12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кияйкина Наталья Федоровна119073
Специалист высшей квалификационной категории. Психолого-педагогическая деятельность - 34 года. Дошкольная педагогика и психология. Нейропсихолог. Специалист по образовательной кинезиологии. Практикующий семейный и специальный психолог.
Россия, Ставропольский край

Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении»

 

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря»  г. Пятигорска

Ставропольского края

 

 

 

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Ян Амос Коменский

 

Каждое образовательное учреждение, будь то детский сад, школа или любое другое учебное заведение, в условиях реализации ФГОС решает поставленные цели и задачи непосредственно в соответствии со своей образовательной программой.

В нашем дошкольном учреждении образовательная деятельность строится на основании программы, которая нацелена на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, развитие когнитивных и творческих способностей каждого воспитанника, на формирование полноценно гармонично развитой личности.

Образовательная программа «От рождения до трех лет» под редакцией Венгера  обеспечивает изначально всестороннее развитие и становление дошкольника, как личности. Результатом освоения детьми программы является соответствие целевым ориентирам для детей раннего возраста и целевым ориентирам для выпускников детского сада.

В образовательную деятельность учреждения включены все участники образовательных отношений. Принцип партнерских взаимоотношений является одним из приоритетных, так влияет на качество образовательных услуг, мотивируя педагогов, родителей воспитанников, самих детей и других работников учреждения на сотрудничество.

Принцип интеграции образовательных областей, с учетом последовательности и системности, индивидуальности, возрастных возможностей дошкольников, использования современных инновационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса позволяет повысить эффективность и результативность деятельности.

По словам Бердяева Н.А.: «Личность различна, единична, неповторима, оригинальна, не походит на других. Личность есть исключение, а не правило. Мы стоим перед парадоксальным совмещением противоположностей: личного и сверхличного, конечного и бесконечного, неизменного и меняющегося, свободы и судьбы».

Данное утверждение подкреплено практикой. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение детей и взрослых строится на гуманности и толерантности, личностно-ориентированном подходе, с использованием адекватных и целостных форм и методов работы.

К маленькому человеку необходимо относиться справедливо, с любовью, чтобы понять его и воспитать достойно. Когда ребенка запугивают, ругают и наказывают, применяя деструктивные методы, ребенок становится одинок и испытывает постоянно негативные эмоции, что неблагоприятно сказывается на формировании его эмоционально-личностной сферы.

Русский публицист и литературный критик, революционер-демократ Д.И. Писарев считал, что человек, действительно уважающий человеческую личность должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира. А этот процесс происходит в самом раннем возрасте. И очень важно не упустить это «золотое» время.

Взрослые должны смотреть на детей как на чудо, от природы талантливых, и относится к ним как к личностям с большим запасом интереса и определенными требованиями к окружающему миру.  Чтобы дети выросли мудрецами нужно создать для них необходимые условия, используя «безусловное принятие». «безусловную любовь» и понимание. Надо позволить детям радостно проживать свое детство - шалить,  смело выражать свои мысли, проявлять свою индивидуальность и талантливость, так как они гениальны с самого рождения.

Необходимо пересмотреть отношение к ребенку, предоставить детям достойное взаимодействие в диаде «взрослый – ребенок» в условиях семьи с самого рождения и до трех лет, а в дальнейшем в условиях детского сада и школы.

Закончить свое выступление мне хочется словами  русского философа Николая Александровича Бердяева: «Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни».

 

Литература

 

1.      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).

3.      Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

4.      ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г.).

5.      Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.

6.      Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей.

7.      Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание.

8.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

9.      Венгер Л., Ибатулина А. Соотношения обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга.

10.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

11.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Кияйкина Наталья Федоровна, 04.03.19 в 13:55 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна!
Галина Васильевна Каратаева, 14.04.19 в 17:09 2Ответить Пожаловаться
Наталья Федоровна,спасибо за познавательную статью! Образовательную программу "От рождения до школы" реализую под редакцией Н.Е.Веракса,Т.С.Комаровой,М.А. Васильевой.Про Венгера не слышала, что у него есть такая программа.
Кияйкина Наталья Федоровна, 14.04.19 в 21:00 2Ответить Пожаловаться
Галина Васильевна! Благодарю за комментарий! Вы правы, моя опечатка... Простите! Исправлю!
Колышкина Елена Владимировна, 08.09.23 в 14:20 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Фёдоровна, за полезный опыт работы! Статья содержит интересные мысли и выводы!
Кияйкина Наталья Федоровна, 08.09.23 в 16:22 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Елена Владимировна!
Приятно Ваше внимание к моей публикации, особенно в решении данного вопроса по самой актуальной на сегодняшний день теме.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.