Конспект НОД «Путешествие в волшебный лес» (6-7 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 95»
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по познавательно- речевому развитию с детьми 6- 7 лет
группы компенсирующей направленности
«Путешествие в волшебный лес»
Подготовила: учитель- логопед 1 кв. категории
Иванова О. В.
Цель: развитие речи детей в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Развитие монологической и диалогической речи детей;
Обогащение и активизация словаря за счет введения в него новых понятий;
Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
Развивающие:
Развитие познавательной активности детей, обогащение их знаний об окружающем мире (в частности о свойствах дерева);
Формирование умений детей искать ответы на вопросы, высказывать предположения, рассуждать;
Формирование навыков самостоятельной практической познавательно - исследовательской деятельности;
Воспитательная:
Воспитание основ экологического сознания, гуманного отношения к природе.
Оборудование: ширма, стилизованная под лес, карандаши цветные, макет дерева, костюмы деревьев для детей, листья и плоды от различных деревьев, кубик с различными изображениями на гранях, коробка с подарками для деревьев, резинки- паутинки по количеству детей, паук резиновый, стаканчики с водой для каждого ребенка, монетки, палочки от мороженого, увеличительные стёкла по количеству детей, спилы деревьев, точилки для карандашей, ложки деревянные и металлические, стакан деревянный, аудиозаписи (шум ветра, пение птиц), мультимедийное оборудование.
Ход
Дети входят в зал.
Логопед: Ребята, смотрите, к нам сегодня пришли гости. Поприветствуем их. Давайте подойдем к нашим гостям и положим руки на их ладони. Вы почувствовали, какие у них теплые руки? Это вы подарили друг другу тепло и радость.
Звучит аудиозапись птичьего пения.
Л.: Послушайте, какие чудесные звуки. Где можно их услышать? А не хотели ли бы вы отправиться вместе со мной на прогулку в волшебный лес? Только на чём же мы туда доберемся? (ответы детей)
Л.: А может на вертолётах? Приземлим их на лесной полянке и пойдём пешком. Согласны? Тогда давайте возьмем наши «пропеллеры» из карандашей, зажмем их между указательным и средним пальцами. Готовы? Тогда полетели:
Быстро вертится пропеллер
Вертолет взлететь готов
Он отлично без сомнений
Путь найдет средь облаков.
В синем небе полетает,
Облака поразгоняет
И вернется точно в срок
Как бы не был путь далек!
Л.: Приземляем наши вертолётики. Ну что, пойдемте?
Дети идут по лесной тропинке. Подходят к ширме.
Л.: А вот и наш лес. Только деревья наши спрятались, хотят, чтобы вы отгадали их названия. Будем задавать деревьям вопросы о них, узнаем, какое дерево перед нами. Согласны? Тогда начинаем.
Дети: Дерево, какого цвета у тебя кора, какие листики, какие плоды?
Дерево из-за ширмы отвечает, выходит, когда дети его угадывают.
Деревья: клен, береза, каштан, дуб, липа.
Дуб: Спасибо, ребята, за игру. А как вфы думаете, что произошло бы, если бы все деревья исчезли с нашей планеты? (ответы детей)
Береза: Для каждого человека на Земле дерево- это что- то особенное. Для кого- то — дом, для кого- то — еда. Мы предлагаем поиграть вам с нашим кубиком. Я буду его подбрасывать, а вы по верхней картинке — отгадывать, для кого дерево чем служит.
Игра с кубиком.
Л. : Ребята, а за что вы любите деревья? (ответы детей)
Вы знаете, тем, кого любишь, особенно приятно дарить подарки! У меня есть чудесная коробочка, полная подарков. Только я не знаю, зачем они деревьям могут пригодиться. Поможете мне? (кормушка, цветок, шарфик, заборчик, пакет с сухими листьями)
Дети рассуждают, для чего дереву может пригодиться каждый из этих предметов.
Звучит аудиозапись «Шум ветра»
Л.: Смотрите, наши деревья гнутся, но не падают. Как вы думаете, что помогает дереву удержаться? (ответ детей - корень) А зачем еще нужен корень? (ответы детей). А что случилось бы , если бы у деревьев исчезли корни? (рассуждения детей)
Логоритмическое упражнение.
Л. : Давайте покажем, какие у деревьев корни.
Друг от друга деревья росли далеко,
Человеку пройти этот путь нелегко.
Только корни деревьев однажды сплелись,
Будто дерева два навсегда обнялись.
Л. : Ребята, наши деревья устояли. А вот плоды и листики ветер с них сорвал. Давайте поднимем по листочку и плоду с одного дерева.
Дети называют листик и плод, принадлежащий каждому дереву.
Л. : Я предлагаю вам вернуться на лесную лужайку и отдохнуть там. Согласны? Тогда давайте попрощаемся с нашими деревьями (деревья уходят) Логоритмическре упражнение:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Высоко так кто шагал
Не споткнулся, не упал.
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут- тоже покажем,
Руки сложили назад.
Интерактивные игры.
Л. : Давайте присядем здесь на лужайке и поговорим. Деревья служат домом для множества существ. Посмотрите на экран, какое слово можно составить из букв: г з н е о д (дети отгадывают- гнездо. Появляется изображение гнезда).
Л. : Чей это домик? (ответы детей)
Л. : А какое из слов зашифровано в этой схеме? (появляется изображение схемы слова из разноцветных квадратиков, напротив которой написаны слова: берлога, дупло, логово. Детям необходимо соотнести слово со схемой).
Л. : А кто же еще живет на деревьях? (ответы детей- разные насекомые)
Л. : Давайте расскажем историю про паучка: пальчиковая гимнастика Пау- паучина паутину шил,
Вдруг закапал дождик,
Паутинку смыл.
Выглянуло солнце,
Стало подсыхать.
Пау- паучина трудится опять.
Логопед предлагает воспитанникам сплести паутину из резиночек.
Л. : А вот и паучок- речевичок! Он любит составлять предложения, только говорит много лишних слов. Вот послушайте, например: -Вдоль дороги белели белые березы.(воспитанники находят лишнее слово и исправляют предложение. Логопед предлагает воспитанникам исправить 4 предложения.
Л. : А может быть научим нашего паучка составлять длинные предложения так, чтобы слова в них не мешали друг другу.
Игра «Живые слова» (дети составляют предложение: Большой, мохнатый, страшный паучок быстро плетет свою липкую, прозрачную, тонкую паутину.)
Л. : Вот какое большое предложение у нас получилось. И слова в нем совсем не мешают друг другу.
Из- за большого дуба появляется Леший. Хвалит воспитанников за любознательность, просит их уточнить правила поведения в лесу, приглашает в Лесную лабораторию, чтобы с помощью опытов побольше узнать о свойствах дерева.
Опыты:
Погружение деревянной палочки и монетки в контейнер с водой. Дети делают вывод о свойстве дерева: дерево не тонет. Уточняют, где это свойство
применяется человеком.
Сравнение температуры металлической и деревянной ложки. Вывод: дерево сохраняет тепло. Применение человеком- в домостроительстве.
Затачивание карандаша с помощью металлической точилки. Вывод: дерево хорошо поддается обработке. Применение: в столярном деле, строительстве, изготовлении различных предметов из дерева.
Леший: Ребята, давайте вспомним, о каких свойствах дерева мы с вами узнали. (Ответы воспитанников).
Леший: Интересно с вами, ребята, но мне пора в лес: не хочу оставлять его надолго без присмотра.
Логопед: Ну что, ребята, вот и закончилось наше путешествие в лес. Пора возвращаться обратно. Вокруг себя повернитесь и в саду очутитесь!
Рефлексия.
Логопед: Ребята, мне очень понравилось наше путешествие. А вам? Что понравилось больше всего? В чем вы испытывали затруднения? (ответы воспитанников)
Л. : Давайте попрощаемся с гостями!