12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93193
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Дифференциация звуков Ф-В (занятие № 2)

Цели: закреплять умения выделять звук "Ф" в словах; развивать фонематические навыки, развивать учебно-познавательную мотивацию; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать артикуляционный аппарат;воспитывать уверенность в своих силах.

Начнем наше занятие с артикуляционной гимнастики:

Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-кисточка»

Ребёнок должен войти в роль маляра. Его язык превращается в кисточку: во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя!

Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны.

Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-барабанщик «Язык-барабанщик»

Ребёнок знает, что барабан не зазвучит, пока по нему не ударить специальной барабанной палочкой? Теперь языку предстоит выполнять её роль: кончик языка стучит за верхними резцами по бугоркам-альвеолам: ды-ды-ды-ды-ды-…. (как можно дольше!). Очень часто сразу же после первого «ды» рот ребёнка закрывается… Этого не должно быть! Тем не менее, если это происходит, поставьте сбоку во рту, между коренными зубами, чисто вымытый палец ребёнка. Почему не палец родителя или педагога? Свой палец ребёнок точно не будет кусать, а вот чужой может изрядно пострадать…


 

Упражнение для языка «Болтун-болботун»

Сначала объясните ребёнку, кто такой «болтун», ведь язычку предстоит в него превратиться.

Чтобы это превращение прошло успешно, надо сделать язык широком-широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его , произнося при этом: «пя-пя-пя-пя…». Теперь язык стал послушным и широким? Самое время превращать его в болтуна-болботуна! Широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: «бл-бл-бл-бл- …».

У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк?

Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»

Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!


 

Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем.

Упражнение для языка «Вкусно!!!»

Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.

Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток.

(интернет источник: http://логопед-класс.рф/ index.php/artikulyacionnaya-gimnastika.html )

1. Ребенок рассматривает и называет картинки(уже знакомые с предыдущего занятия). Некоторые из них предлагается назвать картинки по памяти.

2. Ученик ставит справа от себя картинки, название которых начинается со звука "Ф", а слева - те, название которых заканчивается звуком "Ф".

3. Учитель показывает ученику картинку, на которой изображена птица и объясняет, что это редкая птица дроФа. Ученик отвечает на вопросы: - В этом слове есть звук "Ф"? - В каком месте слова он находится?

4. Учитель предлагает ребенку рассмотреть картинки, в названиях которых звук "Ф" находится в середине слова (коФта, сараФан, скаФандр, телеФон), а затем повторить их по памяти.

5. Проговаривается и повторяется чистоговорка про дрофу:

Фа-фа-фа - Птица редкая дрофа. Фу-фу-фу- Не видали мы дрофу. Фы-фы-фы - Эта песня для дрофы. Фа-фа-фа - В гости к нам лети, дрофа!

6. Итоговые вопросы и задания:

- С каким звуком мы сегодня работали? - Назовите слова со звуком "Ф", которые ты запомнил?

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.