Разработка урока
Республика Мордовия город Саранск
МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16»
Учитель начальных классов
Елена Ивановна
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема: Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
Задачи:
1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.
3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
Планируемые результаты
Личностные УУД: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека, способность ценить мир природы и человеческих отношений.
Метапредметные
Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения, проявлять интерес к общению на уроке.
Познавательные УУД: умение видеть красоту человека; ценность общения с лесом, как с древним представлением о мире.
Регулятивные УУД: учиться искать и выделять информацию в толковом словаре. Чтение текста, оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной мысли
текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Предметные УУД – научиться понимать содержание коротких произведений.
Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч, Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.
Ход урока.
1 Орг. момент.
Березки и ели осыпали последнее золото и покрылись серебристым снегом. Мы идем по лесной тропе, и зимний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров. На этом острове стоит несколько елок, под ними мы и сядем отдохнуть.
2.Мотивация
Прочитайте эпиграф к уроку (Чему бы ты не учился, ты учишься для себя)
- Как вы понимаете эти строки (ответы детей)
-Желаю вам успеха!
-Какие качества нам пригодятся, для того чтобы мы добились успеха на уроке.
Сейчас мне хочется, чтобы вы послушали стихотворение Бориса Пастернака «Золотая осень». Прослушав его вы должны сказать о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Борис Пастернак
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах,
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный,
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный,
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
-Итак кто догадался, о чем это стихотворение? Где можно увидеть все это многообразие красок?
3.Речевая разминка
Произнесите с разной интонацией «Лес»
- с вопросительной интонацией;
- с восхищением;
- с огорчением;
- с радостью;
- с грустью;
- сердито.
-Ребята, скажите пожалуйста, какова роль леса в жизни человека? Для чего человеку нужен лес?( ответы детей)
- Обобщит ваши ответы Юнусматов Шахриер.
Рассказ ученика: Роль леса в жизни человека велика. Не будь леса, ветер сдул бы с поля весь плодородный слой земли, высушил бы его. Обмелели и пересохли бы реки. Без леса не было бы кислорода - источника жизни. Человеку лес самый щедрый друг. Он даёт брёвна для дома, доски для мебели, дрова для печки. Бумага, целлюлоза, спички, скипидар, лекарства - всё, что даёт лес, и не перечислишь. А грибы? А земляника, брусника, черника? А орехи? Ещё лес дарит людям свою красоту. Приходи, любуйся сколько хочешь!
Какая самая большая ценность человека, которую нельзя купить не за какие деньги.(Здоровье).Собери пословицы которые растерялись и объясните смысл.
- Болен –лечись, а здоров берегись.
- Здоров будешь - всего добудешь.
4. Определение темы и целей урока.
Новую тему сейчас мы начнем,
Что ж интересного в ней мы найдем?
Хочется тему урока узнать?
Из книг предлагаю ее прочитать.
-Откройте содержание учебника и найдите название главы над которой мы работаем.
-Что общего во всех произведениях этой главы?(Люди, которые живут в городе , тоскуют по природе)
Найдите тему сегодняшнего урока. Какую станицу нам необходимо открыть? (стр.130)
- Кто автор произведения?(Ю. Коваль).Познакомит вас с его биографией Тюрькина Яна.
Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 г. в Москве. Учился на филологическом факультете Московского государственного педагогического института. Во время учебы Коваль серьёзно увлёкся авторской песней, а также искусством фрески, мозаики, скульптуры, рисунком и живописью (получил второй диплом – учителя рисования. Первые публикации Коваля появились в институтской газете. После окончания института Коваль работал учителем русского языка и литературы, истории, рисования в сельской школе в Татарии. Он сам сочинял стихотворные тексты для диктантов. Постепенно Коваль начинает все более профессионально заниматься литературой и изобразительным искусством. В журналах «Мурзилка», «Пионер», «Смена», «Огонек» публикуются его стихи и рассказы для детей. Одним из любимых его жанров стали небольшие рассказы о животных, о явлениях природы и деревенских жителях. Юрий Коваль был влюблён не только в русскую природу, но и в русскую речь. Его произведения и даже целые книги часто озаглавлены редкостными, диковинными, полюбившимися ему словами и выражениями: «Листобой», «Чистый Дор», «Лабаз», «Лес, лес, возьми мою глоть!» или тот же «Недопёсок». Это внимание к родному слову в иных произведениях Коваля становится даже частью сюжета. Вот сегодня мы и будем читать отрывок из повести «Чистый Дор». Юрий Коваль был сценаристом мультфильмов, художником и скульптором, автором и исполнителем песен. Он очень любил путешествовать в глухие уголки России. За свою жизнь Ю. Коваль исходилмногие десятки километров по лесам и полям, жил в дальних заброшенных деревеньках и в охотничьих избушках.Знал и птиц, и зверей, и травы разные. Ю. Коваль был не только писателем. У него были руки мастера. Работали они ис красками, и с глиной, и с металлом. Да и писал он как художник, замечая то, что остальным не видно. Читайте, иубедитесь в этом сами.
-Ребята, посмотрите на название рассказа, все ли слова вам понятны? (Глоть- так в старину называли горло)
-Почему лес должен забрать горло? Ваши предположения.
Так ли это мы узнаем прочитав произведение
5. Изучение нового материала
Чтение текста
-Поделитесь мыслями. Оправдались ваши предположения по поводу названия рассказа?
- Кто герой произведения?
-Как он лечил свое горло?
-Кто посоветовал ему таким способом лечить свое горло
-Автор серьезно отнесся к словам Пантелеевны?(чтение отрывка)
-В чем заключается смысл процедуры?
-Как вы думаете помог лес герою или это суеверие?
6.Работа со словарем( с.184)
-Такое лечение понравилось автору(чтение отрывка)
Как объяснила это явление Евдокия Васильевна, давайте прочитаем на стр.131.
Физкульминутка
7.Поход в музейный дом
-Найдите картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» стр 132
-Закройте шар и девочку полоской бумаги. Какое впечатление на вас производит городской пейзаж?
Чтение текста стр 132-133
Вы разделяете мнение девочек, или у вас собственное мнение?
Почему городской пейзаж производит такое впечатление?
-А теперь откройте изображение девочки и шара. Изменилось ли впечатление от пейзажа?
-Какой прием использовал художник?
-Какой кажется девочка среди огромных домов? Какие чуства вы испытываете глядя на нее.
-Найдите в тексте рассказа строки. Которые можно соотнести с репродукцией.
-Что роднит героя произведения и маленькую девочку?
Теперь при помощи рамки выдели фрагмент картины –уголок природы. Как вы думаете приживутся эти деревца? Что нужно сделать чтобы им помочь?
Итог урока
-Соглашаетесь ли вы с выводом , что природа и люди живут в полном согласии друг с другом в произведении Ю. Коваля?
-Что вас удивило и заинтересовало на уроке?
8Рефлексия
Так как мы сегодня в лесу, я предлагаю вам воспользоваться случаем и собрать корзинку грибов.
-Если вам все понравилось и вы многое узнали то в корзинку положите гриб-лисичку, а если вы многое не поняли и вам было не интересно , то приклейте гриб –боровик.
Д./З Прочитать биографию автора на стр.118-119(русский яз. Часть 2)