12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиганова Елена Анатольевна663
В 1997 году окончила Хабаровский педагогический университет по специальности "русский язык и литература". 26 лет бессменно (вернее в две смены) работаю в школе.
Россия, Хабаровский край, р.п.Хор

Методическое обоснование внеклассного мероприятия по литературе

«Путешествие по следам Золотой Ригмы»

            Проведение внеклассного мероприятия «Путешествие по следам Золотой Ригмы» запланировано в конце 5 класса во время изучения раздела «Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей» (программа по литературе под ред. В.Ф.Чертова). Оно является заключительным в системе занятий по повести В.П.Сысоева «Золотая Ригма». Чтение полного текста повести и анализ фрагментов осуществлялись на занятиях внеурочной деятельности «Семейное чтение». Однако о самом авторе, его деятельности намеренно не говорилось. Поэтому, с одной стороны, ребята должны обобщить прочитанное, с другой, - узнать много нового.

            Целью данного мероприятия станет знакомство обучающихся с личностью известного дальневосточного писателя, выявление причин, побудивших человека науки обратиться к написанию художественного произведения, осознание художественной ценности повести.

            Мероприятие запланировано как путешествие по станциям: п.Корфовский района имени Лазо Хабаровского края («Камень Дерсу»), краеведческий музей имени Гродекова г.Хабаровска, краевая детская библиотека им. Н.Д.Наволочкина г.Хабаровска. В маршрут может быть включена экскурсия по зоосаду им. В.П.Сысоева.

            Во время посещения памятного знака в п.Корфовский ребята, получив маршрутные листы с заданиями, расспрашивают местных жителей о том, что они знают о камне, с каким событием связана его установка (уже в автобусе после предъявления полученных сведений учитель корректирует знания), а в продолжение экскурсии по одному из залов краеведческого музея записывают информацию экскурсовода о деятельности В.П.Сысоева (работники музея предупреждены о необходимости включения в материал беседы попутных сведений о Сысоеве). Такое путешествие дает возможность детям самостоятельно собрать информацию об авторе «Золотой Ригмы», учитель лишь вносит коррективы. 

            Деление учащихся на команды способствует активизации исследовательской деятельности, сосредоточенности, личной ответственности каждого за результат группы.

            Последний пункт маршрута – краевая библиотека им. Н.Д.Наволочкина, где ребята расскажут о том, что нового узнали о прославленном земляке, посмотрят видеофильм о Сысоеве (писатель оживет и заговорит), во время проведения викторины будут соревноваться в знании текста повести, сделают выводы и обобщения.

            Данное мероприятие призвано воспитывать чувство гордости за дела земляков, любовь и уважение к родному краю, «братьям нашим меньшим», чувство восхищения красотой природы малой родины.

Технологическая карта

Предмет литература

Класс

Тип урока урок-путешествие, урок формирования нового знания

Технология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследовательской деятельности

Тема «Путешествие по следам Золотой Ригмы»

Цель: учащиеся познакомятся с личностью В.П.Сысоева, художественным своеобразием повести «Золотая Ригма»

Познавательные УУД:  формирование умения вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, отличать новое от известного, излагать содержание прочитанного

Регулятивные УУД: формировать навыки самоорганизации: умение ставить цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения.

Коммуникативные УУД: развивать навык работы в группе, эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы; формировать навык культурного поведения в общественном месте (музее, библиотеке)

Личностные УУД: воспитывать чувство гордости за дела земляков, любовь и уважение к родному краю, «братьям нашим меньшим», чувство восхищения красотой природы малой родины;  подвести к осознанию социальной значимости человека. Формировать устойчивый интерес к чтению.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

(сотрудничества)

1.Организационный

Приветствие учителя. У: Ребята, сегодня  у нас непростой урок, сегодня мы отправляемся в путешествие.

Приветствуют учителя

Волевая саморегуляция

 

Ученики готовы к восприятию информации

2.Актуализация имеющихся знаний

(на партах у детей текст прочитанной повести «Золотая Ригма», на экране фото В.Сысоева)

У: Вы, наверное, уже догадались, чему оно будет посвящено?

Соотносят визуальный ряд с вопросом учителя. Выдвигают предположения относительно тематики урока.

Умение подмечать фоновую информацию, соотносить ее с задачей учителя

 

 

Выход на повесть, на ее  автора

3.Мотивация

деятельности

 

 

 

 

У: Ребята,  что делать в путешествии, если книга уже прочитана?

 

 Но что мы знаем об авторе этой книги?

Согласитесь, немного?

 

 

Недавно, готовясь к уроку по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро», я очень сожалела о том, что не могу побывать с вами в Красноярском крае, в тех местах, где бывал писатель.  Зато нам сегодня могут позавидовать школьники Красноярского края, потому что мы сегодня отправляемся в путешествие по тем местам, где когда-то бывал не менее известный всему миру наш дальневосточный писатель В.П.Сысоев.

 

Какое же название можно дать нашему путешествию?

 

В пути у нас будет несколько остановок, каждая из которых будет своеобразным пунктом сбора информации об авторе «Ригмы».

А чтобы вы в пути были максимально сосредоточены, предлагаю вам разделиться на 2 команды и соревноваться в сообразительности, внимании.

Вот вам  первое задание. Пока мы будем добираться до первой остановки, придумайте своим командам названия, соответствующие тематике урока.

 

Планируют деятельность

 

Вспоминают известное

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят сказанное ранее с задачей учителя

Предлагают варианты названия

 

Слушают учителя

 

 

 

Делятся на команды, вынимая по очереди из мешочка разноцветные листья

Предлагают свои вариант названия команды в соответствии с темой урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование деятельности

 

Умение оформить свои мысли в устной форме

 

Умение воспринимать информацию

 

 

 

 

 

Умение оформить свои мысли в устной форме

 

 

Умение воспринимать информацию

 

 

Саморегуляция

 

Умение работать в группе, брать на себя ответственность за предложенное решение ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

 

Осознание недостаточности знаний для решения проблемы

 

 

Побуждение к деятельности

 

 

 

 

Формулирование темы урока

 

 

 

 

 

 

 

Для обеспечения активности учащиеся делятся на команды, дают названия командам

4. Организация познавательной деятельности

Первая остановка «Камень Дерсу» п. Корфовский

У: Послушайте задание. Выйдя из автобуса, вы должны собрать у жителей поселка как можно больше информации об этом памятном знаке. Кроме того, узнать, какое отношение этот знак имеет к личности Сысоева

 

 

Вторая остановка маршрута «Краеведческий музей им. Гродекова»

У: Следующее задание.

За время экскурсии по залу природы, внимательно слушая экскурсовода, запомнить сведения, связанные с деятельностью Сысоева на Дальнем Востоке,  и записать их в маршрутный лист.

 

Третья остановка маршрута «Краевая библиотека им. Н.Д.Наволочкина»

У: Ребята, мы сегодня с вами проделали огромный путь. Говоря «путь», я имею в виду не километры. Мы прошли с вами путь  самостоятельного познания, путь открытия нового. Я предлагаю вспомнить все то, что мы узнали о В.П.Сысоеве. 

 

Рассказ библиотекаря о Сысоеве + видеофильм

 

 

 

Но ещё одним сокровищем, доставшимся нам от прославленного дальневосточника, стала его книга, которая и заставила нас отправиться в это путешествие - замечательная повесть «Золотая Ригма».

 

Сегодня нам предстоит разобраться, что же побудило человека науки написать художественное произведение?

 

А) Давайте откроем первую главу. Выразительное чтение отрывка от слов «Девственный лес Сихотэ-Алиня стынет..» до слов «Вернется мать-тигрица, в тоске обнюхает пустое холодное логово…»

Как описывает автор тигров? Какими изображает их? Кого напоминают тигры?

 Почему абзац заканчивается многоточием?

 

Как относится автор к тигриному семейству, какие чувства владеют им? Найдите те слова, которые помогают нам почувствовать отношение автора.

 

 

 

 

 

А какие еще изобразительные средства использует Сысоев в этом фрагменте, чтобы помочь нам увидеть, почувствовать  прелесть уссурийской тайги?

 

 Что же заставило охотоведа, промысловика взяться за перо?

 

 

 

 

 

 

 

В этом фрагменте Ригма совсем маленькая, тигренок. Изменяется ли тигрица на протяжении повести?

 

Какой изображена в самом конце её? (Чтение отрывка от слов «Долго стоял Калугин…»  и до конца повести)

 

Какое состояние испытывает Калугин вновь увидев свою любимицу? Почему Калугин не смог выстрелить в тигрицу?

 

Чему нас, читателей, учит поведение Калугина?

 

С кем Калугин появился в лесу? С учеником, а Ригма стала мамой. Какую же мысль хотел донести до нас автор?

Может быть, все хорошее и доброе, настоящее должно обязательно иметь свое продолжение? Золотая тигрица продолжила себя  в потомстве, Калугин в своих учениках, а В.П.Сысоев….

Викторина (за правильный ответ команды получают листок)

 

Собирают у жителей п. Корфовский информацию о памятном знаке, записывают, соотносят с именем Сысоева.

Предъявляют результаты.

 

 

 

 

 

Слушают экскурсовода, записывают в маршрутный лист сведения о Сысоеве

 

 

 

 

 

Вспоминают, обобщают  собранные сведения. Предъявляют результаты работы групп

 

 

 

Слушают, соотносят с собственными знаниями, узнают новое

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают чтение учителя, следят по тексту.

 

Наблюдают, делают выводы. Сравнивают тигров с человеком.

 

Выдвигают предположения, доказывают их.

 

 

 

 

 

 

Работают с изобразительными средствами, отличают эпитет от олицетворения.

 

Делают выводы, обобщают.

Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

Вспоминают содержание повести, отвечают на вопрос

 

Чтение предложенного отрывка

 

 

 

Высказывают предположения, отвечают на вопрос

 

 

Делают выводы, обобщают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают содержание повести.

Отвечают на вопросы интерактивной викторины, получают баллы.

 

Работа в группах. Учебное сотрудничество со сверстниками.

Поиск необходимой информации.

Коррекция знаний

 

 

 

Умение выбрать нужную информацию, удерживать внимание

 

 

 

 

 

 

Умение оформить свои мысли в устной форме

Умение взаимодействовать в группе

 

 

Коррекция знаний

 

 

 

 

 

 

 

Умение воспринимать информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать текст с точки зрения морфемики, синтаксиса, лексикологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение оформить свои мысли в устной форме, обобщать

 

Умение оценивать поступки людей с точки зрения нравственности

 

 

 

 

Восстановление широкого контекста, умение выбрать нужную информацию

Умение оформить свои мысли в устной форме

 

Умение оценивать поступки людей с точки зрения нравственности

 

 

 

Умение систематизировать материал, обобщать

 

 

 

 

Умение оценивать поступки людей с точки зрения нравственности

 

 

 

 

Саморегуляция

Умение работать в группе, брать на себя ответственность за предложенное решение ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложенная учениками информация при необходимости корректируется учителем

 

 

 

 

 

Собранные о Сысоеве сведения записаны в маршрутный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация сведений о личности В.П.Сысоева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

Приходят к выводу, что автор подчеркивает материнскую заботу тигрицы о детенышах. Тигры изображены как семья,  очеловечены.

 

С любовью и нежностью пишет Сысоев о тиграх.

 

Делают вывод о том, что любовь к природе, желание рассказать читателям о красоте Приамурья заставили Сысоева взяться за перо.  А талант художника, художника слова, позволил Сысоеву говорить об этом  просто и выразительно

 

 

Приходят к выводу что, охотник не может убить редкого зверя. «Тигрица-то ведь золотая»

«Братья наши меньшие» нуждаются в защите. Тигры занесены в Красную книгу, а охота на них запрещена.

 

 

Делают вывод о том, что Сысоев продолжил себя своих книгах, своих делах. Именем Сысоева назван зоосад «Приамурский», встреча с которым у нас еще впереди.

Набирают листочки необходимые на этапе рефлексии

5. Рефлексия деятельности

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Хочется думать, что много интересного и запоминающегося вы сегодня узнали. И если это действительно так, если  путешествие вам понравилось, то поднимите вверх те листочки, которые вы получили, отвечая на вопросы викторины.

 Посмотрите вокруг, видите, какой зеленый лес у нас получился. Пусть он станет гимном прекрасной природе Дальнего Востока, природе, где «виноград обвивает ель, а тигр охотится за северным оленем».

Ученики поднимают вверх полученные за время путешествия листочки.

Самооценка, работа на перспективу

Удовлетворенность/неудовлетворенность результатами деятельности

 

Желание/нежелание познакомиться с творчеством других дальневосточных авторов (Н.Д.Наволочкин)

Опубликовано


Комментарии (1)

Мельник Виктория Олеговна, 29.07.19 в 17:57 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал! Спасибо огромное!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.