учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 г. Тынды
Амурской области
Цель: использовать занимательный материал на уроках русского языка в 5 классе .
Задачи:
- показать учащимся значимую роль морфем;
- развивать их творческую активность;
- совершенствовать навыки написания творческих работ;
- выявлять ученическое видение сути лингвистических явлений.
Встретились однажды на страницах учебника «Русский язык» важный Корень, шустрый Суффикс, суетливая Приставка и модница - Окончание. Начался между ними спор.
- Я самый главный в слове и могу всем вам это без труда доказать,- сказал шустрый Суффикс. Например, слово «грузЧИК» не может жить без меня.
- Нет, я самая главная в слове,- возмущённо выкрикнула боевая Приставка. Я обладаю способностью ПРИлетать и Улетать.
- Это почему же ты самая главная,- кокетливо вступило в спор Окончание. Я постоянно меняю свою одёжку, и без меня не смогут менять одежду слова.
Корень слушал внимательно спор морфем, а потом басисто возразил:
- А знаете что, друзья, я уверен, что в слове всё-таки самый главный - это я!
Начался опять шум, гам. Услышал это мальчик Коля, который систематически выполнял домашние задания по русскому языку. Морфемы ему мешали сосредоточиться на упражнении. Он поинтересовался у морфем:
- Почему вы спорите?
- Мы не знаем, кто из нас важнее, - ответили хором морфемы.
- А мне всегда казалось, что вы дружные ребята. Узнав, в чем дело, он сказал:
- Вы все важны. Не ссорьтесь. Ведь для образования слов в русском языке нужны все морфемы, но особое место занимает Корень. Корень - это ядро, сердце слова.
Морфемы подумали, успокоились и пошли работать над словообразованием.