Личностно – ориентированный подход в развитии творческих способностей учащихся

5
0
Материал опубликован 12 October 2020 в группе

«Личностно – ориентированный подход в развитии творческих способностей учащихся»

Я работаю в МБОУ СОШ с. Лесогорское учителем начальных классов.

Основной целью моей педагогической деятельности является: «Личностно – ориентированный подход в развитии творческих способностей учащихся, предоставление возможности ученику их реализовать». Основными задачами в своей работе считаю: формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы обучающиеся «добывали» знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

На уроках стараюсь создать комфортные условия для каждого ученика. В свою практику работы внедряю инновационные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

В развивающей системе процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащегося. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. И задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения – всё это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение в процессе учебной деятельности на уроке. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.

Взаимоотношения с обучающимися стою на: доверии, взаимопонимании, сочувствии, взаимопомощи, толерантности. Решаю задачу не жесткой активизации учебной деятельности, а создаю условия для внутренней мотивации школьников (чтобы ученик захотел читать, писать, говорить, слушать). Выступая в роли помощника, ориентируюсь на такие установки:

Открытость (способность выражать и транслировать собственные мысли и переживания в межличностном общении с учащимися).

Доверие (внутренняя уверенность учителя в возможностях и способностях каждого ученика).

Эмпатическое понимание (видение учителем внутреннего мира и поведения каждого ученика как бы его глазами).

Основной задачей уроков русского языка является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке пытаюсь развивать способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической), практически осмысливать закономерности языка. Для развития и обогащения речи учащихся использую художественные тексты. Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи, лингвистические задачи, игры. Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки-сказки, конкурсы, уроки-путешествия в страну Грамматику. Разнообразные приемы помогают воспитывать интерес к урокам русского языка. А работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности родного языка, его выразительную силу, ритмичность, благозвучие.

Уроки литературного чтения стараюсь построить так, чтобы они способствовали воспитанию больших чувств, глубины мысли, самостоятельных поисков. Уроки чтения носят воспитательный характер. Процесс чтения художественного произведения выстраиваю так, чтобы, читая, его младшие школьники активно реагировали на поступки героев, давали им оценку, соотносят, сравнивают со своими поступками и действиями, воссоздают их в своем воображении, участвуют в сотворчестве. Такая работа формирует активную читательскую деятельность. Перед чтением произведения, в процессе его анализа, организую, непринужденный разговор младшими школьниками, в котором всегда высказываю свое мнение, тем самым подвожу учеников к желаемому выводу. Продумываю ряд проблемных вопросов, которые призваны будить интеллект ребенка, что пробуждает активное творчество учеников. А я направляю общий разговор, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети. На уроках литературного чтения использую разнообразные виды работ: чтение по ролям, выборочное чтение, подбор отрывков для характеристики героев, соотнесение иллюстраций и текста, обучение краткому пересказу, выразительное чтение.

На уроках математики соблюдаю дидактические принципы: доступности, наглядности, активности. Теоретический и практический материал мною рассматривается во взаимосвязи. Поэтому на каждом уроке математики работа над усвоением знаний идет одновременно с выработкой умений и навыков. Использую такие приемы: подготовительная работа к изучению нового материала; ознакомление с новым материалом и его первичное закрепление; закрепление с целью обобщения и систематизации знаний. Развиваю умения: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, составлять симметричные композиции, искать аналогии. Развиваю у школьников логическое мышление, повышаю их интеллектуальный уровень. Для этого привлекаю доступный энциклопедический материал, раскрываю значения новых слов и понятий, предлагаю интересную дополнительную информацию, выстраиваю систему определенных заданий и упражнений. Например: «Математические ребусы», логические цепочки, арифметические и математические диктанты. Обсуждая разные варианты поиска путей решения задач, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы. Защищают свой план и опровергают иные планы. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса залог положительного и активного отношения к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

Основными задачами уроков по ознакомлению с окружающим миром – накопление, обогащение и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни и природы, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе). На уроках применяю разнообразные задания, которые помогают овладеть содержанием программы, развивают мышление, речь, память, воображение, творческие способности учащихся. Особое внимание уделяю распознаванию конкретных природных объектов, в основном различных растений и животных. Постоянное внимание уделяю формированию у детей способности понимать и самостоятельно составлять различного рода схемы и условные знаки. На уроках определенные темы стараюсь связать с охраной окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, развиваются их познавательные интересы и способности.

Сегодня воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства. Поэтому важна роль классного руководителя, и я направляю свои усилия, на такие воспитательные аспекты:

Регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где младшие школьники получают первые социальные навыки, а при поддержке классного руководителя они обретают опыт различных отношений: деловых, избирательных, групповых, межличностных.

Восполнение дефицита полноценного общения, где за счет разнообразной организуемой деятельности создаю условия для расширения круга общения и развития их творческих способностей.

Решаю задачи психологической защиты ребенка, создаю комфортную обстановку в классе так, что ребенок чувствует себя защищенным, необходимым другим людям.

Координирую деятельность семьи, социума.

Младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношение между собой и окружающими, усваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «Я», испытывает всплеск творческой активности.

В своей работе я использую разнообразные формы деятельности: беседы, встречи, праздники, утренники, викторины, экскурсии, классные часы, конкурсы, игровые лабиринты, внеклассные занятия, игровые программы, турниры, акции.

Классный час является основным компонентом моей воспитательной системы. Провожу их с различными воспитательными целями и в различных организационных формах. Все целевые установки классного часа работают с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка. Содержание классного часа включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Для более полного решения задач самообразования анализирую педагогическую, методическую, научную литературу. Посещаю уроки по обмену опытом учителей своей школы. Ежегодно сама провожу открытые уроки.

Все уроки и внеклассные мероприятия провожу в своем кабинете. Стараюсь, чтобы классная комната была эстетически оформлена, помогала детям в учении. Для этого в классе оформлен : «Уголок природы», «Уголок внеклассного чтения», имеются для детей папки - помогалки по правилам безопасного поведения. За время работы накоплен дидактический и раздаточный материал, который применяю на уроках. Все систематизировано по классам, предметам, темам. Накопленный материал помогает мне поддерживать интерес к учебным предметам. Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся, отрабатывать вычислительные навыки, выявлять причинно-следственные связи, снимать напряжение и усталость, делает уроки интересными, эмоциональными.

Повышение педагогической культуры родителей является основой успешного семейного воспитания. Родительский всеобуч играет важную роль в просвещении родителей. Главная цель, которую я реализую в работе с родителями это:

Просвещение родителей, в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ.

Формирование родительского общественного мнения.

Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении, поэтому родительское собрание - это и педагогическое просвещение, и консультация, и открытый урок, и семейный праздник. При подготовке родительского собрания включаю теоретические проблемные вопросы. На родительских собраниях даю информацию о содержании программного материала, о предъявляемых к детям требованиях. Работая в контакте с родителями, стараюсь узнать об условиях семейного воспитания, дать практические советы и рекомендации по улучшению досуга детей, провожу консультации и лекции по психолого-педагогическим проблемам. На протяжении педагогической работы ставлю перед собой задачу проводить работу с родителями так, чтобы уходя с родительских собраний, дружеских встреч, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем сделать многое. Я понимаю, что сотрудничество с родителями - залог успеха в учебно-воспитательном процессе.

Считаю, что работа учителя-это творческий труд, требующий постоянного обновления знаний, поэтому постоянно совершенствую свои профессиональные умения и навыки, реализую личностно-ориентированное образование, которое помогает мне более эффективно и целенаправленно моделировать и строить учебные занятия и воспитательные мероприятия.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.