12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шокур Людмила Николаевна838
Россия, Брянская обл., Климовский район, село Митьковка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Урок географии в 8 классе

Тема: «Почвенные ресурсы России».

Подготовила учитель географии

Шокур Людмила Николаевна

с.Митьковка 2016 год

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

образовательные: сформировать понятия: земельные ресурсы, почвенные ресурсы, эрозия, мелиорация.

развивающие:

- дать оценку почвенным и земельным ресурсам России;

- продолжить развития умения работать с картами атласа, работать с текстом учебника; ---- самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы, работать в группах.

воспитывающие:

продолжить формировать бережное отношение к природе России (почвам), понимать значимость охраны почвы.

Структура урока:

1. организационный момент;

2. проверка д/з;

3. подготовка учащихся к активному усвоению знаний;

4. изучение нового материала;

5. закрепление;

6. подведение итогов

7. домашнее задание

Оборудование: почвенная карта России, карты атласа, контурные карты, учебник, тетрадь.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

 

2. Проверка д/з

Выполнение самостоятельной работы:

Задание: используя почвенную карту атласа, проследите закономерность изменения почв по линии: 1 вариант Мурманск – Волгоград

2 вариант Диксон - Астрахань

Последовательность анализа:

1. Последовательность изменения основных типов почв;

2. изменение плодородия почв при движении с севера на юг и объяснить причины этого;

3. взаимосвязь типов почв с климатом.

3. Учащиеся самостоятельно обозначают тему урока, а также цель и задачи.

4. Изучение нового материала.

А) Почва – это богатство страны. (Вступительное слово учителя.)

Почва – это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.

Есть два понятия, которые касаются почв: земельные и почвенные ресурсы.

- Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища. Эти земли составляют земельный фонд России.

Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называется почвенными ресурсами.

Вопрос: - В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?

Записать в тетрадь - 45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами, 13% - почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.

Вопрос: - Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)

Характер использования почв различный: почвы тундр, пустынно и полупустынно не распаханы – это пастбища оленей, верблюдов и овец.

А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.

Б) Охрана почв.

Охрана почв в нашей стране является общегосударственной задачей. Необходимость упорядочивания использования земельных ресурсов закреплена в законах нашей страны.

Эрозия почв. (Работа с текстом учебника, составление схемы «Виды эрозии».)

Главным врагом почвы является эрозия – разрушение почв.

Назовите причины развития эрозии почв (работа с рис. 59, с.103 учебника )

Виды эрозии

Соединительная линия22Соединительная линия21

Водная Ветровая

(смыв плодородного слоя талыми (выдувание плодородного слоя пыльным)

водами, ливнями) бурями)

воз-ти в степях и лесостепях степи Русской равнины, Алтай, юг Омс-

Русской равнины кой обл.

 

В) Меры борьбы с эрозиями:

- внедрение правильных почвозащитных севооборотов,

- соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов),

- полезащитные насаждения,

- сохранение лесов,

- строительство специальных гидротехнических сооружений (водозадерживающие валы, плотины, пруды).

Г) Мелиорация. (Работа с рис. 58, с. 102, текстом учебника)

Все работы по охране, рациональному использованию почв, повышению их плодородия называют земельной мелиорацией. Ей уделяется большое внимание при ведении сельского хозяйства.

Виды мелиораций: (записать в тетрадь)

 

Снежные: - снегозадержание

- снегонакопление

Водные: - осушение

- орошение

- обводнение

Климатические: - борьба с суховеями

- противоураганные меры

Химические: - известкование почв

- внесение удобрений

- применение гербицидов и пестицидов

Земельные: - борьба с водной эрозией

- борьба с ветровой эрозией

- рекультивация (восстановление почв)

- очистка от валунов

Фитомелиорации: - создание лесополос

- водоохранные мероприятия

- задержание песка

5. Закрепление (Фронтальная беседа)

Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины и на севере Русской равнины.

В какой природной зоне необходимо известкование почвы?

Почему орошение почв может привести к их засолению?

Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях?

Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?

Какие виды мелиораций проводят в Брянской области и почему?

6. Подведение итогов

- Самооценка и взаимооценка учащихся

7. Домашнее задание

§ 18, заполнить контурную карту.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.