Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении»
Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска
Ставропольского края
Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
Ян Амос Коменский
Каждое образовательное учреждение, будь то детский сад, школа или любое другое учебное заведение, в условиях реализации ФГОС решает поставленные цели и задачи непосредственно в соответствии со своей образовательной программой.
В нашем дошкольном учреждении образовательная деятельность строится на основании программы, которая нацелена на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, развитие когнитивных и творческих способностей каждого воспитанника, на формирование полноценно гармонично развитой личности.
Образовательная программа «От рождения до трех лет» под редакцией Венгера обеспечивает изначально всестороннее развитие и становление дошкольника, как личности. Результатом освоения детьми программы является соответствие целевым ориентирам для детей раннего возраста и целевым ориентирам для выпускников детского сада.
В образовательную деятельность учреждения включены все участники образовательных отношений. Принцип партнерских взаимоотношений является одним из приоритетных, так влияет на качество образовательных услуг, мотивируя педагогов, родителей воспитанников, самих детей и других работников учреждения на сотрудничество.
Принцип интеграции образовательных областей, с учетом последовательности и системности, индивидуальности, возрастных возможностей дошкольников, использования современных инновационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса позволяет повысить эффективность и результативность деятельности.
По словам Бердяева Н.А.: «Личность различна, единична, неповторима, оригинальна, не походит на других. Личность есть исключение, а не правило. Мы стоим перед парадоксальным совмещением противоположностей: личного и сверхличного, конечного и бесконечного, неизменного и меняющегося, свободы и судьбы».
Данное утверждение подкреплено практикой. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение детей и взрослых строится на гуманности и толерантности, личностно-ориентированном подходе, с использованием адекватных и целостных форм и методов работы.
К маленькому человеку необходимо относиться справедливо, с любовью, чтобы понять его и воспитать достойно. Когда ребенка запугивают, ругают и наказывают, применяя деструктивные методы, ребенок становится одинок и испытывает постоянно негативные эмоции, что неблагоприятно сказывается на формировании его эмоционально-личностной сферы.
Русский публицист и литературный критик, революционер-демократ Д.И. Писарев считал, что человек, действительно уважающий человеческую личность должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира. А этот процесс происходит в самом раннем возрасте. И очень важно не упустить это «золотое» время.
Взрослые должны смотреть на детей как на чудо, от природы талантливых, и относится к ним как к личностям с большим запасом интереса и определенными требованиями к окружающему миру. Чтобы дети выросли мудрецами нужно создать для них необходимые условия, используя «безусловное принятие». «безусловную любовь» и понимание. Надо позволить детям радостно проживать свое детство - шалить, смело выражать свои мысли, проявлять свою индивидуальность и талантливость, так как они гениальны с самого рождения.
Необходимо пересмотреть отношение к ребенку, предоставить детям достойное взаимодействие в диаде «взрослый – ребенок» в условиях семьи с самого рождения и до трех лет, а в дальнейшем в условиях детского сада и школы.
Закончить свое выступление мне хочется словами русского философа Николая Александровича Бердяева: «Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни».
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).
3. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
4. ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г.).
5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
6. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей.
7. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
9. Венгер Л., Ибатулина А. Соотношения обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
Татьяна Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Васильевна Каратаева
Кияйкина Наталья Федоровна
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна