Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении»

2
0
Материал опубликован 24 November 2018 в группе

«Личностно-ориентированный подход в обучении»


 

Чигирёва Ольга Васильевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец пионеров и школьников города Курска»

педагог дополнительного образования

 

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, дифференциация обучения, деятельностно-творческий, «внутренняя модель мира»,  субъекты образовательного процесса, индивидуализация обучения, личностные качества, развитие, познавательная деятельность.
 

Аннотация.

В данной статье раскрыты особенности личностно-ориентированного обучения, освещены идеи личностного подхода, развернуты основные требования к разработке ди­дактического обеспечения личностно-ориентированного процесса, представлен перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе. Автором статьи подчеркнута необходимость создания условий для выбора учащимися способов деятельности, видов и направленности заданий.

"Student-centered approach to learning»

Chigireva Olga Vasilievna

Municipal budgetary institution of additional education

"The Palace of pioneers and schoolchildren of the city of Kursk»

Teacher of additional education

Keywords: personality-oriented learning, differentiation of learning, activity-creative, "internal model of the world", subjects of the educational process, individualization of learning, personal qualities, development, cognitive activity.

Annotation. This article reveals the features of personality-oriented learning, highlights the ideas of the personal approach, the basic requirements for the development of didactic support of the personality-oriented process, a list of pedagogical technologies based on the personality-oriented approach. The author of the article emphasizes the need to create conditions for students to choose ways of activity, types and direction of tasks.

 


 

«Помоги мне сделать это самому»

М. Монтессори

Личностно ориентированное образование в России на сегодняшний день является актуальным стратегическим направлением развития системы образования, как общего, так и дополнительного. Данный подход предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося, интеллектуальное и нравственное развитие целостной личности, а не отдельных её качеств. Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены еще Сократом, Протагором, Аристотелем, Платоном, Сенекой, Плутархом и др.

В XIX веке различные аспекты личностного подхода в воспитании и обучении  рассматривались в педагогических системах К.Д. Ушинского («стремления»), И. Гербарта («интересы»), Л.Н. Толстого (идеи свободного воспитания). Абрахам Гарольд Маслоу, американский психолог, ведущий представитель гуманистической психологии, исповедовал гуманистическую направленность образования. Главная задача педагогики, по Маслоу, «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нем уже заложено». Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю. И., Якиманская И.С.

 При более конкретном рассмотрении истории  становления и развития идей личностно ориентированного обучения видно, что ориентация на личность ученика в педагогике существует давно. Под личностно ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты. Целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира». Отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед педагогом встают новые задачи:

создание атмосферы заинтересованности каждого обучающего в работе группы;

стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

создание обстановки для естественного самовыражения каждого учащегося.

Для решения этих задач могут

применяться следующие компоненты:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе занятия;

использование проблемных творческих заданий;

стимулирование ребят к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

использование аутентичных материалов в процессе занятий;

рефлексия, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Технология личностного ориентирования предполагает специальное составление учебного текста, подбор дидактического материала, методических рекомендаций, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в процессе овладения знаниями.


Основные требования к разработке ди­дактического обеспечения

личностно-ориентированного процесса:

учебный материал должен выявлять содержание субъектного опыта ученика, а также опыт его предыдущего обучения; 

преподнесение знаний педагогом на­правлено не только на увеличение их объема, структурирова­ние, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого воспитанника; 

в течение обучения следует связывать опы­т обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний; 

стимулирование учащегося к самоценной образова­тельной деятельности обеспечивает ребёнку возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в процессе овладе­ния знаниями; 

учебный материал необходимо организовать так, чтобы обучаемый имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; 

требуется мотивировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов про­работки учебного материала по собственной инициативе; 

при введении знаний о приемах выполнения учебных дейст­вий необходимо выделять общелогические и специфические пред­метные приемы учебно-воспитательной работы с учетом их функций в личностном развитии; 

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только ре­зультата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет обучающийся, усваивая материал; 

образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. 

Технологический запас личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондаревской Е. В., прочно основывают методы и  приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучаемого; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Учитывая данные требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:

Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)

Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)

Педагогические технологии адаптивной школы

Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.

Игровые технологии

Технологии уровневой дифференциации

Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)

Технология «Педагогические мастерские»

Технология ТРИЗ

Технология КТД

Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)

Коммуникативная технология

Технология программированного обучения

Система дополнительного образования имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности, в отличие от общеобразовательной школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии существуют жесткие стандарты.

Специфика УДО, напротив, позволяет на практике учитывать индивидуальные способности, потребности и запросы детей, даёт реальную возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Такая вариабельность создает условия для коррекции программы дополнительного образования и технологии её воплощения в жизнь. Причем, такая коррекция осуществима на двух уровнях: группы и внутригрупповой. Именно дидактическое обеспечение реализует принцип субъективного образования, которое предполагает построение личностно-ориентированного процесса в целом.

Применение личностно-ориентированного подхода на занятии в детском объединении социально-педагогического направления «Дети-дорога-жизнь» под моим руководством построены с опорой на субъективный опыт ребенка, его интересы, предрасположенности, тяготения, индивидуально-значимые ценности. Необходимо предоставить учащимся возможность свободного выбора форм и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности. Способность и стремление самовыражаться присутствует в любом ребёнке. Необходимо подбирать и предлагать всевозможные творческие задания с учетом способностей детей, распространяющиеся на круг их интересов, чтобы удержать стремление творить. Моя задача помочь детям развить их собственный опыт, поэтому я использую на своих занятиях задания исследовательского характера, применяю дифференцированную работу с вкраплением индивидуальных заданий, предлагаю придумывать и отгадывать тематические кроссворды, ребусы.

 Выбор направления обучения в дополнительном образовании зависит напрямую от ребёнка, от его желаний и предпочтений. Работая над конспектом занятия, я задаюсь следующими  вопросами:

Какую роль я отведу данному занятию в личностном развитии учащихся?

Какими технологиями воспользуюсь на данном занятии?

Как будут решаться смоделированные «дорожные ситуации» на занятии?

Каким способом проявлю педагогическую культуру и свой профессионализм?

Как составлю занятие, каково будет его наполнение?

Какие задачи спроектирую в образовательной и воспитательной деятельности?


 

На  своих занятиях я создаю доброжелательную созидающую атмосферу, обращаюсь к опыту собственной жизнедеятельности детей, формулирую различные проблемные вопросы:

  1. что вы знаете о ситуации?

    с какими из них вы уже встречались?

    какие признаки, свойства могли бы выделить и почему (назвать, перечислить)?

    где они, с вашей точки зрения, могут быть использованы и зачем?


 

  Дети сотрудничают со мной, выстраивая диалог, высказывают свои мысли, которые помогают обнаружить расхождение между сформировавшимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, обсуждают версии других ребят, останавливают свой выбор (с помощью педагога) на содержании, которое закреплено научным знанием. В процессе общения выявляются различные точки зрения, а я придаю законченный вид с позиции дидактических целей занятия. Анализируя индивидуальные особенности учащихся при помощи анкет, тестов, наблюдений, составляю «Карту достижений», использую методику «Слон по кусочкам», предложенной Викторией Шиманской (доктор психологии, автор методики развития эмоционального интеллекта детей). Посредством творческих заданий, анкетирования фиксирую знания, умения, навыки. На протяжении всего учебного года побуждаю детей проявлять творческую активность, раскрываться через выполнение творческих работ, проектов, участие в конкурсах, соревнованиях. На занятиях стараюсь поддерживать благоприятный, позитивный настрой, инициативность, оптимизм и энергичность, желание творить. Стараюсь создавать “ситуацию успеха” с помощью заданий, где ребёнок не только справится, но и почувствует себя героем.  Для обеспечения высоких результатов обучения задействую различные формы и методы:

викторина

аукцион знаний 

конкурсы, кроссворды, познавательные игры и др.

методы обучения: словесный, практическая работа, наблюдение

В процессе такого обучения следует активное участие в самоценной образовательной деятельности, которая обеспечивает ребёнку возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. При необходимости помогаю, если вижу, что ребёнок не способен справиться сам. Безусловно, для положительных результатов работы педагога необходимо доверие, дружеское отношение учащихся, чем больше точек соприкосновения с учащимися, тем успешнее совместная работа. Личностно-ориентированный подход способствует не только развитию индивидуальных познавательных способностей ребёнка, но и, несомненно, ориентирует личность на самоопределение и самореализацию.

 

Литература

1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.

4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996

5. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003.
6.
Дейч Б.А. Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.

7. © Библиофонд, Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1996. - №4 .

8.   Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманист, издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. – ISBN 5-691-00196-5.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.