Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении»

18
8
Материал опубликован 24 January 2019 в группе

Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении»

 

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря»  г. Пятигорска

Ставропольского края

 

 

 

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Ян Амос Коменский

 

Каждое образовательное учреждение, будь то детский сад, школа или любое другое учебное заведение, в условиях реализации ФГОС решает поставленные цели и задачи непосредственно в соответствии со своей образовательной программой.

В нашем дошкольном учреждении образовательная деятельность строится на основании программы, которая нацелена на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, развитие когнитивных и творческих способностей каждого воспитанника, на формирование полноценно гармонично развитой личности.

Образовательная программа «От рождения до трех лет» под редакцией Венгера  обеспечивает изначально всестороннее развитие и становление дошкольника, как личности. Результатом освоения детьми программы является соответствие целевым ориентирам для детей раннего возраста и целевым ориентирам для выпускников детского сада.

В образовательную деятельность учреждения включены все участники образовательных отношений. Принцип партнерских взаимоотношений является одним из приоритетных, так влияет на качество образовательных услуг, мотивируя педагогов, родителей воспитанников, самих детей и других работников учреждения на сотрудничество.

Принцип интеграции образовательных областей, с учетом последовательности и системности, индивидуальности, возрастных возможностей дошкольников, использования современных инновационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса позволяет повысить эффективность и результативность деятельности.

По словам Бердяева Н.А.: «Личность различна, единична, неповторима, оригинальна, не походит на других. Личность есть исключение, а не правило. Мы стоим перед парадоксальным совмещением противоположностей: личного и сверхличного, конечного и бесконечного, неизменного и меняющегося, свободы и судьбы».

Данное утверждение подкреплено практикой. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение детей и взрослых строится на гуманности и толерантности, личностно-ориентированном подходе, с использованием адекватных и целостных форм и методов работы.

К маленькому человеку необходимо относиться справедливо, с любовью, чтобы понять его и воспитать достойно. Когда ребенка запугивают, ругают и наказывают, применяя деструктивные методы, ребенок становится одинок и испытывает постоянно негативные эмоции, что неблагоприятно сказывается на формировании его эмоционально-личностной сферы.

Русский публицист и литературный критик, революционер-демократ Д.И. Писарев считал, что человек, действительно уважающий человеческую личность должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира. А этот процесс происходит в самом раннем возрасте. И очень важно не упустить это «золотое» время.

Взрослые должны смотреть на детей как на чудо, от природы талантливых, и относится к ним как к личностям с большим запасом интереса и определенными требованиями к окружающему миру.  Чтобы дети выросли мудрецами нужно создать для них необходимые условия, используя «безусловное принятие». «безусловную любовь» и понимание. Надо позволить детям радостно проживать свое детство - шалить,  смело выражать свои мысли, проявлять свою индивидуальность и талантливость, так как они гениальны с самого рождения.

Необходимо пересмотреть отношение к ребенку, предоставить детям достойное взаимодействие в диаде «взрослый – ребенок» в условиях семьи с самого рождения и до трех лет, а в дальнейшем в условиях детского сада и школы.

Закончить свое выступление мне хочется словами  русского философа Николая Александровича Бердяева: «Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни».

 

Литература

 

1.      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).

3.      Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

4.      ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г.).

5.      Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.

6.      Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей.

7.      Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание.

8.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

9.      Венгер Л., Ибатулина А. Соотношения обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга.

10.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

11.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

Комментарии

Благодарю!

3 March 2019

Прочла с интересом!

4 March 2019

Благодарю, Марина Юрьевна!

4 March 2019

Наталья Федоровна,спасибо за познавательную статью! Образовательную программу "От рождения до школы" реализую под редакцией Н.Е.Веракса,Т.С.Комаровой,М.А. Васильевой.Про Венгера не слышала, что у него есть такая программа.

14 April 2019

Галина Васильевна! Благодарю за комментарий! Вы правы, моя опечатка... Простите! Исправлю!

14 April 2019

Спасибо, Наталья Фёдоровна, за полезный опыт работы! Статья содержит интересные мысли и выводы!

8 September 2023

Благодарю, Елена Владимировна! Приятно Ваше внимание к моей публикации, особенно в решении данного вопроса по самой актуальной на сегодняшний день теме.

8 September 2023