12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина399
Россия, Томская обл., Томск

Логопедическая игра по дифференциации согласных звуков


    В последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: фонематического восприятия, словарного запаса, развития связной речи и т. д. Страдают также внимание, память, мышление. Таким детям необходимы коррекционные занятия. Но как заинтересовать ребенка? Как сделать его активным участником коррекционного процесса?

    И тут на помощь приходят дидактические игры. Такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, Д. Б. Эльконин в своей педагогической деятельности часто обращались к игре, считая ее ведущим видом деятельности в жизни ребенка. Очень интересно наблюдать за ребятами, когда ты им предлагаешь поиграть в игру. Глаза ребят с интересом начинают следить за тем, как перед ними появляются новые предметы. Все внимание учеников обращено на понимание правил и наблюдается нетерпение скорее приступить к игре. Видя живой интерес ребят к такому виду деятельности, я как учитель-логопед использую их на своих занятиях. Такие игры помогают решить многие коррекционные вопросы. Игровые приёмы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.

   В логопедической работе с младшими школьниками я использую игры различной тематической направленности для работы над определенном компонентом речи. Данная игра направлена на дифференциацию согласных звуков. Может использоваться как игровой момент на занятие при изучение таких тем как «Дифференциация С-З», «Дифференциация Ж-З» «Дифференциация Р-Л» и хорошо вписывается в общий сюжет занятия. Это придает занятию целостность, завершённость, а также способствует активизации словарного запаса и делает занятие более интересным. Также игра будет полезна и родителям при работе над данными темами. В эту игру могут играть не только младшие школьники, но и ребята 5-7 лет.

     В сети Интернет представлено большое разнообразие логопедических пособий, сделанных руками логопедов. Тема «Дифференциация согласных» представлена различными дидактическими играми. Работа со спичечными коробками тоже представлена, но отражена в лексических темах или в темах «Учись считать». Пытаясь привнести элемент новизны, в данном пособие объединены темы «Дифференциация согласных» и работа со спичечными коробками, киндер-яйцами.

Цель логопедической игры: повышение эффективности процесса коррекции при дифференциации согласных звуков посредством использования логопедической игры

Использования в работе учителя –логопеда данного материала позволяют решать одновременно несколько задач:

-учиться давать сравнительную характеристику звукам;

-учиться подбирать слова (картинки) на заданный звук;

-формировать умение различать согласные звуки;

-развивать фонематические процессы;

-закреплять понятие о месте нахождения звука в слове;

- развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

- развивать внимание, память, наблюдательность.

Описание игры: логопедическая игра для детей дошкольного и младше школьного возраста. Представляет собой набор спичечных коробков с наклеенными картинками как внутри коробочки, так и снаружи. В изображениях на картинках содержатся звуки С, С’, З, З’. Необходимо правильно соединить коробок, чтобы он содержал картинки со звуками З’ или З + С или С’. Аналогично происходит работа при составлении коробков или яиц при дифференциации З, З‘ – Ж и дифференциации Р, Р’ – Л, Л’.

Игра предназначена для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Данный материал будет полезен для учителей-логопедов и родителей.

Результаты. Использование логопедической игры превращает скучный процесс поиска заданного звука в слове в увлекательный процесс. Дети активнее вступают в контакт со сверстниками и логопедом, стремятся выступать, высказывать свою точку зрения. Идет развитие не только фонематического восприятия, но и связной речи. Совершенствуется мелкая моторика, внимание, память. Таким образом, использование логопедической игры по дифференциации согласных способствует повышению эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей.

Дифференциация З, З’ – Ж

t1587485696aa.jpg

t1587485696ab.jpgt1587485696ac.gif



t1587485696ad.jpg



Дифференциация С, С’ – З, З’

t1587485696ae.jpg


Дифференциация Р, Р’ – Л, Л’

t1587485696af.jpg



t1587485696ag.jpg


В связи с тем, что уже очень давно нет очного общения с детьми из-за дистанционного обучения, нет возможности представить фотографии непосредственно в процессе с детьми.


Литература

  1. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. - М.: Аст-пресс, 1996

  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение,1991

  3. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. -М.: Книголюб, 2007



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.