План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [л]-[р]»

1
0
Материал опубликован 12 February 2017 в группе

Цели занятия:

уточнить артикуляцию звуков [л], [р];

закреплять правильное произношение звуков [л], [р];

учить различать эти звуки на слух;

развивать фонематический слух;

повторить родовые отличия имен существительных;

закреплять умения согласовывать существительные с числительными.


 

I. Орг. Момент

- Посмотри внимательно на картинки. Сегодня я познакомлю тебя с братом и сестрой – Ладой и Ромой. Эти дети очень любят играть, поэтому они приглашают нас к себе в гости поиграть.


 

Но перед тем как отправиться, я расскажу тебе один секрет. У каждого из них есть любимая буква. Отгадай, что это за буквы и кому из детей они нравятся.


 

Стер с бумаги ластик наш

Все, что сделал карандаш,

А чернила не сумел –

Превратился в букву… 

Ответ: Буква Л

Мчится в космосе ракета,

Обгоняя скорость света,

За парсеками парсек

Грузовой везет отсек:

В нем рахат-лукум и рис,

Репа, редька и редис,

Миксер, кондиционер –

Все с ракетной буквой…

Ответ: Буква Р

Ребенок отгадывает загадки.

Как ты думаешь, кому из детей больше всего нравиться звук [л]? (Ладе). Правильно. Почему? (потому что её имя начинается на этот звук).

А кому нравиться звук [р]? (Роме, потому что его имя начинается на звук [р]).

   

Эти дети приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя девочки? [л]
- С какого звука начинается имя мальчика? [р]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.


 

II. Основной этап

Уточнение артикуляционных укладов. 
- Покажем Ладе, как мы умеем «гудеть». Губы в положении улыбки, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит по бокам языка.
- Теперь, «порычим» для Ромы. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит.

- Посмотри на картинку. Веди пальцем по линии. Когда будешь подниматься вверх нужно издавать звук мотора самолета [р], а когда опускаться вниз – звук парохода [л]. Поставь пальчик на начало путешествия.



Работа на уровне слога.

- Лада очень любит яблоки. Когда она собирает яблоки, то поет свою песенку: «Ла-ла-ла», «ло-ло-ло», «лу-лу-лу, «лы-лы-лы». Давай соберем яблоки вместе с Ладой. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по яблочкам, напевая песенку.

- Рома очень любит груши. Когда он собирает их, то поет свою песенку: «Ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры». Давай соберем груши вместе с Ромой.

Работа на уровне слова.

- Лада и Рома очень любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги ребятам разделить их. Вещи Лады начинаются со звука [л], а вещи Ромы со звука [р].

- Какие вещи возьмет себе Лада? (лось, лошадь, лук, лодка, лопата).
- Какие вещи возьмет себе Рома? (рога, ручка, рыба, ракета, рак).
- Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (лось, лук, рак)
- Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (ручка, рыба, лошадь, ракета, лодка, лопата)
- Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
- Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (рога)

Работа на уровне словосочетания. Игра «Посчитай»

У наших героев очень много игрушек и они любят делиться ими со своими друзьями. Давай посчитаем сколько игрушек у Лады и Ромы. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. (одна лодка, две лодки, …,пять лодок)

Работа на уровне предложения.

Посмотри, какие картинки нарисовали Лада и Рома. Попробуй придуматьк ним интересные предложения.

Например: корова-молоко. Корова дает молоко. (Рыбка плавает в пруду. На ромашке сидит пчела. Самовар поставили на стол)

III. Итог занятия

- С какими звуками мы сегодня играли? [л] и [р]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [л] и 5 слов, в которых есть звук [р].

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации