Урок по литературке «А. Медведская, «Катя»» (Чтение в 3,4 классе)
Автор: Сарычева Н.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 31, г. Череповец
Конспект урока «Литературное чтение», или внеурочное занятие по курсу «ОБЖ» или «Литература Вологодского края»
2 класс. Тема – Безопасность на водоёмах, рассказ А. Медведская «Катя»; Тип урока – изучение нового материала
Цели – изучать творчество и биографию вологодской писательницы А. Медведской, на материале рассказа А. Медведской «Катя» формировать представления о безопасном поведении во время оттепели на водоёмах, правилах оказания помощи терпящему бедствие, учить ответственному отношению к собственной жизни и жизни окружающих.
Задачи: Обучающая - анализировать сюжетно-композиционный треугольник, развивать словарный запас, изучить правила поведения на льду во время оттепели; на основе биографии А. Медведской формировать представление о судьбах людей в годы ВОВ.
Развивающая – учить находить в текстах художественной литературы жизненно важную информацию, определять авторскую позицию и задачу, понимать главную мысль и содержание произведения, учить выражать свою точку зрения о героях и их поступках, воссоздавать их образы; развивать умение составлять схему произведения, работать с таблицей, составлять памятки по ОБЖ, прогнозирование последствий поступков.
Воспитательная – формировать понятия «осуждение коллектива», «общественное мнение», негативное отношение к хулиганству, умение не поддаваться на провокации, ответственность за свои поступки, стремление оказать помощь; вызвать сопереживание авторской судьбе и судьбе поколения, уважение и интерес к истории.
Средства для учителя – методическое пособие «Писатели - вологжане», мультимедийная презентация (при отсутствии возможностей портрет А. Медведской), книга «Доброе слово» Армеевой В. И., Армеевой В.А., часть 1
Средства для учащихся - книга «Доброе слово» Армеевой В. И., Армеевой В.А., часть 1, тетрадь, цветные карандаши, таблица, памятки по спасению изо льда, оказанию первой помощи (создают сами)
Этапы |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивационный настрой 2 мин. Актуализация знаний Постановка цели 2 мин. Планирование 1 мин. Самостоятельное чтение 8 мин. Вторичное восприятие произведения. Групповая работа - 6 мин. Совместное обсуждение результатов групповой работы 6 мин. Беседа по ОБЖ 3 мин. Динамическая пауза 1 мин. Моделирование 2 мин. Вывод по произведению 2 мин. 3 мин. Рефлексия, самооценка оценивание работы на уроке. 2 мин. Домашнее задание: постановка цели, мотивация, планирование. 2 мин. |
Продолжить изучать творчество вологодских писателей, формирование интереса к личности и биографии авторов. Обращение к прошлому опыту учащихся. Первичное восприятие текста Словесное рисование; рефлексия Составление композиционной схемы –плана произведения. Умение работать в группе, выслушивать мнение др., взаимообогащение словарного запаса. Связь с курсом «Окр. мир». Опора на субъектный опыт детей. Выборочное чтение Работа с текстом, орфографческая зоркость. Словар. работа. Опора на субъектный опыт. Рефлексия. Обогащение и уточнение словарного запаса Сопоставление поступков героев по контрасту. Беседа о правилах поведения при оттепели на водоёме, оказании помощи, связь с курсом окружающего мира. Опора на моторную память в закреплении правил ОБЖ Понимание авторской задачи через моделирование. Работа с композиционным треугольником – завязка-кульминация-развязка. Углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения. Определить цель автора, осмыслить авторскую позицию Работа с малыми жанрами фольклора. Отражение в заголовке главной мысли рассказа. Учатся писать отзыв по плану Обобщение урока, обогащение субъектного опыта, рефлексия, интерес к творчеству А. Медведской Выставление отметок за урок На следующем уроке вернуться к обсуждению правил безопасности, закрепить алгоритм поведения на водоёме; учить творческой интерпретации |
Дорогие ребята, мы сегодня поговорим об удивительной женщине, нашей землячке, художнице, писательнице, Антонине Бернардовне Медведской (слайд 1) Это человек с непростой судьбой, проживший долгую насыщенную жизнь (слайд 2) Антонина Бернардовна много писала для детей, делилась с ними своим опытом (сл. 3,4) Мы познакомимся с рассказом «Катя». Как вы думаете, какова тема рассказа? Какие рассказы о детях вы помните? Что вы из них узнали? Назовите план работы на уроке (можно предложить карточки с этапами урока) Попробуйте устно описать героев рассказа. На кого бы вы хотели быть похожими? Ребята, вспомните и назовите части композиции. О каждом действующем лице мы узнаем что-то новое в ходе действия рассказа. Выберите слова, которые помогут охарактеризовать каждую часть, посоветуйтесь в группах и заполните таблицу (табл. 1) Поэтапное чтение рассказа: О чём автор сообщает в завязке рассказа? Когда происходит действие рассказа? Каковы признаки начала весны? Что вы наблюдали сами? Расскажите, кто главные герои? Что мы о них узнаём в первой части? Что такое «вороньи спектакли»? Можно ли их устраивать? Как же дальше развивается действие? Какая опасность возможна по дороге в школу? Скажите, кто предупреждает детей об опасности? Прочитайте в тексте. Как реагируют ребята? Как бы поступили вы? Скажите, какое событие происходит в кульминации рассказа? Как вы думаете, что должен был сделать Миша? Как бы вы поступили на его месте? Что такое «чёрные проталины», «кромка льда»? Расскажите, как ведут себя дети? Как развивается действие? Расскажите о незнакомце, какой он? Что советует незнакомец сделать Вадику Жилкину? Скажите, как вы думаете, отчего Вадик «трусливо хныкал», чего он боялся? Что же для него страшнее всего? Ребята, а если всё-таки случится беда, человек провалится под лёд – как можно ему помочь? Найдите в тексте и прочитайте, как поступила Катя. Прочитайте, как нужно дальше поступить со спасённым человеком. Давайте потренируемся в спасении тонущего: подползаем, кидаем верёвку, подтягиваем к себе, вытаскиваем на лёд. Молодцы, вы только что спасли человека! Давайте попробуем изобразить сюжет рассказа в цвете. Вернёмся к началу. Скажите, как вы относитесь к персонажам и их поступкам на данном этапе? Каким цветом можно изобразить? Начертите прямоугольник, раскрасьте его жёлтым цветом. Дальше действие развивается, начертите стрелку вверх и вправо - мы с вами дошли до кульминации. Мальчики на льду, Миша провалился - какие чувства вы испытываете? Скажите, как вы теперь относитесь к поступку Вадика? Каким цветом, цветом опасности, раскрасим следующий прямоугольник? Проведите стрелку от верхнего прямоугольника влево и вниз. Скажите, изменилось ли ваше отношение к Вадику и его поступкам по сравнению с началом рассказа? Хотели бы теперь вы с ним дружить? Мы подошли к заключению. Тогда раскрасим последний прямоугольник оранжевым цветом. Ребята, посмотрите на схему и ответьте на вопрос – Зачем А. Медведская рассказала нам эту историю? Молодцы, что вы сделали такие правильные выводы из этой истории. Закончите пословицы – «Не зная броду, не суйся в…», «Не думаешь, когда играешь, а после …..». Подходят ли они к рассказу? Как вы думаете, почему рассказ называется «Катя»? Скажите, какие ещё заголовки можно предложить, отразив главную мысль рассказа? Напишите отзыв в тетради по следующему плану. 1.Полное название произведения, автор. 2.Что случилось? 3.Как вели себя герои рассказа? 4.Моё отношение к прочитанному. Понравился ли вам рассказ? Что нового вы узнали? Может ли вам это пригодится? Что хотите особо отметить? Хотели бы ещё прочитать рассказы А. Медведской? Где можно их найти? Оцените свою работу на уроке. Я бы тоже хотела оценить за активную работу, интересные высказывания и идеи, т. п., ……
Домашнее задание – на выбор: на основе рассказа составить памятки безопасного поведения на льду, оказания помощи. Как могут пригодиться памятки? Краткий пересказ по плану или рассказ от лица одного из персонажей |
Изучают портрет, биографию писательницы по презентации, делают выводы о личности, характере, произведениях. Узнают о судьбах детей в годы ВОВ, о послевоенной жизни. Определяют тему - рассказ о детях. Называют изученные рассказы. Называют цель урока – познакомиться с новым рассказом. Чтение, обсуждение, работа в группе, самостоятельная работа, подведение итогов Читают рассказ про себя Катя – смелая,честная, Миша-робкий, нерешительный, Вадик – трусливый,подлый. - завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка и заключение. Заполняют таблицу, подбирают слова для характеристики по заданному критерию. Рассказывают о своих результатах. Главные герои Катя, Миша и Вадик. Дети учатся в третьем классе, д-е происх. весной, и т.п. Мы узнаём о том, где они живут, как ведут себя в школе, об их характерах. Дети доказывают свои ответы – зачитывают соответствующие отрывки из рассказа.
Оценивают поведение мальчиков, вспоминают, что птиц весной нельзя беспокоить. Лёд на реке становится ненадёжным, Кате об этом говорит мама, велит сказать об этом друзья. Мама заботится о безопасности. Оценивают отношение Кати и Вадика к словам старших, отвечают, как бы поступили сами, предполагают последствия. Мальчики вышли на опасный лёд, Вадик бросил шапку Миши, из-за этой шалости он проваливается под лёд. Мише нужно было отказаться идти с Вадиком, вырвать руку, т.п. Опасные места на реке, тонкий край. Катя – спасает друга, а Вадик испугался и прячется, т.к. он трус Детей спасает прохожий, (он решительный, скромный, добрый, справедливый) Мише оказывают помощь. ребята приходят в школу. Читают отрывки из текста - наказать, высказать «всё, что вы о нём думаете». Вадик боялся директора, родителей, ребят. Приходят к выводу, что страшнее всего осуждение ребят. Надо позвать на помощь, нельзя подходить к тонущему, можно попытаться подползти и подать для спасения что-то длинное (предл. варианты) Надо переодеть, напоить тёплым чаем, отвезти в больницу Встают, имитируют движения Садятся на места, апплодируют. С любопытством, в жизни тоже так часто бывает. Нам интересно, что будет дальше. Раскрашивают прямоугольник жёлтым цветом. Тревога, переживание, испуг. С осуждением, он очень плохо и подло поступил. Раскрасим прямоугольник красным цветом. Да, мы бы высказали ему своё отношение, рассказали о его шалостях учителю, не стали бы с ним общаться, т.д. Не хотели бы такого друга, сказали бы ему, он плохо поступает. Заканчивают схему «композиционный треугольник» Высказывают своё мнение: чтобы мы думали о безопасности, лучше разбирались в людях, слушали предупреждения родителей, помогали другу в беде, не выходили на лёд весной. …воду; ….рыдаешь Предлагают названия к рассказу, обосновывают свои ответы, формулируют главную мысль произведения. Составляют отзыв по плану, выделяя наиболее значимые моменты Анализируют свои впечатления, высказываются. Кто для себя сделал открытие? (Синий) - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) - Кому на уроке было интересно? (Зелёный) - Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) Спрашивают, как лучше оформить памятки. Памятки можно показать другим детям, рассказать им о правилах безопасности. Отмечают, что пересказ может быть как от лица Кати, так и от лица Миши, Вадика, мамы или незнакомца. |
ЛУУД – ценностно-смысловая ориентация учащихся, сопереживание чужой судьбе РУУД - целеполагание КУУД - умение вступать в диалог и вести его ПУУД - умение поставить учебную задачу, РУУД - планирование ПУУД – умение самост. осознанно воспринимать произведение. РУУД- рефлексия, ЛУУД - нравственно-этическое оценивание КУУД - умение вступать в диалог и вести его, учитывать особенности работы с текстом Логич. УУД – выбор необходимой информации, работа с таблицей; план текста ПУУД- работа с текстом, поиск информации, Логические УУД-делают выводы, обосновывают их; КУУД- высказывают своё мнение, выслушивают ответы одноклассников, спорят, соглашаются ЛУУД – дают оценку поступкам и характеру персонажей; забота о природе. ЛУУД – личностное самоопределение, послушание, уважение к предостережениям, КУУД, ЛУУД – понимают, что необходимо предупреждать других об опасности. ЛУУД - ориентация в межличностных отношениях, учатся отказывать, не поддаваться влиянию, оценивать опасность КУУД – формулируют фразы и другие способы отказа. ПУУД – объясняют значение слов. ЛУУД- осуждение опасного поведения, отрицат. отношение к хулиганству, понимание опасности мелких шалостей. ЛУУД- ценностно-смысловая ориентация учащихся, достойны уважения честные и смелые люди, а не «крутые» ребята. Логич. УУД – умение доказывать свои суждения; ЛУУД - ориентация в социальных ролях, понимают силу коллектива, ощущают себя как часть общества и класса. ПУУД - уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение сформулировать проблему и найти способ её решения; навык поиска практически важной информации в художественном тексте РУУД – контроль за выполнением движений ЛУУД - нравственно-этическое оценивание; ПУУД - моделирование сюжета произведения, РУУД – наблюдение за изменение собственной реакции. Логич. УУД - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи ЛУУД – умение делать выводы и обобщения ПУУД – умение работать с пословицей, заголовком текста ПУУД - самостоятельно формулируют наиболее значимые моменты в тексте, КУУД- высказывают своё отношение. ЛУУД – смыслообразование, умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?». РУУД; Рефлексия, самооценка, адекватное отношение к оценке ПУУД - умение поставить учебную задачу, выбрать способы ЛУУД – принятие роли ученика, распространение своих знаний. РУУД – планирование выполнение д/з |
приложение (таблица)
DOCX / 21.65 Кб
презентация к биографии
DOCX / 13 Кб
подписи к слайдам
DOCX / 13 Кб
презентация к биографии
DOCX / 13 Кб