Урок русского языка в 3 классе «Личные местоимения»
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык.
Класс: 3 «В».
Тема урока: «Личные местоимения».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Личные местоимения».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Меня зовут Виктория Николаевна. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, пенал и тетрадь. Я рада вас видеть и хочу начать работу со стихотворения В. Коркина «Счастье» Нужно для счастья порою немного: шофёру – прямая дорога, Лётчику – ясное небо, Пекарю – горы душистого хлеба, прохожему больше улыбок, Учителю – меньше ошибок. Значит, к чему мы должны стремиться на уроке? Хорошего вам настроения! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают. | | Р: произвольная саморегуляция; | |
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения. | Словесный (беседа) | Ребята, сейчас у нас с вами будет словарная работа. Я раздам вам листочки, на которых написаны словарные слова, но в них пропущена орфограмма. Вам нужно на месте пропуска вписать эту орфограмму и поставить ударение в этих словах. (Одна́жды, крова́ть, ряби́на, трамва́й, пя́тница, о́коло, соло́ма, пото́м, вокру́г, приве́тливо, рома́шка, расте́ние) - А теперь поменяйтесь листочками с вашим соседом по парте и осуществите взаимопроверку, сравнив правильность выполнения работы со слайдом. Поставьте себе отметку карандашом: 0 ошибок – «5»; 1-2 – «4»; 3-4 – «3». - Поднимите руки те, у кого нет ошибок. А теперь те, у кого есть ошибки (одна, две, ...) Хорошо, молодцы! - А какие части речи вы уже знаете? На какие вопросы они отвечают? | Выполняют словарную работу. Выполняют. Проверяют со слайда. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?» - Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: «Что сделал?» «Что сделала?», «Что делает?». - Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». | | К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. Р: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действия. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Запишите число и Классная работа в тетрадях. Сегодня у нас 2 марта. И посмотрите на слайд, перед вами предложения. Необходимо списать предложения и на месте пропусков вставить слова. «_ буду дома в обед. А _ во сколько освободишься? Какой номер _ сейчас выполняете? Почему _ спорят?» - Как называются слова, которые были пропущены в предложениях? -Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? - Какова тема урока? - Откройте учебник на странице 92. Прочитайте тему сегодняшнего урока.
| - Я буду дома в обед. А ты во сколько освободишься? Какой номер вы сейчас выполняете? Почему они спорят? Местоимения. Местоимение – часть речи. Местоимение – самостоятельная часть речи. «Личные местоимения». | | П: осуществлять синтез как выделение целого из частей. Р: принимать и сохранять учебную задачу; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) | - Какова цель сегодняшнего урока? - Какие задачи вы перед собой поставите? Это и будет планом нашего урока. | - Познакомиться с личными местоимениями. 1. Узнать, на что (кого) указывают личные местоимения в тексте. 2. Научиться находить личные местоимения в тексте. 3. Научиться определять лицо и число местоимений. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Прочитаем все задания вслух (1 ученик). Перечислите по шагам, что нужно сделать (2 ученик). Выполняем устные задания: - Рассмотрите рисунки в упражнении 156. - Прочитайте местоимения. Что такое местоимения? Выбери правильный ответ. - Назовите местоимения, которые указывают на того, кто говорит. - На того, к кому обращаются с речью. Хорошо, ребята! Какой вывод мы можем сделать после выполнения данного упражнения? Сравним свой вывод с материалом учебника. Давайте познакомимся с правилом. на странице 91. Кто хочет прочитать правило? - Кто может пересказать его. - Какие местоимения относятся к личным местоимениям? Сейчас мы будем работать с упражнением 157. Прочитаем все задания вслух (1 ученик). Перечислите по шагам, что нужно сделать (2 ученик). Хорошо, один человек выходит выполнять упр. к доске, все остальные у себя в тетради. Спиши стихотворение. Подчеркните местоимения. Проверка – слайд-эталон. Какой вывод мы можем сделать после выполнения данного упражнения? Хорошо, сейчас обратите внимание на таблицу. - На странице 93 дана таблица. - Посмотрите на верхнюю строчку таблицы. Как же будут изменяться местоимения? - Какие местоимения относятся к 1-му лицу единственного числа? - Ко 2-му лицу единственного числа? К 3-му лицу единственного числа? - Какие местоимения относятся к 1-му лицу множественного числа? - Какие ко 2-му лицу множественного числа? - К 3-му лицу множественного числа? | Читает 1 ученик. Перечисляет 2 ученик. Работают с рисунками. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. - Я, мы. - Ты, вы. - Он, она, оно, они. Делают вывод. Сравнивают с материалом учебника. Читает 1 ученик. Пересказывает 2 ученик. Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Читает 1 ученик. Перечисляет 2 ученик. Ученик выходит к доске, все остальные работают в себя в тетради. Выполняют. Отвечают. Проверяют. Анализируют таблицу. По числам и лицам. - Я. - Ты. - Он, она, оно. - Мы. - Вы. - Они. | Распознавать личные местоимения в тексте. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число. | К: владеть диалогической формой речи; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П: осуществлять поиск необходимой информации. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Практический (упражнение) | Следующее упражнение 158. Прочитаем все задания вслух (1 ученик). Перечислите по шагам, что нужно сделать (2 ученик). Выполняем задание: - 1 ученик выходит к доске: определяет какого числа и лица употреблены местоимения в стихотворении упр. 157. Все остальные у себя в тетради. - Каждый сам придумывает и записывает предложение с любым личным местоимением во мн. числе. - 1 ученик выходит к доске. Записывает предложение, и вставляет пропущенное местоимение, при этом объясняя свой выбор. Проверка выполнения-проговаривание. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? | Читают. Определяю и подписывают. Записывают. Вставляют пропущенное местоимение. Проверка. Делают вывод. | Распознавать личные местоимения в тексте. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число. | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Словесный (беседа) | - Самостоятельно выполняем упр. 159. Прочитай. Спиши первые три предложения. Подчеркни в них местоимения. Определи лицо и число местоимений. Проверь, исправь ошибки (если есть) и оцени себя. Проверка – слайд-эталон. Знакомство со словарным словом. Одува́нчик Одуванчик – многолетнее травянистое растение. Хорошо известен одуванчик лекарственный с розеткой прикорневых листьев и яркими желтыми цветками. | Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно (3-е л., ед. ч.). Мы (1-е л., мн. ч.) такие с ним друзья — куда он (3-е л., ед. ч.), туда и я (1-е л., ед. ч.). Вы (2-е л., мн. ч.), товарищ, выше всех! Знакомство со словарным словом. | | П: осуществлять анализ объектов. | |
Включение в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | - Что же такое местоимения?
- Для чего нужны местоимения в тексте? | - Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. - По числам и лицам. - Для того, чтобы избегать повторений имен существительных. | | К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять обобщение изученного. | |
Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Все ли задачи решили? Обратите внимание на экран. Продолжите фразу: • Сегодня на уроке мне понравилось… • У меня вызвало затруднение… • Сегодня на уроке мне не понравилось… Ваше домашнее задание: С. 94, упр. 160, выучить словарное слово, правило, таблицу. Прочитай выразительно. Спиши. Разбери по членам второе предложение. Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания! | Продолжают фразу. Записывают д\з. Прощаются. | | Р: осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |