Разработка урока «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

2
0
Материал опубликован 8 February 2023 в группе

Разработка урока

Республика Мордовия город Саранск

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16»

Учитель начальных классов

Елена Ивановна

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема: Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Задачи:

1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.

3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

Планируемые результаты

Личностные УУД: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека, способность ценить мир природы и человеческих отношений.

Метапредметные

Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения, проявлять интерес к общению на уроке.

Познавательные УУД: умение видеть красоту человека; ценность общения с лесом, как с древним представлением о мире.

Регулятивные УУД: учиться искать и выделять информацию в толковом словаре. Чтение текста, оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной мысли 

текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Предметные УУД – научиться понимать содержание коротких произведений.



Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч, Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.

Ход урока.

1 Орг. момент.

Березки и ели осыпали последнее золото и покрылись серебристым снегом. Мы идем по лесной тропе, и зимний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров. На этом острове стоит несколько елок, под ними мы и сядем отдохнуть.

2.Мотивация

Прочитайте эпиграф к уроку (Чему бы ты не учился, ты учишься для себя)

- Как вы понимаете эти строки (ответы детей)

-Желаю вам успеха!

-Какие качества нам пригодятся, для того чтобы мы добились успеха на уроке.

Сейчас мне хочется, чтобы вы послушали стихотворение Бориса Пастернака «Золотая осень». Прослушав его вы должны сказать о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Борис Пастернак

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах,

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный,

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный,

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.



-Итак кто догадался, о чем это стихотворение? Где можно увидеть все это многообразие красок?

3.Речевая разминка

Произнесите с разной интонацией «Лес»

- с вопросительной интонацией;

- с восхищением;

- с огорчением;

- с радостью;

- с грустью;

- сердито.

-Ребята, скажите пожалуйста, какова роль леса в жизни человека? Для чего человеку нужен лес?( ответы детей)

- Обобщит ваши ответы Юнусматов Шахриер.

Рассказ ученика: Роль леса в жизни человека велика. Не будь леса, ветер сдул бы с поля весь плодородный слой земли, высушил бы его. Обмелели и пересохли бы реки. Без леса не было бы кислорода - источника жизни. Человеку лес самый щедрый друг. Он даёт брёвна для дома, доски для мебели, дрова для печки. Бумага, целлюлоза, спички, скипидар, лекарства - всё, что даёт лес, и не перечислишь. А грибы? А земляника, брусника, черника? А орехи? Ещё лес дарит людям свою красоту. Приходи, любуйся сколько хочешь!

Какая самая большая ценность человека, которую нельзя купить не за какие деньги.(Здоровье).Собери пословицы которые растерялись и объясните смысл.

- Болен –лечись, а здоров берегись.

- Здоров будешь - всего добудешь.

4. Определение темы и целей урока.

Новую тему сейчас мы начнем,

Что ж интересного в ней мы найдем?

Хочется тему урока узнать?

Из книг предлагаю ее прочитать.

-Откройте содержание учебника и найдите название главы над которой мы работаем.

-Что общего во всех произведениях этой главы?(Люди, которые живут в городе , тоскуют по природе)

Найдите тему сегодняшнего урока. Какую станицу нам необходимо открыть? (стр.130)

- Кто автор произведения?(Ю. Коваль).Познакомит вас с его биографией Тюрькина Яна.

Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 г. в Москве. Учился на филологическом факультете Московского государственного педагогического института. Во время учебы Коваль серьёзно увлёкся авторской песней, а также искусством фрески, мозаики, скульптуры, рисунком и живописью (получил второй диплом – учителя рисования. Первые публикации Коваля появились в институтской газете.      После окончания института Коваль работал учителем русского языка и литературы, истории, рисования в сельской школе в Татарии. Он сам сочинял стихотворные тексты для диктантов.           Постепенно Коваль начинает все более профессионально заниматься литературой и изобразительным искусством.  В журналах «Мурзилка», «Пионер», «Смена», «Огонек» публикуются его стихи и рассказы для детей. Одним из любимых его жанров стали небольшие рассказы о животных, о явлениях природы и деревенских жителях. Юрий Коваль был влюблён не только в русскую природу, но и в русскую речь. Его произведения и даже целые книги часто озаглавлены редкостными, диковинными, полюбившимися ему словами и выражениями: «Листобой», «Чистый Дор», «Лабаз», «Лес, лес, возьми мою глоть!» или тот же «Недопёсок». Это внимание к родному слову в иных произведениях Коваля становится даже частью сюжета. Вот сегодня мы и будем читать отрывок из повести «Чистый Дор». Юрий Коваль был сценаристом мультфильмов, художником и скульптором, автором и исполнителем песен. Он очень любил путешествовать в глухие уголки России. За свою жизнь Ю. Коваль исходилмногие десятки километров по лесам и полям, жил в дальних заброшенных деревеньках и в охотничьих избушках.Знал и птиц, и зверей, и травы разные. Ю. Коваль был не только писателем. У него были руки мастера. Работали они ис красками, и с глиной, и с металлом. Да и писал он как художник, замечая то, что остальным не видно. Читайте, иубедитесь в этом сами.



-Ребята, посмотрите на название рассказа, все ли слова вам понятны? (Глоть- так в старину называли горло)

-Почему лес должен забрать горло? Ваши предположения.

Так ли это мы узнаем прочитав произведение

5. Изучение нового материала

Чтение текста

-Поделитесь мыслями. Оправдались ваши предположения по поводу названия рассказа?

- Кто герой произведения?

-Как он лечил свое горло?

-Кто посоветовал ему таким способом лечить свое горло

-Автор серьезно отнесся к словам Пантелеевны?(чтение отрывка)

-В чем заключается смысл процедуры?

-Как вы думаете помог лес герою или это суеверие?

6.Работа со словарем( с.184)

-Такое лечение понравилось автору(чтение отрывка)

Как объяснила это явление Евдокия Васильевна, давайте прочитаем на стр.131.

Физкульминутка

7.Поход в музейный дом

-Найдите картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» стр 132

-Закройте шар и девочку полоской бумаги. Какое впечатление на вас производит городской пейзаж?

Чтение текста стр 132-133

Вы разделяете мнение девочек, или у вас собственное мнение?

Почему городской пейзаж производит такое впечатление?

-А теперь откройте изображение девочки и шара. Изменилось ли впечатление от пейзажа?

-Какой прием использовал художник?

-Какой кажется девочка среди огромных домов? Какие чуства вы испытываете глядя на нее.

-Найдите в тексте рассказа строки. Которые можно соотнести с репродукцией.

-Что роднит героя произведения и маленькую девочку?

Теперь при помощи рамки выдели фрагмент картины –уголок природы. Как вы думаете приживутся эти деревца? Что нужно сделать чтобы им помочь?

Итог урока

-Соглашаетесь ли вы с выводом , что природа и люди живут в полном согласии друг с другом в произведении Ю. Коваля?

-Что вас удивило и заинтересовало на уроке?

8Рефлексия

Так как мы сегодня в лесу, я предлагаю вам воспользоваться случаем и собрать корзинку грибов.

-Если вам все понравилось и вы многое узнали то в корзинку положите гриб-лисичку, а если вы многое не поняли и вам было не интересно , то приклейте гриб –боровик.

Д./З Прочитать биографию автора на стр.118-119(русский яз. Часть 2)











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.