12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаркова Елена Анатольевна167

презентация "Слова, пришедшие из боя"
PPTX / 1.46 Мб

/data/files/h1586434181.pptx (презентация "Слова, пришедшие из боя")Литературно – музыкальная композиция «Слова, пришедшие из боя»

для учащихся старших классов.


Цель:

воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою Родину.

Задачи:

- познакомить учащихся с периодом Великой Отечественной войны на основе поэтического и музыкального творчества;

- пробудить чувство гордости за свой народ;

- способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения и любви к истории своей Родине;

- создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся;

- создать условия для получения эмоционального опыта и встраивания его в систему личных ценностных приоритетов.



1 слайд

У времени есть своя память- история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием людей. Но вправе ли мы забывать об уроках войны, забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину?

Я предлагаю вам, обратившись к фронтовой лирике, вместе с поэтами военной поры вспомнить о тех, кто сражался во имя Победы.

В стихах военного времени слышится боль, но не только поэта – всего народа. В то время все было общим: горе и страдание, надежды и радости, вера в победу и недоумение - почему враг так быстро продвигается вглубь страны?

Особое значение этих стихов в наши дни заключаеся в том, что мы, читая, сопереживаем героям, имеем возможность сравнить себя с ними, «примерить» на себя их жизнь, задаться вопросом: «А как бы я поступил в подобном случае?»

В этом смысле стихи о войне - это школа мужества.

Война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание – испытание силы духа, нравственности, совести. Солдаты Великой Отечественной с честью выдержали это испытание. Мы не имеем права забывать этих солдат. Многие из них погибли ради того, чтобы мы жили. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы не дать им повториться вновь.

2 слайд

Ученик читает стихотворение С. Щипачева «22 июня 1941 года»

Степан Петрович Щипачев 1899-1980г.г.

участник Гражданской войны. Закончил 2 военных учебных заведения, литературное отделение института красной профессуры. С начала Великой Отечественной войны – военный журналист. В стихах и поэмах военного времени героические мотивы сливаются с лирическими. Продолжал писать стихи и в послевоенное время. Лауреат Государственной Премии СССР 1949 г.,1951г., награжден Орденом Ленина, Орденом Дружбы народов.

Итак, на рассвете 22 июня 1941 г. тишина ясного утра была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровский фашизм, вероломно напав на нашу страну, приступил к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, поработить миллионы людей. Из заявления Советского правительства 22 июня 1941года: «… Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких – либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие…»

3 слайд

Через несколько дней по радио зазвучала песня « Священная война» (слова Василия Лебедева-Кумача, музыка Александра Александрова). Она стала музыкальным символом войны. Тема народного гнева, призыв встать на борьбу с врагом нашли отклик в сердцах всех советских людей.

История создания этой песни необычна. Она была написана за несколько дней до начала войны. Лебедев-Кумач (1898-1949) начал сочинять стихи под впечатлением от кинохроник - налеты фашистской авиации на города Испании, Польши. Именно так появились строки:

…Не смеют крылья черные

Над Родиной летать…

Поэтому в день начала войны ему оставалось лишь дописать текст, и 24 июня стихотворение «Священная война» было опубликовано в газетах.

А.Александров написал музыку, и вскоре по радио зазвучала песня (включается по щелчку)

4 слайд

Уже после победы поэт Михаил Исаковский написал стихотворение «Слава народу». Его можно считать ответом на призыв песни.

Ученик читает стихотворение М.Исаковского «Слава народу»

Исаковский Михаил Васильевич 1900-1973

Стихи начал писать еще в юности. Герой его поэзии - простой человек с его делами, думами и чувствами. Большое место в творчестве занимают патриотические стихи. Во время Великой Отечественной войны многие стихотворения Исаковского стали песнями: «Катюша» «Огонек» «В лесу прифронтовом» и др. (Песня «В лесу прифронтовом» включается по щелчку). На фронте бойцы с удовольствием читали его партизанские были, написанные с юмором, оптимизмом («Баня», « Поросята» и др.) Много стихов и песен написано и в послевоенные годы. Лауреат Государственной Премии СССР 1943, 1949 г.г. Часть денег из премии 1943 года Исаковский отдал на восстановление родной деревни, полностью сожженной фашистами.

Огромная страна встала на беспощадный бой с врагом. Поэты-фронтовики в своих стихах отразили каждодневный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Они знали об этом не понаслышке. Прежде всего они были солдатами. И война в их стихах предстает такой, какой ее видел солдат, поднимающийся в атаку под огнем минометов и пулеметов, совершающий многокилометровый марш-бросок в осеннюю распутицу, отбивающий атаку танков, теряющий в бою товарищей. Они рассказывали о себе, о том, что испытали сами.

5 слайд

Григорий Михайлович Поженян 1922 -2005

В 1939 году был призван в армию, служил на Черноморском флоте. В годы войны - участник обороны Одессы и Севастополя, Керченского и Новороссийского десантов. В августовские дни 1941 года группа моряков под командованием Поженяна сумела отбить у немцев водопроводную станцию и подать в Одессу воду. Сам Поженян тогда получил тяжёлое ранение в обе ноги, в голову и в руку. Бойцы посчитали, что их товарищ погиб. Присыпав тело однополчанина землёй, моряки вернулись на базу. Матери Поженяна, военному врачу, командование отправило похоронку. А он, назло всем, выжил. Очнувшись, Поженян добрался до берега, сел на шлюпку и вышел в открытое море, где его подобрал катер и доставил в Севастополь.

Награждён Орденом Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 1 степени. Во время Великой Отечественной войны стал писать стихи, после войны окончил литературный институт им. Горького.

Ученик читает стихотворение Г.Поженяна «Вернешься, ты будешь героем…»

6 слайд

Николай Константинович Старшинов 1924 - 1998

В 1942 году после окончания школы поступил в пехотное училище, затем старший сержант Старшинов – помощник командира пулеметного взвода. На фронте он не расставался с пером и бумагой, печатался в армейских газетах. В то время ярко проявился поэтический талант Николая Старшинова. Вот как просто, но емко он пишет о своих первых армейских буднях.

И вот в свои семнадцать лет

Я встал в солдатский строй…

У всех шинелей серый цвет,

У всех — один покрой….

Иди в жару, иди в пургу.

Ну что — не по плечу?..

Здесь нету слова «не могу»,

А пуще — «не хочу».

В 1943 году был тяжело ранен и уволен в запас. Награжден медалью «За боевые заслуги». После войны окончил Литературный институт им. Горького. Николай Старшинов запомнился современникам как добрый, весёлый, жизнелюбивый человек.

Ученик читает стихотворение Н.Старшинова «Ракет зеленые огни…»

7 слайд

Многие мальчишки, едва окончив школу, так же, как Н.Старшинов, становились солдатами. Среди них был

Булат Шалвович Окуджава 1924-1997

В 1942 году он ушел добровольцем на фронт. Всю войну был минометчиком. Он рвался на фронт изо всех сил, а попав на войну, возненавидел ее всей душой и пронес эту ненависть через всю жизнь. Окуджава вспоминал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесете их по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода... Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он — ко мне, я — к нему».

Писать стихи стал после войны, но говорил, что его стихи не о войне, а против нее.

Ученик читает стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»

Многие стихи Б.Окуджавы были положены на музыку. (Звучит песня из фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б.Ш.Окуджавы. Начинается по щелчку).

8 слайд

Не только на мужские, но и на хрупкие женские плечи легли тяжелые испытания. Кто-то трудился в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым, а кто-то ушел сражаться с врагом наравне с мужчинами.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, - девчата,

Похожие на парней…

Это строки из стихотворения Юлии Владимировны Друниной 1924-1991

В 17 лет ушла она на фронт и до ранения в 1944 году была батальонным санинструктором, а потом стала поэтом. О ее стихах сразу же заговорили как о ярком явлении в военной поэзии. Ю.Друнина посвятила свое творчество двум темам – подвига и любви. Много лет спустя после войны немецкий полковой врач спросил у Друниной, как она, прошедшая фронт, смогла не только остаться нежной женщиной, но и стать поэтом. Она ответила: «…Вы были солдатами армии захватнической, а мы – освободительной. Вы ворвались в чужую страну, убивая, истязая, грабя. Конечно, делать это можно лишь тогда, когда в твоей душе уничтожено все человеческое. Но почему должно умирать человеческое в душах людей, которые защищают своих детей, своих близких, свои дома?»

А если речь заходила о «сестрицах», Друнина сразу же вспоминала свою боевую подругу. Выйдя без единой царапины из великих сражений – Сталинградской битвы, боев за освобождение Киева и др. – Зина Самсонова погибла в бою за маленькую деревушку, так и не узнав, что за форсирование Днепра ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик читает стихотворение Ю.Друниной «Зинка»

Можно ли описать словами горечь разлуки матери с сыном или дочерью? Ее сердце разрывается от того, что не может она защитить родное дитя. А если б могла – закрыла бы собою, что б в него не попала вражья пуля. И каждая весточка с фронта – это и радость, и холодящая душу тревога.

9 слайд

Среди миллионов погибших солдат есть и солдаты – поэты.

Всеволод Николаевич Лобода. Родился в 1915 году. Стихи стал писать, еще учась в школе. В 1935г. поступил в Литературный институт им. Горького. В первые месяцы войны работал на радио, потом ушел на фронт. Был пулеметчиком, артиллеристом, внештатным сотрудником дивизионной газеты. Писал стихи и песни.

И вот к победе прямиком,
За ротой рота,
То по-пластунски, то бегом
Пошла пехота.

Участвовал в боях за Ленинград, Великие Луки, Прибалтику. Погиб 18 октября 1944 года в боях за латвийский город Добеле. В 1966 году вышел сборник его стихов, подготовленный друзьями поэта.

Ученик читает стихотворение В.Лободы «Дорога»

10 слайд

Муса Мустафович Залилов (Муса Джалиль) родился в 1906 году. Свои первые стихи он помещал в рукописном журнале, который издавал с друзьями для односельчан. Ему было тогда 13 лет. Образ молодого современника в стихах Джалиля тех лет неотделим от личности и характера самого автора.

В 1931 году Джалиль заканчивает литературное отделение Московского университета. Продолжая писать стихи, он работает в редакции детского татарского журнала «Октябренок», много ездит по стране, организуя работу литературных объединений, налаживает выпуск периодических изданий. Друзья поражались его неуемной энергии, эрудиции, остроумию.

С первых дней войны Джалиль на фронте. Сначала – разведчик артполка, потом – корреспондент армейской газеты «Отвага». В июле 1942 года от него перестали приходить письма, а потом родные получили уведомление о том, что Муса пропал без вести.

Когда в апреле 1945 года наши войска ворвались в фашистскую тюрьму Маобит, там все было уничтожено взрывами. Ветер носил по двору обрывки каких-то книг. Один солдат заметил на чистой страничке запись на русском языке: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Маобитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Так люди узнали о судьбе Джалиля. Даже попав в плен, он не был сломлен. В тюрьме фашисты предлагали пленным стать солдатами гитлеровской армии, а М.Джалиль создал подпольную организацию. Ее задача – сорвать замыслы фашистов, повернуть данное ими оружие против них самих. Это подпольщикам удалось: первый же батальон, посланный на восточный фронт, поднял восстание, перебил немецких офицеров и влился в отряд белорусских партизан. Джалиль сражался с фашистами даже сидя в тюрьме. В августе 1943 года гитлеровцам удалось выявить членов подпольной организации, их жестоко пытали и казнили. Уже после войны были опубликованы «Маобитские тетради» М.Джалиля. В них – стихи, написанные в заключении и чудом уцелевшие.

Посмертно М.М.Залилову присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик читает стихотворение М.Джалиля «Прости, Родина!»

11 слайд

Освободив нашу страну и пройдя с боями половину Европы, советские солдаты в апреле 1945 года подходили к Берлину. Они шли не мстить немецкому народу, а добивать фашизм. Их путь длился долгих 4 года.

Стихотворение В.Карпенко « 2 мая 1945 года в Берлине».

12 слайд


Их много не вернулось с поля боя…

Они бесстрашно шли из боя в бой

За мир, за небо вечно голубое

Над этой вот вихрастой головой…

Что видит он?

Быть может, имя деда?

Так помолчим минуту

Вместе с ним.

Да, нелегко досталась нам победа –

Тем больше мы победой дорожим!


Почтим память бойцов Великой Отечественной войны минутой молчания.



Литература:

Была война… - М.: Детская литература, 1987.

Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М.: Советская Россия, 1990.

Пою мое Отечество. – М.: Детская литература, 1987.

https://www.stihi.ru/

https://bookmarin.com/

http://litmuseum.ukmpi.ru/

https://wiki2.org/

http://www.bokudjava.ru/

https://bessmertnybarak.ru/























































Степан Щипачев «22 июня 1941 года»

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Я о другом не пел бы ни о чем,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

***



Михаил Исаковский «Слава народу»

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За великую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя,

Знамя правды своей водрузил.

Он прошел через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава герою – народу,

Слава Армии Красной его!

***


Григорий Поженян


«Вернешься – ты будешь героем,

Ты будешь бессмертен. Иди!»

И стало тревожно, не скрою,

И что-то кольнуло в груди,

И рухнул весь мир за плечами:

Полшага вперед – и в века…

Как это непросто – в молчанье

Коснуться рукой козырька,

Расправить шинельные складки,

Прислушаться к дальней пальбе,

Взять светлую сумку взрывчатки

И тут же забыть о себе…

А почестей мы не просили,

Не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

Солдатской наградой была.

Да много ли надо солдату,

Что знал и печаль, и успех:

По трудному счастью – на брата

Да красное знамя на всех.

***




Николай Старшинов


Ракет зеленые огни

По бледным лицам полоснули.

Пониже голову пригни

И, как шальной, не лезь под пули.

Приказ: «Вперед!»

Команда: «Встать!»

Опять товарища бужу я.

А кто-то звал родную мать,

А кто-то вспоминал чужую.

Когда, нарушив забытье,

Орудия заголосили,

Никто не крикнул: «За Россию!»

А шли и гибли за нее.

***









Булат Окуджава «До свидания, мальчики…»


Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите…

Но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься! –

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом!

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки! Постарайтесь вернуться назад!

***


Юлия Друнина «Зинка»


Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна;

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…-

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам, по буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы, -

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

***











Всеволод Лобода «Дорога»


Солдатские дороги,

Коричневая грязь.

С трудом волочишь ноги,

На климат разъярясь.

Лицо твое багрово –

Холодные ветра

Сговаривались снова

Буянить до утра.

Набухла плащ-палатка,

Лоснится под дождем.

На то ноябрь. Порядка

От осени не ждем.

Боец, куда идешь ты

И думаешь о ком?

Шрапнельные снаряды

Свистят над большаком.

А где же дом, в котором

Просох бы да прилег?

За голым косогором

Не блещет огонек.

Тебе шагать далече –

Холмов не перечтешь,

Лафет сгибает плечи,

А все-таки идешь.

(…)

От гнева – дрожь по коже,

Соленый пот на лбу;

Ногам легко, и ноши

Не чуешь на горбу.

И греет жарче водки

Нас воздух фронтовой.

И радостные сводки

Рождает подвиг твой…



Муса Джалиль «Прости, Родина!»


Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

Кто посмеет сказать, что я тебя предал?

Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?
Волхов – свидетель: я не струсил,

Пылинку жизни своей не берег.

В содрогающемся под бомбами,

Обреченном на гибель кольце,

Видя раны и смерть товарищей,

Я не изменился в лице.

Слезинки не выронил, понимая:

Дороги обрезаны. Слышал я:

Беспощадная смерть считала

Секунды моего бытия.

Я не ждал ни спасенья, ни чуда.

К смерти взывал: «Приди! Добей!»

Просил: «Избавь от жестокого рабства!»

Молил медлительную: «Скорей!»

(…)

Поверь мне, Родина, был орлом я,-

Горела во мне орлиная страсть!

Уж я и крылья сложил, готовый

Камнем в бездну смерти упасть.

Что делать? Отказался от слова,

От последнего слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полумертвые руки,

Пыль занесла мой кровавый след…

Я вижу зарю над колючим забором.

Я жив, и поэзия не умерла:

Пламенем ненависти исходит

Раненое сердце орла.

Вновь заря над колючим забором,

Будто подняли знамя друзья!

Кровавой ненавистью рдеет

Душа полоненная моя!

Только одна у меня надежда:

Будет август. Во мгле ночной

Гнев к врагу и любовь к отчизне

Выйдут из плена вместе со мной.

Есть одна у меня надежда –

Сердце стремится к одному:

В ваших рядах идти на битву,

Дайте, товарищи, место ему!

Июль 1942 г.


***





Владимир Карпенко «2 мая 1945 года в Берлине»


Еще невнятна тишина,

Еще в патронниках патроны,

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись, к батальону.

Еще косится автомат

На окон черные провалы,

Еще «цивильные» дрожат

И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясен,

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.






песня из кинофильма "Белорусский вокзал"
MP3 / 2.55 Мб

​​​​​​​
Священная война
MP3 / 3.77 Мб

В лесу прифронтовом
MP3 / 2.24 Мб

От героев былых времен
MP3 / 2.48 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.