12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семенова Жанна Борисовна56
Россия, Иркутская обл., п.Бозой

Управление образования МО «Эхирит-Булагатский район»

МОУ «Бозойская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

















Урок по географии

8 класс

на тему «Лесные зоны России»



Семенова Жанна Борисовна































п, Бозой

2021г.

Урок по теме: «Лесные зоны России»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Педагогические технологии: исследовательская технология, информационно-коммуникационная технология, технология личностно - ориентированного обучения, здоровье – сберегающая технология.

Методы обучения: продуктивный: частично - поисковый, устный, печатно-словесный.

Приёмы обучения: устный приём, умственные приёмы: анализ, синтез, сравнение, выявление существенного, формулирование выводов, приёмы воображения и запоминания.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, учебник Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. «География России. Природа. Население. Хозяйство», презентации по теме урока, схемы, тестовые задания, физическая карта, карта природных зон России, атласы для 8класса, на доске план характеристики природной зоны.

Цели урока по содержанию:

Образовательные:

особенности Г.П. климата почв, растительности, животного мира, лесной зоны России. Своеобразие природы.

указать на взаимосвязи компонентов внутри лесной зоны.

объяснить причину изменения компонентов природы внутри лесной зоны.

Развивающие:

установить влияние географического положения на компоненты природы на основе анализа карт атласа, текста учебника.

установить основные причины формирования природных зон при движении с севера на юг и подзон при движении с запада на восток.

оценить взаимосвязь компонентов природы и хозяйственной деятельности человека, а также изменение природно-хозяйственной зоны лесов под влиянием антропогенных факторов.

способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, выделять главное.

Воспитательные:

способствовать формированию мировоззренческих идей как целостность и взаимосвязь компонентов природы, познаваемость природы, необходимость бережного отношения к ней.

осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего достояния.

формировать мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности.

Структура урока:

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Усвоение новой темы

Закрепление изученного материала

Рефлексия

Выставление оценок


Ход урока I.  Организационный момент

Здравствуйте, девушки. Я снова рада нашей встрече.

Но прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, нам нужно будет проверить те знания, которые получили на прошлом уроке.

II. Актуализация опорных знаний

(презентация «Природные зоны России). Фронтальный опрос:
Назвать и показать природные зоны России. В каком климатическом поясе расположена природная зона арктических пустынь? Почему в этом поясе отсутствуют почвы? Как приспособились животные к суровым экстремальным условиям. Объясните причины безлесья тундры. Почему в тундре «грибы» выше деревьев? Почему для грибников тундра – настоящий рай? Почему почвы тундры малоплодородный? Почему природа севера особенно ранима, трудно восстанавливается?
На столах лежат карточки для самостоятельной работы в виде теста, не забудьте записать фамилию и имя, работаем в паре.
Тест 1
1.Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны: а) лишайник ягель; б) брусника; в) типчак; г) голубика. 2. Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны: а) карликовая берёзка; б) мох; в) лиственница; г) карликовая ива 3. Найдите лишнее в цепочке: а) лишайник ягель; б) карликовая ива; в) морошка; г) черника. Тест 2
1. Лемминги – представители фауны: а) тундры; б) лесов; в) степей; г) пустынь. 2. В тундре не обитают: а) полярные совы; б) песцы; в) белые медведи; г) северные олени. 3. Найдите лишнее в цепочке: а) избыточное увлажнение; б) сильные ветры; в) территория зоны – огромные пастбища домашних оленей; г) подзолистые почвы.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы продолжаем изучение природных зон России. Вначале угадайте о какой природной зоне идет речь.

Эта природная зона лежит к югу от лесотундры.

Эта природная зона самая большая по площади в России.

Она представлена древесной растительностью.

Ответ ученицы: лесная зона.

И так тема нашего сегодняшнего урока звучит «Лесные зоны России». Давайте сформулируем цель урока и кратко озвучим задачи. Ответы учениц.

Вступительное слово учителя. (Презентация. «Леса России»)

Из душистых веток сплетена завеса, 
Не пускают ветра сосны к сердцу леса... 
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий, 
Свежий и прохладный, чистый и блестящий... 

И, пугливо прячась в травке побережной, 
В тот ручей глядится ландыш белоснежный, 

И хранит из веток крепкая завеса 
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса... Павел Славецкий

Расскажите, что вспоминается вам в первую очередь, когда вы слышите слово «лес»?

Обобщаем:

- Что же такое лес?

В толковом словаре русского языка лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями. Но какое, же это огромное пространство!

Лес - основной тип растительности нашей страны, они занимают 60% ее территории. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса. Лесопокрытая площадь нашей страны составляет 22 % лесных площадей мира. Леса России составляют 1/5 лесного фонда мира, а по запасам древесины даже более 2/5 мировых запасов. В европейской части России и на Урале находится 25% , остальные – в Сибири, и на Дальнем Востоке, ¾ леса России – хвойные. Россия - величайшая лесная держава.

Характеристика природной зоны (запись на доске!)

Географическое положение.

Климат.

Почвы.

Растительность.

Животный мир.

IV. Усвоение нового материала. Знакомство с зоной лесов.

1. На карте «Природные зоны России» покажите территорию распространения лесов.

2. Какие природные зоны занимают леса?

Работа в паре с картами в атласе. Ответы учениц.

Используя карту природных зон в атласе и текст учебника, определите географическое положение лесных зон России.

1. Как простирается лесной пояс России с запада на восток?

2. В каких широтах в разных частях России проходит его северная и южная граница?

3. В каких частях страны есть только таёжная зона, а в каких – зоны тайги, смешанных и широколиственных ?

Ответы учениц.

Леса – основная природная зона России, которые образуют две природные зоны: а) тайга; б) смешанные и широколиственные леса (показывают на карте).

Исследовательская работа.

Организация работы с текстом учебника и картами атласа по составлению схемы, которые лежат на столе. В ходе работы с картами атласа и текстом учебника (стр.163) ученики заполняют схему, показывающая различия в лесной зоне с севера на юг, средние температуры января и июля; среднегодовое количество осадков; почвы; типичные растения и животные. (Слайд 1).

Обратите внимание на доску! На характеристику природных зон.

1.Девушки, давайте вспомним, во взаимосвязи каких природных компонентов складывается природная зона лесов?

Рассматриваем природный компонент – климат.

2. Проанализируйте климатическую карту в атласе. Каковы особенности климата в лесной зоне?

3. В областях какого климатического пояса расположена большая часть лесной зоны?

4. Как меняется среднегодовой температурный режим, выпадение осадков?

5. Температура января в тайге выше или ниже, чем в смешанных и широколиственных лесах?

Ответы запишите в схему.

Парная работа с учебником, атласом.

Следующий природный компонент – это почвенный покров.

Рассмотрите рис. 50 на странице 131 «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью». Какие почвы распространены в лесах? Выпишите, пожалуйста, себе в схему. Парная работа с учебником, атласом

Следующие природные компоненты – растительный и животный мир. Типичных представителей лесной зоны вы можете увидеть, открыв карту природных зон в атласе на стр. 20.

Работа в парах с учебником, атласом.​​​​​​​

Вывод. (Слайд 2)По закону широтной зональности, вслед за арктическими пустынями, тундрой и лесотундрой, расположена зона лесов. Все компоненты природы находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Ведущую роль в формировании зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов играет соотношение тепла и влаги.

Релаксация – музыкальная пауза о природе России.

Самостоятельная работа.

Совершим путешествие по тайге Русской равнины, Западной Сибири и Восточной Сибири. Предлагаю разделиться на 3 группы. Каждая группа заполняет сравнительную характеристику тайги своего региона по полученной карточке с таблицей. Работаем картами атласа и текстом учебника, каждая группа зачитывает свои ответы.

1 группа - тайга Русской равнины;

2 группа - тайга Западной Сибири;

3 группа – тайга Восточной Сибири.

Слайд 3

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат




Воды




Почва




Растительность




Животные


Слайд 4

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

Умеренно-континентальный

Континентальный

Резко-континентальный

Воды

увлажнение избыточное, болота

увлажнение избыточное, болота

суровая зима, вечная мерзлота

Почва

Подзолистая (мало)

Подзолистая (плодородные)

Мерзлото-таежная

Растительность

Ель, сосна обычная, пихта

Ель, сосна сибирская (кедр), пихта, лиственница

Лиственница

Животные

Бурый медведь, лось, рысь, белка, соболь, бурундук, волк, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клест.



Вывод: В таежной зоне Восточной Сибири зима становится суровой из выхолаживания поверхности, вечная мерзлота не дает укорениться, только у лиственницы корни в поверхностном слое почвы. Различия по особенностям зимы, увлажнении, почвы, по видам деревьев и животных в движении таежной зоны с запада на восток объясняется изменением климата из-за огромной протяженности территории России.

Создание проблемной ситуации:

Девушки, сегодня мы выяснили, что климат влияет на особенности лесной зоны. А как вы думаете, может ли лес влиять на формирование климата, микроклимата?

Ответы учениц: да, хищническое использование лесов, пожары привели к усилению ветров, засухе, обмелению рек. Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные – обязательно восстанавливать. Много срубленной древесины остаётся в лесу, пропадает без всякой пользы. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения, так как жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу

V. Закрепление изученного материала. Перед тем как мы с вами подведём итоги нашего урока, я предлагаю решить тестовые задания. Учащиеся должны сами себя проверить.

1. Лесная зона России занимает большую часть климатического пояса 

а. субарктического

б. умеренного

в. субтропического

2. Сплошной полосой от западных до восточных границ России протягивается:

а. тундра и тайга

б. зона смешанные леса и тайга

в. широколиственные леса и степи

3. При движении с юга на север зона тайги сменяется:

а. лесотундрой

б. лесостепью

в. полупустыней

4. На большей части таежной зоны увлажнение:

а. избыточное

б. достаточной

в. недостаточное

5. Наибольшей протяженности с севера на юг таежная зона достигает:

а. на восточно-Европейской равнине

б. Западно - Сибирской равнине

в. Среднесибирском плоскогорье

Слайд 5 – тест с ответами.

Теперь проверьте ответы на слайде, оцените себя.

Подведение итогов урока:

Какой была тема нашего урока?

Какие задачи мы перед собой ставили? Решили ли мы их?

Обобщающий вывод. Сегодня мы с вами рассмотрели разнообразие лесных территорий России, сформировали знания о природных зонах тайги, смешанных и широколиственных лесов, указали на взаимосвязь компонентов внутри лесной зоны, указали основные причины формирования природных зон при движении с севера на юг и подзон при движении с запада на восток, рассмотрели изменение лесов под влиянием антропогенных факторов. Сегодня на уроке, я думаю, мы с вами с поставленными задачами справились успешно.

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы: поговорим о смешанных лесах Дальнего Востока, о животном и растительном мире лесных зон и об их охране.

VI. Рефлексия. Теперь подведем итоги урока! На партах у вас лежат стикеры, на них вам нужно будет написать свои впечатления от урока на одной стороне, а на другой стороне оценить свою работу на уроке по 5 бальной системе.

VII. Выставление оценок: аргументирование оценок.

Домашнее задание: §34, составить кроссворд "Лесные зоны России".

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.