Технологическая карта урока обществознания в 10 классе по теме «Личность и коллектив»
Технологическая карта урока обществознания
по теме «Личность и коллектив»
Тарасова Елена Александровна
учитель истории и обществознания МБОУ «Менделеевская СОШ» 10а класс
Учебник: Обществознание 10 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова.
Цель: проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние личности и коллектива в жизни людей
Задачи:
Развивать умение учащиеся аргументировать свою точку зрения.
Развивать навыки работы в группе, осуществлять поиск информации в различных источниках, выявлять характерные признаки понятий развивать логическое мышление.
Способствовать освоению учащимися роли коллектива для личности и личности в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные - осознание учащимися роли личности в коллективе и коллектива для личности; умение учащихся формулировать определение понятий «личность», «коллектив»; умение систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Метапредметные –умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и однокласниками, работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок дискуссия.
Средства обучения: учебник, презентация, видеофрагмент.
Технологическая карта урока « Личность и коллектив»
| Название этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат этапа |
1 | Организационный этап | Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учеников. Здравствуйте те, кто весел сегодня Здравствуйте те, кто грустит! Здравствуйте те, кто общается с радостью Здравствуйте те, кто молчит! Предлагает посмотреть видео фрагменты из фильма «Движение вверх» режиссера Антона Мегердичева и назвать, социальные проблемы, отражены наиболее ярко | Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Просмотр видео фрагмента | Включение в учебный процесс |
2 | Актуализация опорных знаний | Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия | Предлагает обсудить в группах, какие социальные проблемы наиболее ярко в видео фрагменте Учитель подводит учеников к теме урока: Личность и коллектив.
| Обсуждение в группах Ответы детей: взаимоотношения личностей и коллектива, взаимоотношения государства и спорта.
| Личностные: Умение излагать свои мысли, делать выводы. Метапредметные: способность к рассуждению, умение выдвигать гипотезу, выделять главный признак Предметные: понятия личность, коллектив, индивидуальность.
|
3 | Целеполагание | Сформулировать тему урока. Поставить цель урока. | Учитель подводит учеников к теме урока: Личность и коллектив.
Побуждает учеников высказывать собственное мнение. (слайд № 1 тема урока «Личность и коллектив») Учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока: проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние личности и коллектива в жизни людей | Формулируют тему урока: «Личность и коллектив» и записывают её в тетрадь. Обсуждают и формулируют цель урока в группе
| Личностные: Умение сотрудничать, отстаивать свое мнение. Метапредметные: Умение ставить цель, работать в группе, планировать свою деятельность. Предметные: осознание учащимися понятий личность, коллектив.
|
4 | Открытие нового знания | Развивать умение учащихся высказывать свое мнение, аргументировать свою позицию, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы | Далее учитель предлагает эпиграф к уроку древнеримского поэта Горация Если я не за себя, то кто за меня? Предлагает сформулировать учащимся тезис и антитезис.
Нацеливает учащихся на работу по группам, напоминает о роли каждого учащегося. Одна группа защищает тезис, а вторая антитезис. 1.этап Представление своей позиции. 2. этап Уточняющие вопросы 3. этап Проблемные вопросы 4. этап Опровержение (слайды 3-6)
Учитель помогает ученикам при подготовке защиты тезиса и антитезиса После защиты учитель предлагает оценить по критериям свою деятельность в дискуссии Итак, оба тезиса имеют быть. Как личность не может существовать без коллектива, так и коллектив важен для личности. Как мудро сказал Гораций «Если я не за себя, то кто за меня? |
Учащиеся высказываю свое мнение
Формулируют тезис и антитезис Работают в группах, составляют аргументы в защиту своей позиции Выступления учащихся Оценивают свою деятельность
| Личностные: Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах. Метапредметные: Умение анализировать высказывание, выделять главное, делать выводы. Предметные: Закрепление понятия личность, признаков личности, коллектив.
|
5 | Первичное закрепление | Полученную информацию применить на практике | Предлагает практическую работу заполнить «древо личности» на выявление своих личностных характеристик. Корни- генетическое наследство, что вам досталось от родителей. Ствол – символически означает характер, эмоции, интеллект, коммуникацию. Крона – сфера интересов, социальной активности, моральных качеств. Её формируют окружение и среда. | Индивидуальная работа | Личностные: Умение организовать, контролировать и свою деятельность. Развитие творческих способностей. Метапредметные: умение соотнести свои действия с планируемым результатом Предметные: Применение полученных знаний о личности и коллективе на практике |
6 | Самостоятельная работа | Чётко, ясно, аргументировано представить ответ по иллюстрациям. | друг Задает вопрос как связано выполненное вами задание древо личности с целью урока
|
Отвечают на вопрос
| Личностные: Развитие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений. Метапредметные: Освоение способов совместной деятельности Систематизировать полученную информацию. Предметные: Умение ориентироваться в информации |
7 | Повторение | Обобщить полученные знания, сделать выводы по достижению цели урока. | А сейчас, ребята, предлагаю вам выразить свое отношение к нашему разговору через мысли мудрых. Выберите высказывание, которое наиболее точно на ваш взгляд отражает тему нашего разговора и объясните почему?
| Осмысливают полученную информацию | Личностные: Формирование собственных представлений о роли коллектива для личности и личности в коллективе. Метапредметные: Умение систематизировать, обобщать изученное. Предметные: Умение высказывать свои суждения . |
8 | Рефлексия | Соотнесение цели урока и результата | Итак, мы с вами в начале урока поставили цель проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние личности и коллектива, в чем это проявляется.
| Анализируют свою деятельность по достижению цели.
| Личностные: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Предметные: Знать понятие личность, коллектив, взаимовлияние коллектива и личности. |
9 | Домашнее задание | Закрепить знания, полученные на уроке. | П.28 пос.стр. 299 № 3 или 4 | Записывают задание в дневник | |
Ахметшина Наталья Юрьевна