Конспект занятия «Дифференциация согласных звуков [В]–[Ф]»
Тема: «Дифференциация согласных звуков В - Ф».
Цель: - учить детей дифференцировать на слух согласные звуки В - Ф.
- развивать способность к правильному звукопроизношению звуков
В – Ф в словах схожих по звучанию.
- закреплять понятия: слог, слово.
Задачи.
Образовательная: 1. Учить детей дифференцировать на слух согласные
звуки звонкий В и глухой звук Ф.
2. Развивать способность к правильному
звукопроизношению звуков В – Ф в словах, схожих по
звучанию.
Коррекционно-развивающая:
Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Воспитывать самостоятельность, уступчивость.
Структура занятия:
Эмоциональное присоединение.
Работа над развитием способности различать согласный звонкий В и
согласный глухой звук Ф в слогах и словах.
Развитие способности дифференцировать согласные звуки В и Ф в
схожих по звучанию словах.
Подготовка руки к письму. Закрашивание, штриховка, прописывание
печатных букв.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска и магниты.
Предметные картинки для игры: «Зимняя рыбалка».
Схемы слов и слогов.
Простые и цветные карандаши.
Разрезные азбуки.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки букв: В – Ф.
№ Задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. 3. 4. | Присоединение. И/упр.: «Подскажи, кто где живёт?». - развитие логического мышления и слуховой памяти. Зимой в берлоге мишка спит, Под крышей воробей сидит. Лиска рыжая – в норе, Жучка в тёплой конуре. В логове лежит волчиха, Под кустом дрожит зайчиха. Белка спряталась в дупле, Ёжик спит в сухой траве.
| Отвечают на вопросы в стихотворной форме. |
Для подсказки используются иллюстрации с жильём зверей. | ||
К/упр.: «Эхо». - развитие слухового восприятия. Загадка: Кто в лесу на всякий зов даёт ответ, А самого не видно? - Сейчас мы с вами поиграем в игру Эхо. -Я буду говорить слоги, вы послушайте их и повторите, словно «эхо». ВА – ФА ВА – ФА – ВА АВ – АФ ВО – ФО ВО – ФО – ВО ОФ – ОВ ВУ – ФУ ФУ – ВУ – ФУ УВ – УФ ВЫ – ФЫ ФЫ – ВЫ – ФЫ ЫФ – ЫВ ВЭ – ФЭ ВЫ – ФЫ – ВЫ ЫВ – ЫФ Физкультурная минутка. - Посмотрите внимательно на доску. Назовите предметы, которые вы видите. - Какой первый звук мы слышим в слове ВОЛК? -Произнесите: В-В-ВОЛК. -Как мы его произносим глухо или звонко? Проверяем. - Звук В - звучит звонко. Горло дрожит. | ЭХО. Повторяют. Называют: волк, фрукты Согласный звук В. Произносят. Проверяют поднося руку к горлу. | |
Дети закрепляют метод определения звонкости звука. Если горлышко дрожит, значит - звук звонкий. | ||
- Какой первый звук мы слышим в слове ФРУКТЫ? - Произнесите: Ф – Ф - ФРУКТЫ. - Как мы произносим звук Ф глухо или звонко? Проверяем. - Звук Ф - звучит глухо, наше горло не дрожит. | Согласный звук Ф. Произносят. Проверяют поднося руку к горлу. | |
| Дети закрепляют метод определения глухости звука. Если горло не дрожит, значит - звук глухой. | |
5. 6. 7. 8. | К/упр.: «Зимняя рыбалка». - развитие слухового восприятия, умения определять глухие и звонкие звуки. - Мы с вами сейчас отправимся на зимнюю рыбалку. Будем ловить необычную рыбу. На наши удочки будут клевать картинки с изображением предметов на звук В и звук Ф. Ваша задача, поймать картинку, назвать её и определить звонкий или глухой первый звук в слове. | С помощью магнита выуживают с лунки (коробки) картинки с изображением: филина, вазы, волка, фартука, футболки и др. картинок |
К/упр.: « Повтори пары слов». - развитие фонематического восприятия согласных звуков В – Ф. сон - фон каравай - сарафан совет - буфет винтик - финик вагон - флакон вена - фен | Повторяют. | |
К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Дети рассматривают предложенную книжечку. | |
На первой страничке закрасить буквы В - Ф синим цветом. На второй страничке закрасить буквы В – Ф зелёным цветом. На третьей страничке наклеить картинки на твёрдый и мягкий звук В – Вь. На четвёртой страничке наклеить картинки на твёрдый и мягкий звуки Ф – Фь. |