Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении»
В современном обществе последние 20 лет наблюдается направленность перехода к личностно-ориентированному обучению. Эта потребность применять более результативное устройство для того,чтобы образование осуществляло и готовило детей, которые годны и приспособлены продуктивно принимать участие в жизни нынешнего человечества. Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает новое понимание структуры, методов работы на уроке.
Ученик должен быть самостоятелен в своих действиях, т.е должен сам уметь выбрать себе задание, которое ему по силам. Важно опираться на тот опыт, который у ребенка уже есть. Это те знания, которые ему могут помочь в приобретении новой информации.
Кроме того, хороший учитель должен учитывать социокультурные особенности и образ жизни ученика, поощрять стремление ребенка быть собой. Важно обращать внимание на эмоциональное состояние учеников, на их морально-этические и нравственные ценности.
Учитывая все это, грамотно построить урок, который будет полезен не отдельному учащемуся, а большой группе его учеников.
Учитель в личностно-ориентированном обучении выступает, как старший товарищ. Который способен воспринимать ребенка, как партнера в речевом общении.
Учеба ребенку должна приносить радость, ученик сам должен определять для себя, что ему нужно на уроке, а что может остаться на потом и вообще не восприниматься. Ребенок сам должен решать учиться ему или отдыхать.
Как любой подход, личностно-ориентированное обучение имеет свои приемы. К ним относятся: обучение через деятельность, создание проблемных ситуаций, работа в группе или парами, театрализованная деятельность, дискуссия, игровое проектирование, имитационные игры, дискуссии. Учитель должен уметь создать ситуации успеха на уроке, а также всегда поддерживать ученика.
Учитель должен отслеживать в каких областях ребенок требует помощи, а какое задание можно дать на самостоятельное обучение воспитаннику. Использовать коллективную и индивидуальную работу, чтобы ребенок учился работать не только сам по себе, но и учился контактировать в группе, прислушивался к мнению членов группы. Мудрое и рациональное применение этих методов ощутимо увеличивает развивающий эффект обучения, организовывает атмосферу напряженного поиска, а в результате учащихся и учителя получают много позитивных эмоций. Наше будущее зависит от тех ребят, которые сидят за школьной партой. В наших руках, как учителей, сделать наших детей более счастливыми, успешными, учебно-мотивированными и эмоционально-раскрепощенными.
Человек не простой судьбы, педагог Ян Амос Коменский уподоблял учителя с садовником, который любовно выращивает растения в саду. Дети - цветы жизни. И как растения требуют заботы рук рачительного хозяина, заботливого садовода, чтобы вовремя полить, оборвать засохшие листики, так и наши дети требуют нашей любви, защиты и заботы. И если мы будем себя воспринимать не только, как люди, которые просто дают уроки по 40 минут и потом уходят, забывая о своих учениках. То наши дети даже через много лет будут помнить учителей, которые не только предоставили им знания и опыт, но и согрели их своей любовью, заботой, оказали поддержку и подарили вдохновение.