Урок литературы в 9 классе на тему «Л.Н. Толстой "После бала"»
Тема: Л.Н.Толстой «После бала». 9 класс
«Из всех наук, которые человек должен знать,
Главная наука есть наука о том, как жить,
Делая как можно меньше зла, как можно больше добра»
Л.Н. Толстой
Цели урока:
9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения
9. 2. 1.1 - определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ);
9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;
9.2.3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений;.
Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», фильм С.Бондарчука «Война и мир», раздаточный материал.
Ход урока
I стадия. Вызов
1. Подготовка к изучению новой темы.
- Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)
- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)
- Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).
- Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
Попробуйте составить синквейн со словом Бал
2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.
3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.
II стадия. Осмысление
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».
- Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).
- история создания
Л. Н. Толстой – это великий художник, личность, известная всему миру. Сегодня мы продолжим приобщение к его творчеству этого писателя и познакомимся с его рассказом «После бала», созданным в 1903 году.
Ученик: Сюжетной основой рассказа « После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: « Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу,…танцую с ней; ее красавец-отец ласково берет ее и идет мазурку. И на утро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: « Написал в один день « Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал свой рассказ друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу.
Учитель:
1. Правильно ли поступил Толстой, что он изменил название рассказа, вместо названия «Отец и дочь» взял «После бала»? Оправдываете ли вы это изменение?
2. А какую часть рассказа можно назвать «Отец и дочь»?
Словарная работа.
Учитель:
Давайте познакомимся со словом «экзекуция». Запишите его в тетрадь. Откроем Словарь иностранных слов и прочитаем, какое значение имеет слово «экзекуция». (Экзекуция – от лат. «приведение в исполнение» устар. - телесное наказание)
Пюсовое – (устар.) темно-коричневое.
Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.
Экзекуция – так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во времена царствования Николая 1. Солдата прогоняли сквозь строй и били прутьями или палками. « Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уже и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище», - вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого « Николай Палкин».
. Что же легло в основу рассказа? (реальные события, сама жизнь)
2. К сожалению, подобные наказания были нормой в Николаевской России. Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855г. он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания - « прогнания сквозь строй».
Давайте просмотрим сюжетную линию рассказа. для этого каждая группа должна выбрать себе задание и сравнить события рассказа во время бала и после
Бал | После бала |
1. Хозяева: добродушные, хлебосол, брильянтовый | 1. Солдаты: черные. |
2. Зала: прекрасная, бал чудесный, великолепный | 2. Улица: пустынный переулок |
3. Музыка: мазурка, вальс, полька. | 3. Музыка: жёсткая, нехорошая визгливая. |
4. Варенька: белое платье; милые глаза; сияющее, разрумянившееся лицо; плавные движения. | 4. Наказываемый: оголенный по пояс; спина – что-то мокрое, красное, неестественное; двигаясь всем телом, то, опрокидываясь назад, то падая наперед. |
5. Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой, красивые и быстрые па. | 5. Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка. |
6. Иван Васильевич: доволен, счастлив, блажен, добр, восторженное умиление, нежное чувство. | 6. Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада, чувство стыда. |
- Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?
- Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)
- Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник)
III стадия. Рефлексия
- Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
- На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)
- Почему? (части противоположны, контрастны.)
- Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности
Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа Л.Н.Толстого « После бала».
12. Так где же полковник настоящий: на балу или после бала?
13. Является ли он двуличным человеком, лицемером? Почему он такой?
14. Почему же Иван Васильевич не захотел быть военным и вообще нигде не служить? О чем же заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом? О чем он « старался узнать»? Чему же посвятил свою жизнь Иван Васильевич?
15. На ваш взгляд, какую роль играет среда в жизни человека?
16. Какова же идея произведения?
17.Почеу же рассказ называется «После бала»? (запись в тетрадь «название рассказа»).
Учитель:
« Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести, ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым и в других его произведениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями, такими как « Севастопольские рассказы», романами « Война и мир», « Воскресение», « Анна Каренина» и другими (демонстрируется выставка книг писателя).
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.
В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека,
изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого
открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.
18. Почему эти проблемы называются « вечными»?
Подведение итога урока (обращение к целям урока).
Мы выявили идею произведения. Пользуясь своими записями в тетради, назовите особенности композиции рассказа.
Выставление оценок, комментирование оценок.
Домашнее задание.
1. Подготовить письменный ответ на вопрос: « Как связывается основная идея рассказа с его содержанием »?
2. Подготовить выразительное чтение сцены
Так технология развития критического мышления помогла мне не только разнообразить урок, но и стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью различных приемов, а также способствовала развитию личных достижений учащихся через творческую активность, так как равнодушных и бездеятельных учащихся на уроке не было.
Приложение 1
вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия
Сюжетной основой рассказа « После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: « Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу,…танцую с ней; ее красавец-отец ласково берет ее и идет мазурку. И на утро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: « Написал в один день « Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал свой рассказ друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу.
Приложение 3
1 группа
Рассмотрите обстановку, описанную в произведении.
Бал | После бала |
2 группа
Сравните музыкальное сопровождение событий
Бал | После бала |
3 группа
Сравните присутствующих людей во время описанных событий
Бал | После бала |
4 группа
Рассмотрите образ полковника
Бал | После бала |
5 группа
Рассмотрите образ Ивана Васильевича
Бал | После бала |
Бал | После бала |
1. Хозяева: добродушные, хлебосол, брильянтовый | 1. Солдаты: черные. |
2. Зала: прекрасная, бал чудесный, великолепный | 2. Улица: пустынный переулок |
3. Музыка: мазурка, вальс, полька. | 3. Музыка: жёсткая, нехорошая визгливая. |
5. Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой, красивые и быстрые па. | 5. Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка. |
6. Иван Васильевич: доволен, счастлив, блажен, добр, восторженное умиление, нежное чувство. | 6. Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада, чувство стыда. |
Надежда Сергеевна
Ефремова Алеся Эдуардовна