12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семенова Жанна Борисовна56
Россия, Иркутская обл., п.Бозой

Управление образования МО «Эхирит-Булагатский район»

МОУ «Бозойская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

















Урок по географии

10класс



на тему «Индия – страна контрастов»



Семенова Жанна Борисовна

учитель географии и биологии





































п, Бозой

2019




Тема урока: Индия-страна контрастов.


Цели урока:

1. сформировать у учащихся географический образ страны.

2. способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.

3. способствовать развитию эмоциональной сферы личности.


Оборудование: карты (физические, политические карты мира), картины, компьютер, мультимедиа, учебники, дополнительная литература.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучение стран Заруб. Азии. Какие две страны уже изучены нами? (Китай и Япония). Посмотрите на экран и скажите, территорию какой страны вы видите? (Индия). И так какую страну мы будем изучать? (Индия). Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока «Индия – страна контрастов». Давайте вспомним, по какому плану мы работаем при изучении новой страны?

1. Экономико - географическое положение Индии.

2. Административно- территориальное управление.

3. Население, религия, культура.

4. Добрососедские отношения России с Индией.

Исходя из плана, назовите цель нашего урока?

Ответ: Цель урока: создать географическое представление о Индии.

(ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ В ГРУППАХ).

Наш класс разделен на группы, чтобы вы все могли быть активными участниками.

Географы;

Этнографы;

Дипломаты.

Группа «Географов».

Эта группа познакомит нас с экономико-географической положением Индии.

Группа «Этнографы».

Эта группа познакомит нас с религией, культурой и традициями Индии.

Группа «Дипломаты».

Эта группа расскажет нам о дружеских отношениях нашей страны с Индией.

Географическое положение страны влияет на развитие экономики в стране.

1. ЭГП. Экономико- географическое положение Индии.

Индия расположена на южно-азиатском полуострове Индостан, который острым треугольником врезается в просторы Индийского океана. Страна занимает седьмое место в мире по площади (3,3 млн.км²). Побережье Индии омывается Бенгальским заливом на востоке и Аравийским морем - на западе. На юге узкий Полкский пролив и Манарский залив отделяют Индию от Шри-Ланки, Западная граница проходит с Пакистаном, на северо-западе страна граничит через Гималаи с Китаем, Непалом, на востоке с Бутаном, Бангладешом и Бирмой.

2.АТУ (Административно-территориальное управление)- по государственному строю.

Индия - федеративная республика, состоит из 25 штатов, каждый из которых имеет свое законодательное правительство. Глава государства - президент.

Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначенным президентом.

Столица - Нью-Дели, город с населением 13 миллионов человек.

В течение двух веков (с ХVIII века) Индия была колоний Англии. Добилась независимости в 1947г., в 1950г. была провозглашена республикой.

Индия входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.

Государственные символы Индии (краткое выступление ученицы)

1. Национальный флаг – состоит из трех равных горизонтальных полос - шафранной сверху, белой - в центре и темно-зеленой внизу. В центре белой полосы расположено синее колесо - символ чакры.

Государственный герб – на государственном гербе изображены три льва, так как четвертый находится задней части капители. Колесо находится в центре верхней части капители, справа от него изображен бык, а слева – лошадь. Под капителью написано слова: «Только истина победит».

Вопросы:

Какие черты ЭГП положительно влияют на развитие экономики?

Ответ: Страна имеет широкий выход в Индийский океан, что создает благоприятные условия для экономического сотрудничества со странами Юго-Западной и Юго-Восточной Азией. У берегов проходят важные морские пути из стран Европы в страны АТР. (Вдоль ее берегов пролегает мировой торговый путь, открывающий большие возможности для расширения связей со странами Востока и Запада.)

А какие черты ЭГП тормозят развитие страны?

Ответ: Индия отгорожена на севера Гималаями.

Для какой страны характерно подобное ЭГП?

Ответ: Китай.

4). Чем объясняется повышенная плотность на северо-востоке Индии?

Ответ: На северо-востоке Индии простираются плодородные земли Индо-Ганской низменности.

5). Почему Индия входит в состав Содружества Великобритании?

Ответ: Индия - бывшая колония Великобритании.

6). Как называлась столица Индии во времена британской колонизации?

Ответ: Калькутта. (Показать на карте).

(ЭТНОГРАФЫ).

Население. Могущество и богатство каждого государства определяется народом, проживающего на территории этой страны. (Слово предоставляется нашим «Этнографам»).


Население Индии составляет свыше 1 млрд. человек, что являет собой одну шестую населения Земли. Индия занимает второе место в мире после Китая. Высокий естественный прирост населения объясняется высокой рождаемостью. Индия проводит активную демографическую политику, направленную на снижение рождаемости. Велика доля детей и молодежи, что осложняет решение социальных проблем, таких, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием, строительство новых домов, школ, больниц, создание рабочих мест, подготовка учителей и т.д.

Индия – самая многонациональная страна в мире, в которой проживает около 170 народностей.

Государственный язык- хинди, второй - английский, связующий. В образованных кругах он свободно используется, наряду с хинди. Обычно в отелях и ресторанах вас могут понять на английском. Индийский английский язык отличается от настоящего английского языка. Здесь можно не беспокоиться за произношение, вас смогут понять.

Уровень урбанизации - невысокий 250 млн. человек живут в городах. Но при такой численности масштаб урбанизации впечатляет. В стране> 4,5 тыс. городов.

Остальные часть населения живут в деревнях 750 млн. чел. В Индии можно встретить и каменные, и деревянные и глинобитные постройки.

Основная проблема населения является неграмотность. 35% жителей Индии не умеют читать, ни писать. 2-ая проблема является безработица. 3-я проблема - низкий уровень жизни и санитарных условий Индия занимает I место в мире по числу ВИЧ - инфицированных.

Значение семьи в индийском обществе огромно. Большая семья включает несколько поколений, живущих вместе со своими уже женатыми детьми. Жены всех сыновей слушают мать семейства, а главой семьи является старший мужчина. Дочерей рано выдают замуж. По традиции женихов и невест выбирают родители, учитывая не только имущественное и кастовое положение, но и астрологические гороскопы. Свадебные обряды отличаются торжественным и сложным ритуалом. Гирлянды цветов украшают дом и связывают навечно жениха и невесту. Приглашается много гостей. Нередко отец невесты копит деньги много лет, чтобы сыграть свадьбу и дать приданое дочери, уходящей жить в дом мужа. Свадьба у девушки бывает один раз в жизни: разводы не разрешены, а вдовы не выходят замуж.

Женщин в Индии, как и во многих других азиатских странах меньше, чем мужчин. Частые роды, недостаток медицинской помощи, тяжелый труд подрывают здоровье. Средняя продолжительность жизни в Индии - около 50 лет. Государство призывает иметь не более двух детей, но религиозные традиции и надежда на то, что взрослые дети поддержат в старости, способствуют высокой рождаемости.

Вопросы:

Разрешите Вам задать вопрос, почему в Индии, несмотря на проведение активной демографической политики население страны продолжает увеличиваться?

Ответ: Традиция ранних браков, низкий культурный уровень затрудняет политику планирования семьи.

2. Назовите основной девиз демографической политики Индии?

Ответ: «Нас двое – нам двоих».

3. Почему английский язык признан как государственный?

Ответ: Индия была 200 лет колонией Англии.

4. Почему самые крупные города Индии расположены на побережье океана?

Ответ: Вдоль берегов Индии пролегает мировой торговый путь, который соединяет Восток и Запад. (Мадрас, Калькутта, Бомбей).

5. Какое место Индия занимает по числу горожан в мире?

Ответ: Второе место после Китая.

6. Почему говорят: «чтоб узнать Индию, надо жить в деревне?»

Ответ: Большая часть населения живет в деревнях.

7. Как называется индийская валюта?

Ответ: Рупий.


Знание религиозной принадлежности помогает глубже понять особенности экономического и социального развития.

4. Религия особое мировоззрение, которое основано на поклонении высшим силам. Пронизывает все стороны жизни верующих, влияет на нравы, работу, хозяйство, традиции народов.

В Индии представлены все основные религии мира: ислам, христианство, буддизм. Большинство населения исповедует религию многобожия – индуизм, который оказывает большое влияние на жизнь индусов.

(Выступление ученицы). Основная идея индуизма - учение о переселении душ: чем добродетельнее живет человек, тем лучшее воплощение получит его душа после смерти.

В индуизме сильно развита традиция этической проповеди. Стремление к истине, правильное поведение, добросовестность, чистота, незлобивость, не причинение вреда живым существам. Грехом считается все то, что сбивает человека с правильного пути: гнев, алчность, невежество, зависть, гордыня. В индуизме поклоняются многие богам, нет единого бога, нет основателя религии, пророка, нет Священного Писания. Есть понятия (карма, каста и др.)

Отличительная особенность индуизма - разделение общества по кастовому признаку (4 касты). Касты – это своеобразные сословия, деление на которые возникло еще в древности. В современной Индии официально все касты равноправны, однако сила традиций по-прежнему велика: представители разных каст не только не вступают в смешанные браки, но часто даже не разделяют трапезу и не касаются друг друга, чтобы не осквернить свою касту.

Религия, обычаи и повседневная жизнь тесно переплетаются у индийцев. Сохраняется неприкосновенность священных животных коров, обезьян, многих змей. Под страхом смерти индус не будет есть говядину. Сотни тысяч священных, но бездомных коров бродят по улицам сел и городов Индии. Религия накладывает запреты на многие продукты. Причем, чем выше каста, тем больше ограничений. Индусы едят мало: рис и овощи, острый соус карри. Мясо употребляют очень редко, возможно, эта традиция связана и с особенностями климата - в жару мясо быстро портится. Индусы высших каст - вегетарианцы.

Десятки тысяч индусов собираются на храмовые праздники и процессии, совершают паломничество к святым местам, в том числе на берега священных рек Джамны и Ганга, где совершают омовения. Здесь же они стремятся встретить свой смертный час. Индусы не зарывают умерших в землю, а сжигают их тела на погребальных кострах.

Вопросы:

Почему в Индии много мусульман?

Ответ: 1. Ислам был принесен в Индию в средние века благодаря соседним мусульманским странам.

Христиан?

2. В христианство обратилось часть жителей при проникновении европейских колонизаторов.

3. В какой стране зародился буддизм?

Ответ: Древняя Индия. Буддизм был вытеснен другой религией- индуизмом.



Внутри индуизма возникло учение о йоге - философское учение о телесном начале человека, единении ума, тела, души. Самая известная поза медитации - поза лотоса. Цветок лотоса - символ культуры Индии.

1. Рисунок на экране.

2. Включение музыки йоги – 1 минута.


Культура. Сложный этнический состав сильно сказался на культуре и традиции индийцев. Индия – музей под открытым небом. В стране тысяча прекрасных храмов, дворцов, мечетей, мавзолеев. Индия просто не может не приковывать к себе внимание миллионов туристов.

Очень богата духовная культура индийцев - это и философско-религиозные школы и многовековые литературные традиции. В Индии развиты все виды искусств. Существуют четыре школы классического танца: движения головы, плеч, рук, пальцев передают сложные оттенки чувств.

Каждый иностранец, попадающий в Индию, поражается красотой и изяществом индийских женщин. Необычная яркая одежда придает их облику неповторимое очарование и таинственность. Каждая женщина становится похожей на Богиню. На самом деле, секрет этой одежды прост, как все гениальное.

Сари - национальная одежда индийской женщины, представляет собой полотно ткани размером от 4-5 (для девушек) до 7-8 метров (для женщин), богато украшенное прекрасными орнаментами, часто вышитыми золотой или серебряной нитью. Ткань для сари – это хлопок или шелк, берут самого лучшего качества, ручной работы. Ткут его обычно мужчины, и эта ткань пропитывается энергией любви и желания дать счастье той, которая наденет на себя эту волшебную одежду. Разнообразие орнаментов и цветовых гамм говорит о почитании и любви к женщине в Индии. Одевание сари-это большое искусство.

Сари-это очень удобная одежда, в которой женщина чувствует себя комфортно в условиях жаркого климата Индии. По орнаменту сари можно узнать, из какой провинции происходит и даже к какому роду или религиозному направлению принадлежит его хозяйка.

Сари может многое рассказать о ее владелице: так, сари невесты - красное, вдовы - белое.

Индийская архитектура очень разнообразная. Неповторимы индуистские храмы с тысячами искусно вырезанных скульптур, высокохудожественные дворцы и мавзолеи. Например, непревзойден Тадж Махал, в архитектуре которого переплелись индуистские и мусульманские традиции.


История постройки Тадж-Махал – это история любви (выступление ученицы).


Дружба Индии с Россией. Добрососедские отношения с Индией.



Впервые русские люди узнали об Индии от Афанасия Никитина, тверского купца, который в 17 в. Трижды совершал путешествие в Индию и описал свои впечатления в книге «Хождение за три моря»

Афанасий Никитин представляет собой образ настоящего русского купца, соединявшего в себе коммерческую хватку с глубокой религиозностью, совестливостью и патриотизмом.

Увлеченный рассказами иностранных купцов о богатствах Индии, Афанасий Никитин, несмотря на все трудности, пробирается в неведомые земли, чтобы привезти оттуда товары, полезные для своей Родины.

Здесь он был поражен видом «черных» обнаженных индийских туземцев и их «плохой едой». Из царства растительного Никитин обратил внимание исключительно на некоторые пальмы и «великие», по-видимому, кокосовые, орехи. Из животных он обратил внимание на слонов, буйволов, верблюдов, обезьян, живущих, по его словам, в горах, по скалам и по лесам.

Великим русским другом Индии был Николай Константинович Рерих. Рерих Николай Константинович, русский художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ. Более 20 лет своей жизни Николай Рерих с семьей провел в Индии, где он создал серии живописных полотен, среди которых знаменитые картины «Гималаи», «Сердце Азии», «Шамбала». Последние годы Рерих прожил в Индии и тело его было предано огню по традиции индуизма.

Дипломатические отношения с СССР установлены в 1947 году.

С помощью СССР в Индии были достигнуты большие успехи в экономике. Советские инженеры помогали строить металлургические, алюминиевые заводы, гидроэлектростанции. Помогали в осуществлении космической программы. Индира Ганди, премьер – министр Индии неоднократно посещала нашу страну для развития двухсторонних отношений. 9 июля 1963 г. Индира Ганди по колени зашла в байкальскую воду, умылась, из ладоней испила байкальской воды. На замечание — как бы не простыла в холодной воде — ответила: «Она святая, как в Ганге, но прохлада снимает усталость, и я счастлива, что я и мой сын Санджив были на берегах божественного Байкала».

В 1994 году между Россией и Индией подписана Декларация о развитии взаимовыгодных отношений в политической, торгово-экономической, научной, культурной областях; обеспечении мира, о развитии связей в военно-политической сфере.


Вывод:




Рефлексия.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

мне захотелось…

Не забывайте, что ученик на уроке оценивать может не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, проведите рефлексию. Ученики должны оценить эффективность коллективной работы

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?


работа стала более эффективной;

это тормозило процесс;

в работе мы допускали неточности;

не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.


Оценки.

Спасибо за урок!!!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.