Технологическая карта урока обществознания в 6 классе «Мое общество»
6 класс. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема «Мое общество»
Цели: 1. Объяснить значение понятий: «общество», «страна», «государство», «сферы общества».
2. Выяснить роль и значение сообщества в жизни людей;
Задачи:
Образовательные: Познакомить с понятиями «общество», «страна», «государство»; Охарактеризовать и проанализировать общество как человеческий организм; Дать характеристику сферам общества: экономической, политической, духовной и социальной;
Развивающие: продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.
Воспитательные: воспитание культуры общения на уроке, коллективизма, чувства ответственности за себя и товарищей, умения оценивать товарища и себя самого.
Планируемые образовательные результаты:
Ученик научится:
устанавливать причинно-следственные связи анализируя и выявляя главное в рабочем материале; решать проблемные вопросы, делать выводы;
учиться работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссные решения.
Тип урока: урок-исследование
Форма урока: групповая работа с учебником и документами.
Основные понятия: «общество», «страна», «государство», «сферы общества».
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, ТРКМ, ИКТ, проблемно-поисковые
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие листы, пакет документов, учебник
Ход урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оргмомент |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу |
Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку |
Мотивационно-целевой |
Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть осуществлены без помощи тех, кто его окружает, тех, кто находится рядом. Задание: . Перед вами человечки, попробуйте их объединить (мальчики, девочки, россияне, )
Сережа
Джон
Фридрих Россияне Катя Оля Петя Коля
6 «Б» класс
Предлагает распределить получившиеся объединения по кругам общения и вывести определение «общество» Предлагает сформулировать тему и цели урока Предлагает провести самооценку на знание темы урока в виде линейного замера на полях тетради Предлагает просмотреть параграф и составить план урока. |
Предлагают варианты ответов Выполняют задание, формируют определение «общество». Формулируют тему и цели урока Проводят самооценку знаний по еще не пройденной теме. Составляют план урока. |
Деятельностный |
Организует работу с определениями: Сегодня человеческим обществом иногда называют целый народ, государство, страну. Но одно ли это и то же? Попытаемся ответить на этот вопрос, используя знания, полученные вами во время изучения истории Древнего мира в пятом классе. Организует деление учащихся на группы Комментирует задание группам. Контролирует и консультирует работу групп Организует выступление групп. Предлагает учащимся комментировать выступления групп, задавать вопросы выступающим Организует физкультминутку. Организует работу групп по составлению дома «общество» и распределению этажей-сфер общества Организует проблемную дискуссию Посмотрите на наш условный дом. Согласны ли вы с подобной последовательностью расположения этажей? Возможно, вы расположите указанные сферы в другой последовательности? Объясните свой выбор. Можно ли выделить среди них главные и второстепенные? Почему? Предлагает подвести итоги дискуссии. |
Работают с презентацией, отвечают на вопросы. Делятся на 4 группы: экономическая сфера общества, социальная сфера общества, политическая сфера общества, духовная сфера общества. Знакомятся с текстом учебника, фиксируют ключевые слова, относящиеся к заданной сфере общества, строят облако слов. Готовят выступление групп Вопрос группам: Объясните, в связи с чем упоминались эти ключевые слова? Составьте определение вашей сферы общества. Представляют выступление групп. Отвечают на вопросы одноклассников. Комментируют выступления Выполняют физические упражнения. Распределяют этажи-сферы общества. Участвуют в проблемной дискуссии. Подводят итог дискуссии: Все сферы жизни взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Нельзя выделить какую-либо из них. |
Рефлексивно-оценочный этап |
Подводит итоги занятия: проверим, насколько хорошо вы их усвоили. Перед вами предложение с пропущенными словами. Вставьте в данное предложение одно из понятий: страна, государство, общество.
Предлагает закончить предложение: «Тема сегодняшнего урока помогла мне понять, что …» Предлагает провести итогового самооценку на знание темы урока в виде линейного замера на полях тетради Комментирует домашнее задание (п.1, выполнить задания в конце параграфа по кубику.) Объявляет отметки. Заканчивает урок |
Выполняют задание. Заканчивают предложение. Формулируют выводы по уроку Проводят повторную самооценку знаний по теме изученного урока Записывают домашнее задание, распределяют его между собой. |
Приложение 1.
«Кубик».
Если необходимо дать много задач разного типа, то можно предложить кинуть кубик, чтобы определить, что кому предстоит сделать. На доске записаны номера задач. В зависимости от комбинации цифр, которые выпадают на кубике, каждый ученик выбирает свою часть задачи.