Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области «Санаторная школа-интернат №4 г. Усолье-Сибирское»
Разработка внеклассного мероприятия
Литературная гостиная
«Уроки нравственности»
Выполнил: куратор проекта Фуражева Л.В.
2015-2016г.
Цель: Создание условий для формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств личности через приобщение к художественной литературе и театрализованную деятельность.
Задачи:
Формирование положительно - личностных качеств обучающихся за счет усвоения эталонов поведения литературных персонажей.
Создание условий для развития, становления, творческого самовыражения внутреннего мира ребенка.
Формирование чувства ответственности за сохранение литературного наследия России.
Оборудование: сцена оформлена в виде гостиной, свечи, выставка книг.
Ход мероприятия:
1.Вступление.
Ведущий (учащийся в роли писателя):
Добрый день всем, кто посетил нашу литературную гостиную.
Сегодня вас ждёт удивительное путешествие в мир литературного творчества многочисленных произведений.
Мы писатели напряженно ищем ответы на самые жгучие вопросы нашей жизни, что есть добро и правда, почему так много зла и жестокости, в чем высший долг человека. Путешествуя по страницам нашего нравственного мира, вы становитесь лучше и мудрее.
Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.
Эпиграфом к нашей встрече пусть будут слова:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего – то знаешь ты, а что - то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
2.Основная часть.
Ведущий: Так вот, ребята, в литературе есть один жанр, который называется притча.
Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками. Её смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поучения как некая премудрость.
Чему же учит притча, которую нам представят учащиеся 8А класса.
(инсценировка притчи «Камни»)
Ведущий: Всему свое время! Важно делать сначала то, что необходимо выполнить в первую очередь, а потом — все остальное. Не нужно спешить и работать как попало. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального.
И такие произведения, как притчи, помогают людям глубже понимать жизнь во всем ее многообразии, становиться лучше, добрее и умнее.
О чём же следующая притча, которую нам представят учащиеся 5А класса.
(инсценировка притчи «Веник»)
Ведущий: Только талантливый читатель способен раскрыть такое непрямое поучение: будьте дружными, не ссорьтесь, понимайте друг друга , в единстве – сила, где единение, там и победа.
Ребята, у меня есть для вас письмо от одной замечательной писательницы Валентины Осеевой. Послушайте его, пожалуйста.
“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.
Сейчас учащиеся представят нам два рассказа Валентины Осеевой – 7Б рассказ «Лекарство» и 9А рассказ «Сыновья». Смотрите и учитесь думать.
(инсценировка двух рассказов)
Ведущий: Все герои взяты из жизни. Автор показывает детям их самих в отношениях с родителями, позволяет увидеть себя со стороны. Смысл этих рассказов как нельзя точно выражен в русских пословицах:
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
О любви к маме говорят дела, а не слова.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
А какие жизненные уроки получил герой рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой», который нам представят учащиеся 7А класса?
Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны. Время было трудное, герой рассказа - сирота, жил с бабушкой.
(инсценировка рассказа)
Ведущий: Рассказ учит не поддаваться чужому влиянию, можно совершить плохой поступок, но, если совершил, признайся в содеянном, раскаяние приносит облегчение. Уже будучи пожилым человеком Виктор Астафьев писал: « Прошло много лет, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
Раскаивается ли в своём поступке герой рассказа «Косточка» Льва Толстого?
Тайна в этом рассказе живет,
Попробуй её разгадать,
Лишь тот секрет рассказа найдёт,
Кто сможет Ваню понять.
Приглашаю на сцену учащихся 5Б класса.
(инсценировка рассказа)
Ведущий: Секрет рассказа не только в том, что правду как ни прячь, она всё равно наружу выйдет, но и в том, что если есть совесть, есть и стыд и любую ошибку можно исправить.
Всем нам хочется, чтобы окружающие думали и говорили о нас хорошо. Но не всегда в глаза и за глаза говорят одно и то же. Учащиеся 6А класса представят нам басню «Две гусыни» , автора сказок, басен, песен и пьес для детей, педагога и изобретателя настольных игр, игрушек, обучающих методик и наборов для детского творчества Олеси Емельяновой.
(инсценировка басни)
Ведущий: Увы, на свете немало людей точь-в-точь похожих на героинь этой истории. Злословить за спиной очень некрасиво.
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком, уметь слышать других людей, думать не только о себе и своих потребностях, но и о других людях, их нуждах.
Быть бесстрашными, сильными и благородными, способными ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину учит нас Аркадий Гайдар в своём произведении «Тимур и его команда», приглашаю на сцену учащихся 6В класса.
(инсценировка рассказа)
Ведущий: Многим из вас хочется быть лидером в классе. Кто-то лидерство завоевывает командным голосом. Кто-то своей отзывчивостью, хорошей успеваемостью. Кто-то, наоборот, плохим поведением, силой (потому что все боятся его). А вот Тимур собрал вокруг себя много людей. В чем секрет его успеха? Он все делал не для себя, а ради других. Его уважали за смелость, честность, справедливость.
Ребята, как вы думаете, кто или что может сделать человека счастливым?
Об этом мы узнаем из стихотворения детского поэта Ирины
Токмаковой «Сказочка о счастье», которое нам представят учащиеся 8Б класса.
(инсценировка стихотворения)
Ведущий:
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
А какой выбор сделает мальчик Митя из рассказа православного белорусского педагога и писателя Бориса Ганаго «Про Митю». На сцену приглашаются учащиеся 6Б класса.
Митя был незлой мальчик, но уж очень любил драться и во время драки приходил в такую ярость, что мог бросить в товарища все, что находилось под рукой.
(инсценировка рассказа)
3.Подведение итогов.
Ведущий: Дорогие ребята! Обязательно подумайте над тем, с кем дружите вы, представьте, как выглядят эти «друзья»: ваши поступки, ваше отношение к близким. Сделайте свой выбор. И от того, каким он будет, зависит ваша жизнь.
Известный российский ученый Дмитрий Лихачев сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
«Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно», - Алиса в стране чудес.
Ольга