12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурякова Яна Сергеевна703
Россия, Челябинская обл., Челябинск

Тема статьи: Личностно-ориентированный подход в обучении

Автор: Бурякова Яна Сергеевна          

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Фридрих Энгельс

 Педагогика рассматривает личностный подход как этикогуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Научное представление о личностно-ориентированном образовании имеет разную концептуальнопонятийную структуру (В.В.Сериков, С.В.Белова, В.И.Данильчук, Е.А. Крюкова, В.В.Зайцев, Б.Б.Ярмахов, Е.В.Бондаревская, Н.А.Алексеев, А.В.Зеленцова, И.С.Якиманская, С.А.Комиссарова, А.А.Плигин, А.В.Вильвовская, М.М. Балашов, М.И. Лукьянова и др.). 

В.В.Сериков выделяет три главных направления в разнообразии трактовок личностно-ориентированного подхода:

1. Личностно-ориентированный подход - общегуманистический феномен, основанный на уважении прав, достоинств ребенка при выборе им образовательного маршрута, учебного плана, учебного учреждения и т.д.

2. Личностно-ориентированный подход - цель, программа педагогической деятельности, базирующаяся на стремлении воспитать личность.

3. Личностно-ориентированный подход – специальный вид образования, в основе которого - создание определенной образовательной системы, которая «запускала «бы механизмы функционирования и развития личности.

Главным условием проявления личностных функций В.В. Сериков считает создание личностно-ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), попадая в которую ребенку приходится искать смысл, подумать о себе, построить образ и модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку факторам. 

И.С. Якиманская, разрабатывая проблему личностно ориентированного обучения, утверждает, что «учение есть особая индивидуальная деятельность ученика по овладению социокультурными нормами познания, которая опирается на субъектный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и в процессе индивидуальной жизнедеятельности».

По исследованиям В.И. Лещинского, личностный опыт приобретается тогда, когда учащийся личностно вовлечен в деятельность, ощущая ее внутреннюю (для себя) смысловую значимость. То есть эта деятельность субъективно интересна, важна. Она должна «затронуть человека», соединиться с его переживаниями, сегодняшними проблемами, раздумьями, подтверждая или опровергая их, но в любом случае происходит некий контакт, влияющий на личность.

Личностно-ориентированный подход ставит в центре всей образовательной системы целостную, уникальную личность обучаемого, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на самостоятельный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В его основе лежит признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующего образовательного пространства урока, в котором ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию, т. е. личностная ориентация – один из критериальных признаков процесса обучения. Если ученик, его природные, личностные и индивидуальные особенности учитываются при проектировании, осуществлении и диагностике образовательного процесса и способны оказывать влияние на него, то говорят о гуманистическом личностноориентированном обучении.

Специфика осуществления личностно-ориентированного подхода к организации учебного процесса заключается в создании особого рода учебных ситуаций, которые ставят учащегося перед необходимостью проявить себя как личность, поскольку затрагиваются вопросы статуса, собственной значимости, самоопределения, самовыражения и самореализации. Такая «ситуация востребования» личностных проявлений стимулирует и активизирует личностные функции учащихся. 

Главное лицо в учебном процессе – личность ребенка. Усилия учителя направлены на то, чтобы он хотел учиться и мог это делать. Каждый учитель знает, что если ученик не хочет учиться, то его научить нельзя. Если он хочет и не умеет учиться, то встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят его желание учиться.

  

Источники

1.     Гребенникова Ирина Васильевна Личностно ориентированное действие как единица личностно ориентированной деятельности обучающихся // Вестник ТГУ. 2012. №8.

2.     Гульянц София Михайловна Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЧГПУ. 2009. №2.

3.     Косарев В. Н., Рыков М. Ю. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2007. №10. URL:

4.     Пойманова Ольга Вадимовна Использование идей личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы // Вестник ТГУ. 2010. №3. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.