12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саюшева Ирина Анатольевна123
Россия, Саратовская обл., Энгельс
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»
3

Мастер –класс Театральное действие в разделе «Слушание музыки» как одно из форм работы коррекционного воспитания у дошкольников с нарушением зрения»

МДОУ «Детский сад №69» ЭМР Саратовской области



















Мастер –класс



Театральное действие в разделе «Слушание музыки» как одно из форм работы коррекционного воспитания у дошкольников с нарушением зрения»










Музыкальный руководитель: Саюшева И.А.














Что есть музыка для ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

А это, прежде всего гармония с самим собой, огромное впечатление и духовное равновесие


Для ребенка с нарушением зрения, музыка является проводником в мир звуков и ритма, которая помогает услышать и прочувствовать многообразие окружающего мира, учит его познавать себя и близкое окружение.

Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности.
Актуальность музыкального творчества заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. 

Среди проблем у детей с нарушением зрения можно назвать:

1.     непроизвольность движений;

2.     боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

3.     речевые нарушения или отсутствие речи ;

4.     замкнутость, неактивность  детей;

5.     неустойчивые внимание и память.

  Особенность работы с такими детьми состоит:

1.     не в поиске способов освоения разных музыкально-ритмических движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

2.     не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

3.     не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Изучив методику «Музыка для детей» Карла Орфа, я включила ее в музыкально-коррекционную деятельность, которая помогает мне решать коррекционные задачи с детьми с нарушением зрения.

Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных способностей у детей через импровизацию в музыке и движении.
Главным здесь является не осознание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения и самореализации. Сегодня я хочу остановиться на одном из разделов музыкальной деятельности «Слушание музыки» Как мы знаем, детям с глазной патологией трудно выполнять несколько действий сразу, особенно это заметно в музыкально-ритмических движениях, в пении с движением, в хороводах. Поэтому большое внимание на занятиях я уделяю восприятию музыки с помощью музыкального движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкальных образов. Нужно стремиться к свободному движению под музыку, что снимает и эмоциональное напряжение, и развивает интерес к этому виду деятельности. Для развития у детей с нарушением зрения ориентировки в пространстве я применяю крупные яркие ориентиры (кубики, обручи, игрушки). Всегда интерес у детей вызывают движения с предметами (игрушками, цветами, ветками и т. д.). Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях, мы, не снижая интереса детей, добиваемся развития долговременной памяти и двигательных навыков.

В своей работе я применяю различные формы и приемы слушания музыки с детьми с ослабленным зрением. Одним из таких приемов служит театральное действие.

Направленность: Тревога и беспокойство, страх самостоятельности, общая боязливость.
В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело. (применяются звучащие жесты)

Однажды — дело было в конце лета — их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра.(озвучиваем звуки ветра) затем с лентами показываем движение ветра .Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»— звал Ветер. (Повторяем с детьми текст )

Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.(обнимаются)

Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки.(разбегаются в разные стороны) Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.

Только одно семечко грустило.(остается в середине) Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.

«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»— говорило оно.(повторяем текст с ребенком)

Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше. (дети посмеиваются)

И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?» —думало семечко.

Пошел дождь. (имитируем дождь, щелкаем пальцами, хлопаем в ладоши и по коленям сильнее и сильнее) А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда

«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спрашивало оно себя.— Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».

И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»—»и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.( выбегает из круга) Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.

Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратились его братья и сестры-семечки. (подходят все , радостно поздравляют, становятся в круг)

Они все были рады встретиться снова, а особенно они радовались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.

И семечко было очень счастливо. (танцуют парный танец)


Все действие сопровождает современная и классическая музыка разных жанров и композиторов, на усмотрение музыкального руководителя, используется раздаточный материал(ленты гимнастические, султанчики)



Лабиринт души. Терапевтические сказки. / Под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.