спинке ежика, имитируя колючки.
Педагог вносит лепную птичку и говорит: « Я-воробышек, чик-чирик, потерял свои перышки, чик-чирик». Спрашивает, как можно помочь бедному воробышку и что с ним может случиться «без одежки»? Далее объяснение педагогом лепки птички.И предложение-как и с помощью чего изобразить перышки (процарапывание стекой)
Далее объяснение педагогом лепки рыбы. Предлагает с помощью трубочки для коктейля, колпачков фломастера или авторучкиотпечатать чешую.
Дети обдумывают, кто кого будет лепить, и самостоятельно выбирают художественный материал и инструменты.
Физминутка: Малоподвижная игра. Воздух, вода, земля.
Далее - изодеятельность детей под фонограмму звуков леса и моря
Анализ работы детей и обыгрывание слепленных животных.
Педагог подводит всех детей к аквариуму- кто лепил рыбок, чем пользовались в работе; у кормушки- как и с помощью чего вы изобразили перышки; что вам понадобилось для изготовления иголок ежу. Общая похвала и предложение- поиграть со своими работами