Пояснительная записка к презентации
ГКОУ «Центр образования Самарской области»
Конспект урока литературы в 12 классе «Тема родины в лирике М. И. Цветаевой»
Подготовила учитель русского языка
и литературы филиала № 1
Новокрещенова Алла Владимировна
Самара 2023
«Россия, моя Россия, Зачем так ярко горишь?».
Тип урока: урок-открытие
Цель:
Оборудование: презентация, аудиозаписи, раздаточный материал.
Планируемые результаты урока:
Предметные результаты: представление темы Родины в поэзии М.И. Цветаевой и определение гражданской позиции лирической героини М.И. Цветаевой; отработка приемов анализа лирических текстов, выразительное чтение стихов..
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: целеполагание; планирование деятельности в учебной ситуации; поиск и выделение необходимой информации; самоконтроль и самооценка.
- Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы: уметь формулировать и аргументировать собственное мнение; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
- Познавательные УУД: владеть смысловым чтением; осознавать познавательную задачу; производить операции анализа и сравнения; делать обобщения ивыводы.
Личностные результаты: воспитание патриотизма и чувства ответственности перед Родиной; развитие эстетического вкуса, формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Методы:
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Беседа. Учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение ими уже изученного.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. С этой целью широко используются экранные технические средства.
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый, или эвристический, метод обучения, а также : наблюдение, сравнение, обобщение, поиск информации
Формы организации учебной деятельности учащихся:
1) фронтальная работа (беседа, обсуждение, сравнение). Применяется при одновременном выполнении одинаковой, общей для всех работы.
2) групповая форма работы: деление класса на группы, которые получают дифференцированное задание и выполняют его совместно.
Средства обучения:
Технические средства обучения (ТСО). Применение ТСО улучшает дидактические условия процесса учения, расширяет дидактический инструментарий, с помощью которого учитель управляет процессом обучения, усиливает его информативность. Под ТСО понимаются и электронные средства обучения, созданные с помощью информационных технологий.
Тексты стихотворений М.Цветаевой, вопросы для групповой работы.
Межпредметные связи: история, религия, русский язык
Эпиграф урока: «Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью». (М. И. Цветаева)
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Вслушаемся в строки стихотворения М.Цветаевой «Лучина». Аудиозапись или прочтение стихотворения «Лучина».
- Как вы думаете, как будет звучать тема урока сегодня? (Тема Родины в творчестве Цветаевой)
-А что такое родина для вас? (дом, место, где живёшь)
Я немного перефразирую тему урока: Тема дома – Родины в творчестве М.Цветаевой.
- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?
(Родина, Россия - это не только одна из центральных тем творчества Цветаевой, но и её жизнь, неповторимый образ души самого поэта)
- Как на ваш взгляд, перекликаются с темой строчки эпиграфа?
- Попробуйте, исходя из сделанных выводов, сформулировать цель урока?
(исследовать (рассмотреть) тему Родины в поэзии М. И. Цветаевой)
Задачи. План урока
Перелистать страницы творчества М.Цветаевой.
1)Какой видим Родину в ранних стихах М.Цветаевой?
2)Как через Москву поэт постигает Россию? (Цикл “Стихи о Москве”)
3) Как в стихотворениях периода эмиграции раскрывается тема Родины?
Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, для этого просто откройте своё сердце, дайте выход своим чувствам и эмоциям. Представьте лето, маленький городок над чистой и рыбной рекой Окой, центр России.
И слушайте …
Чтение 1
Ах, золотые деньки! | К Богу идут облака; |
Беседа на восприятие.
- Ваше впечатление? Что почувствовали, увидели?
Учитель.В ранних стихах Цветаевой Родина – это дом, уют, детская комната, это и «ножек шаловливых по паркету стук, и улыбки предков с портретов на стене, и книги с золотыми именами – «Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий».
Ответили на первый вопрос.
2. Цикл “Стихи о Москве” У меня в Москве купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят…
Учитель.Развитие темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой она чувствовала себя легко и счастливо, несмотря на переживания и жизненные неудобства. Сердцем России для Марины Цветаевой всегда была Москва, древняя столица нашей Родины. В то время, когда современники поэтессы пели оды Северной Пальмире, Петербургу, вопреки всем и вся Цветаева писала о Москве.. В ранней лирике Марины Цветаевой есть целый цикл стихотворений, который так и называется «Стихи о Москве». 9 стихотворений этого цикла создавались с конца марта по середину августа 1916 года. Стихи эти во многом отличаются от юношеских стихотворений. Начиная с этого времени.. можно говорить о её зрелом творчестве.
Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой .Давайте попробуем определить, какая она, Москва М.Цветаевой?
Чтение 2
Из рук моих — нерукотворный град | Прими, мой древний, вдохновенный друг. |
Чтение 3
Москва! Какой огромный | Младенец Пантелеймон |
Какая она, Москва М.Цветаевой?.?
Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой: город православных храмов и народных традиций. Город, в который ведут все дороги, в котором каждому есть место. Москва Марины Цветаевой не просто великолепный город с богатым историческим прошлым. И не только город, в котором поэтесса родилась и с которым чувствует неразрывную связь. Цветаева постоянно подчёркивает, что прежде всего Москва – это священный город. В ней «сорок сороков церквей». В ней «накрапывает колокольный дождь».
Цикл «Стихи о Москве» наполнен религиозной символикой. Здесь постоянно упоминаются церкви, православные праздники. Кресты, паломники ‒ богомольцы.
Тема Родины, острое чувство России, её природы, её истории, её национального характера в стихотворениях о Москве. Восхищение столицей, любовь и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества, старинной и величественной, гордой и героической, традиционной и народной мы увидим в стихах Цпоэта. Москва потому и называется поэтом «нерукотворным градом», что природа ее - духовная.
Это духовное наследство дано человеку на всю жизнь - от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей, собственно, и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла - о рождении поэта.
Чтение 4
Красною кистью... Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов | День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. |
Учитель. В этом стихотворении мы встречаем один из главнейших образов в творчестве Марины Цветаевой . Он одновременно связан и с образом Родины, России. Какой?
Вывод. Для М. И. Цветаевой Москва – это значит вся Россия: Цветаева постигала Россию, погружаясь в стихию народной песенной и сказочной культуры Москвы. Москва - часть ее души, души истинно русского поэта. Русь у нее - прежде всего «московская»
Ответили на второй вопрос. Вывод – в тетради.
3.Стихи периода эмиграции и изгнания 1922-1939 г.г В поздней лирике Марины Цветаевой не встретить той восторженности, которая сквозила в её юношеских стихах. Пережитые испытания и потери изменили поэта. Заставили совершенно иначе звучать её голос.
История создания стих. «Тоска по родине! Давно…»
Ученик. Для многих поэтов Серебряного века революция стала настоящим испытанием, ведь далеко не все они смогли вписаться в новый строй. И хотя Цветаева не подвергалась гонениям, ее творчество было признано бесполезным для революции, так что о поэтессе просто забыли. Но она не могла смириться с забвением В 1922 году М.Ц. с Сергеем Эфроном уехала в эмиграцию – семья поселилась в Праге. Чехия, хотя поэтесса её и любила, не смогла стать для неё домом , и вскоре Цв. заскучала по России, несмотря на то, что за границей её семья прожила много лет, Именно с этой тоской и связана история создания произведения, которое поэтесса написала в 1934 году.
Чтение 5
Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно - Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что - мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной - непременно - В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться - мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично - на каком Непонимаемой быть встречным! | (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...) Двадцатого столетья - он, А я - до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне всe - равны, мне всe - равно, И, может быть, всего равнее - Роднее бывшее - всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты - как рукой сняло: Душа, родившаяся - где-то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей - поперек! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все - равно, и все - едино. Но если по дороге - куст Встает, особенно - рябина... 1934 |
- Ваше впечатление? Что увидели, почувствовали?
- Проанализируем стихотворение.
Для этого поработаем в парах. Для того чтобы понять, о чём это стихотворение, какова его идея, ответьте на вопросы, которые лежат у вас на партах, запишите свои выводы.
- Выступления групп
1 группа
Какие слова повторяются в стихотворении? Почему? Что они значат?
2 группа
Назовите однокоренные слова со словом «родной». Какова причина, заставившая поэта многократно их употребить? Найдите в тексте контектуальные синонимы к этим словам. Зачем они?
3 группа
Какова роль пунктуационных знаков в стихотворении? (посчитайте их)
4 группа
Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл?
Какой приём использовала М.И. Цветаева?
5 группа.
Какие художественные и изобразительные средства использует автор для раскрытия содержания?
Вывод:
- О чем это стихотворение?
- Какова идея данного стихотворения? Записать в тетрадь.
Учитель. Стихотворение «Тоска по родине» (1934г.) стало классическим выражением эмигрантской ностальгии.
Выразительное чтение стихотворения учениками.
Стихотворение «Родина»
История создания
Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а позже в свой любимый Париж, где обосновалась вместе с детьми и мужем Сергеем Эфронтом. Цветаева не приняла революцию и в 1922 году покинула Россию. В 1932 году, когда было создано произведение, поэтесса жила с семьёй во Франции в крайней бедности. Кому посвящено произведение «Родина»? Прежде всего, стране и соотечественникам, разделившим с поэтессой тяжёлые испытания века. Тяготы эмиграции, тоска по навсегда потерянной родной стране, какой автор знала её до революции, побуждали Цветаеву сердцем стремиться в прошлое, в «даль», которая когда-то казалась близкой. Россия в старом и привычном понимании перестала существовать для Марины Цветаевой, поэтому в 1922 году, чудом добившись разрешения на эмиграцию, поэтесса была уверена, что навсегда сможет избавиться от кошмаров, голода, неустроенного быта и страха за собственную жизнь.
Однако вместе с относительным достатком и спокойствием пришла нестерпимая тоска по Родине, которая была настолько изматывающей, что поэтесса буквально грезила возвращением в Москву. Вопреки здравому смыслу и приходящим из России сообщениям о красном терроре, арестах и массовых расстрелах тех, кто когда-то являлся цветом русской интеллигенции. В 1932 году Цветаева написала удивительно пронзительное и очень личное стихотворение «Родина», которое впоследствии сыграло в ее судьбе немаловажную роль. Когда семья поэтессы все же приняла решение вернуться в Москву и подала соответствующие документы в советское посольство, именно стихотворение «Родина» рассматривалось в качестве одного из аргументов в пользу принятия чиновниками положительного решения. В нем они усмотрели не только лояльность к новой власти, но и искренний патриотизм, который в то время активно культивировался среди всех без исключения слоев населения.
О, неподатливый язык! Но и с калужского холма Даль, прирожденная, как боль, | Даль, отдалившая мне близь, Недаром, голубей воды, Ты! Сей руки своей лишусь, — 1932 г. |
1.Какова главная тема стихотворения? Каким способом она раскрывается?
2. В каких строчках выражена основная идея стихотворения? Как автор передаёт эту идею? Записать в тетрадь. Выразительное чтение стихотворения учениками.
Что объединяет эти стихи и чем они различаются?
Возвращаемся к цели урока : исследовать (рассмотреть) тему Родины в поэзии М. И. Цветаевой
Итог: как раскрывается тема Родины в творчестве М.Цветаевой?
Тема Родины раскрывается острым чувством к России, природе, ее истории, её национальному характеру в стихотворениях о доме, Москве и России. Первоначально Родиной был родительский дом. Понятие дом - это особый уклад жизни. . Затем – Москва – ЭТО ТОЖЕ ДОМ, сосредоточие всех путей, сердце России, открытое всем обиженным, заблудшим, страждущим. Символом Родины с ранних лет для поэтессы стала рябина. Патриотизм стихотворений периода эмиграции заключается не в восхвалении России как таковой, а в том, что Цветаева принимает ее в любом обличье, и готова разделить судьбу своей страны.
Произведения Марины Цветаевой о Родине очень разные. Каждое из них хранит в себе особое чувство, которое хорошо знакомо каждому из нас – это может быть и одиночество, и гордость за свою страну, и ностальгия, и сожаление о прошлом, которое уже не вернётся. Стихотворения Цветаевой словно проникают в самые потаённые уголки души читателя, оставляя там свой отпечаток. На мой взгляд, это и есть та особенная черта, из-за которой лирика Марины Ивановны на тему Родины является действительно неповторимой.
Чтение 7
О, Россия
С нелёгкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца,
Я прожить не могу.
Ю Друнина.
Учитель. Обращение к старшеклассникам. Я желаю, чтобы Родина всегда была в вашем сердце и чтобы любовь к ней вы пронесли через всю жизнь, какие бы трудности не встретились на вашем пути.