Методическая разработка «L'image de ma Patrie (Образ моей Родины)» (10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка к уроку L'image de ma Patrie (Образ моей Родины)
От кого зависит завтрашний день мира, в котором мы живем?
Естественно, в первую очередь от подрастающего поколения, которому суждено в будущем стать и политиками, и предпринимателями, и врачами, и учителями… Родители, воспитатели, педагоги формируют личность тех, кто придет после них. Как учитель-предметник я отношусь к вопросам воспитания не по «остаточному принципу», не ограничиваюсь «разовой» работой, а веду полноценную, системную деятельность в этом направлении. Любой урок должен нести в себе воспитательный заряд. Вопросы воспитания в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви и уважения к своей стране, стремления к миру, потребность в труде на благо общества, одним словом воспитание достойного гражданина своей Родины никогда не утратят своей актуальности.
Главной воспитательной целью урока было формирование у учащихся активной гражданской позиции, приобщение к духовно-нравственным ценностям, развитие их интеллекта.
Что касается учебных задач, то это создание с первых минут урока речевой (коммуникативной) направленности, атмосферы заинтересованности, сотрудничества, настроить учащихся глубже вникнуть в суть обсуждаемого на базе ранее пройденного материала, учить выражать свои мысли на французском языке, воспитывать культуру умственного труда через образное мышление, ассоциативные связи.
Каждый этап урока ситуативно обусловлен, носит коммуникативный характер.
Урок начинается с вводного слова учителя, тем самым сосредотачивая внимание учащихся, создавая эффект «соучастия».
Чтобы вывести ребят на самостоятельную постановку цели изучаемой темы и тем самым создать условия для ее осознанного восприятия, вызвать желание ее изучать используется тематический видеосюжет, цитата. После просмотра идет обсуждение. Далее используется прием музыкальной «подсказки». Прослушав куплет песни «С чего начинается Родина» каждый высказывает свои впечатления (для него лично с чего начинается или что значит Родина).
Следующий этап – построение ассоциограммы. Нужно визуально раскрыть главное понятие «Родина» путем восстановления ассоциативных связей. Эта ассоциограмма служит для:
классификации информации;
наглядной фиксации этапов урока;
способствует формированию представлений о тесной связи всех аспектов высказываний, т.е. создает целостное представление об учебном материале.
Далее идет работа по опорным понятиям ассоциограммы. Ребята должны высказываться в определенно-заданных ситуациях, требующих личностных оценок и аргументации своей точки зрения с опорой на свой личный опыт. Наращивание ассоциативных связей иллюстрируется элементами коллажирования и выполнением заданий творческого характера, а также фиксируется выводами обсуждаемых ситуаций.
Например, в опорном ассоциативном понятии «чувства» нужно объяснить, почему ты так привязан к своей стране или «если бы вы были директором турагенства как бы прорекламировали свой город».
Задание по понятию «достояние, наследие»: «Что ответит зарубежный гость, если поинтересоваться его представлениями о России» (было очень много вариантов ответа). Здесь же идет речь о культурном достоянии России. Предлагается видеосюжет «Государственный русский музей».
В ассоциативном понятии «проблемы» акцент сделан на гуманистические качества личности.
В понятии «надежды» идет поиск путей решения обозначенных проблем.
Закончив работу по основным опорным понятиям, проводится аудирование «Tel navir,telle eau».
Технологическая карта урока
Тема: L'image de ma Patrie (Образ моей страны)
Тип урока: комбинированный (комплексное применение знаний): совершенствование и развитие навыков устной речи на ситуативной основе.
Дидактическая цель: создать условия для структурирования учебной информации.
Цели урока по содержанию:
образовательная: способствовать развитию навыков устной речи средствами ЛДК (личностно-деятельностно-коммуникативной) технологии;
развивающая:
а) развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационные сферы личности;
б) развивать фонематический слух, комплексное восприятие различной информации, развивать память, мышление, внимание;
воспитательная:
а) способствовать восприятию культуры общения с аудиторией, умение работать самостоятельно, в паре, в группе;
б) воспитание достойного гражданина общества;
практические задачи:
а) совершенствовать и развивать речевую активность в общении с опорой на личный опыт;
б) расширять лексический запас учащихся;
в) совершенствовать навыки фонематического слуха;
г) совершенствовать умения находить необходимую информацию из предложенного источника.
Средства обучения: доска, тематическая наглядность, цитаты, видеосюжет ассоциограмма, пиктограмма, синквейн, спокойная музыка, ноутбук.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, элементы групповой.
Педагогические технологии: личностно-деятельностно-коммуникативная, ИКТ;
Планируемые результаты
Предметные: понимать информацию на слух, уметь строить высказывания по заданной теме с привлечением собственного опыта;
Метапредметные результаты:
Познавательные: способность осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, умение строить логические рассуждения, включая установление причинно-следственных связей, умение сопоставлять, перерабатывать и представлять информацию, делать выводы.
Регулятивные: планировать цели и пути их достижения; уметь оценивать результаты своей деятельности и других учащихся; выяснять причины допущенных ошибок.
Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками; уметь формулировать собственное мнение, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач в соответствии с нормами французского языка, выполняя разные социальные роли.
Личностные результаты: готовность к саморазвитию и самообразованию; развитие адекватной самооценки; формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; развитие креативности и инициативности.
Структура урока:
1 Блок - целевой |
1. Оргмомент. 2. Мотивация. 3. Целеполагание. |
II Блок - процессуальный |
1. Визуальное раскрытие главного понятия путем восстановления ассоциативных связей. 2. Работа по опорным понятиям ассоциограммы. 3. Аудирование (определение моральных ценностей). 4. Презентация учителя «Образ моей страны». |
III Блок - аналитический |
1. Подведение итогов. 2. Рефлексия. 3. Составление синквейнов. 4. Домашнее задание. |