12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исупова Маргарита Александровна22
0

Лицейское общество русской словесности «Живое слово»: опыт методической и воспитательной работы




Исупова Маргарита Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,

Почетный работник общего среднего образования РФ,

г. Новосибирск



Лицейское общество русской словесности «Живое слово»: опыт методической и воспитательной работы

Человека украшает сопричастность к истории предков, укрепляют вера и духовные традиции, обогащают культура и искусство, созданные ими.

Это называется национальным сознанием, национальной идентичностью. В формировании этих лучших качеств русского характера ведущая роль принадлежит педагогическому сообществу. Такую государственную стратегическую задачу поставил перед учительством в 2016 году президент В. В. Путин на первом съезде русской словесности.

В лицее № 22 «Надежда Сибири» города Новосибирска Общество русской словесности «Живое слово» было создано по благословению его преосвященства Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в рамках ХХ Рождественских образовательных чтений в декабре 2016 года. Состоялась конференция, посвященная открытию ЛОРС,

Проект общества русской словесности на этапе разработки стал дипломантом городского конкурса педагогических инноваций.

Следующим шагом была разработка уставных документов, единого орфографического режима учебного учреждения, создание программы деятельности лицейского общества. Программа ЛОРС (лицейского общества русской словесности) включает два модуля: спецкурс «Русский мир в отечественной литературе: ценностные ориентиры» и киноклуб «Слава Отечеству!». Занятия проходят дважды в неделю.

Апробация Программы началась уже на этапе разработки: в отдельных классах средней и старшей школы (с 7 по 11 класс), на уроках и во внеурочной деятельности происходило знакомство лицеистов с творчеством писателей – классиков: Ивана Шмелева, Василия Никифорова – Волгина, Бориса Зайцева, Алексея Ремизова; с творчеством Лауреатов литературной Патриаршей премии: Михаила Чванова, Владимира Крупина, Валерия Ганичева.

Занятия сопровождались показом отрывков из документальных и художественных фильмов о русских полководцах, национальных святынях, о духовных и военных подвигах родного народа.

Определяющими в рамках Программы «Живое слово» стали национальные ценностные ориентиры, всегда лежавшие в основе русского характера: духовные идеалы, вера, верность, любовь к Отечеству, семье, служение, духовный и нравственный выбор, уважение к слову, подвиг. Разнообразие типов занятий дает возможность привлечь внимание лицеистов к художественному слову и реализовать личный творческий потенциал. Мастер – классы, мастерские, деловые игры, проекты, дискуссии, беседы, концерты направлены на формирование устойчивой системы духовно – нравственных понятий и моральных норм. Технология медленного, «смыслового» чтения способствует глубокому проникновению обучающихся в ткань художественного произведения и позволяет вести продуктивный диалог с писателем. Выполняя задания спецкурса, создавая проекты к урокам и конкурсам, лицеисты занимались поисковой, исследовательской, творческой работой. Их интересовали исторические события, судьбы людей, духовные, культурные, литературные традиции семьи, православной церкви, России в целом.

Особую роль в реализации Программы ЛОРС сыграло участие лицеистов в мероприятиях новосибирского общественного Фонда «Родное слово»: тематических лекциях, конференциях, экскурсиях, конкурсах. Высокое, красивое, одухотворенное русское слово постепенно становилось ежедневной реальностью старшеклассников. Оно всегда созидательно, животворно. Приобщение к истории своей семьи, вдумчивое чтение лучших книг, эмоциональные переживания не могли не выразиться в творчестве школьников. Лицеисты стали принимать участие в областных, всероссийских, международных литературно – художественных конкурсах «Святые заступники Руси», «Лето Господне», «Гренадеры, вперед!», «Души прекрасные порывы», поэтических марафонах, журналистских конкурсах.

Показательно, что в 2017 году количество участников конкурсов составляло 9 человек, в 2018 – уже 25 лицеистов подготовили свои работы к участию.

Новым этапом в работе ЛОРС стал издательский проект «Высокое небо над Родиной». Лицеисты разных возрастов разработали макет книги, овладев новыми компетенциями дизайнеров, верстальщиков, редакторов, художников – оформителей и технических редакторов. В книгу вошли произведения школьников, получившие дипломы различных конкурсов.

Отдельной творческой мастерской является театр «Слово», где, осваивая приемы риторики, лицеисты готовят тематические литературные композиции, исполняя собственные произведения и тексты признанных мастеров.

Программа Общества русской словесности предусматривает создание комфортных условий для формирования языковой личности в рамках учебного учреждения и предполагает участие педагогов в творческой и разработнической методической деятельности. Профессиональные и творческие конкурсы для учителей – словесников - это поприще, на котором формируется и совершенствуется педагогическое мастерство. Поэтические марафоны, «Педагогические инновации», «Моя педагогическая поэма», «Педагогический дебют», «Олимпиада учителей русского языка и литературы» - вот неполный перечень конкурсов, в которых участвуют словесники лицея.

В новом учебном году на занятиях спецкурса «Создание рукотворных книг и книжной миниатюры» лицеисты разных классов освоят каллиграфию и древнерусскую скоропись, технику книжной иллюстрации и выпустят собственные авторские издания. Положение о конкурсе рукотворной книги уже разработано.

В планах работы медиа - журналистов – создание фильма о лицейском обществе русской словесности «Живое слово».

Лицейское общество словесности продолжает свою работу по духовно – нравственному воспитанию школьников, опираясь на силу живого русского слова, на традиции православия, национальной литературы и кинематографа, а его Программа получила Диплом победителя в Сибирском регионе в номинации «Лучшая программа духовно – нравственного воспитания детей и молодежи» во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» - 2018.



3


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.