Организация методической работы учителя-логопеда
Организация методической работы учителя-логопеда
Составление учителем-логопедом плана методической работы.
Технология взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.
1. Составление учителем-логопедом плана методической работы
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от продуктивного взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов. Кроме того, учитель-логопед взаимодействует с логопедами дошкольных образовательных учреждений и поликлиник, родителями обучающихся, администрацией школы. Направления этого взаимодействия должны быть отражены в плане методической работы учителя-логопеда.
Диагностическая, коррекционная, просветительская, консультативная и экспертная работа учителя-логопеда обеспечивает реализацию комплексного подхода в преодолении речевых нарушений.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ |
Направления, виды работы |
Сроки выполнения |
1. |
Отбор материала для обследования устной и письменной речи учащихся. |
август |
2. |
Первичное обследование устной речи учащихся первых классов. |
1-7 сентября |
3. |
Обследование устной речи учащихся первых классов. Обследование письменной речи учащихся 2-4 классов. Комплектование групп, подгрупп. |
7-15 сентября |
4. |
Обследование письменной речи учащихся первых классов. |
декабрь |
5. |
Обследование письменной речи учащихся 1-4 классов. |
май |
2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1. |
Коррекция нарушений в развитии письменной речи учащихся. Проведение групповых занятий с учащимися 1-4 классов. |
в течение года |
2. |
Коррекция нарушений в развитии устной речи учащихся. Проведение индивидуальных занятий. |
в течение года |
3. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1. |
Групповое консультирование родителей учащихся 1-х классов, имеющих нарушения речи, зачисленных на школьный логопункт. |
сентябрь |
2. |
Индивидуальное консультирование родителей учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Посещение родителями индивидуальных занятий. |
в течение года |
3. |
Групповое и индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников. |
февраль, май |
4. |
Индивидуальное консультирование родителей учащихся с трудностями в обучении, направляемых на ПМПК. |
апрель |
5. |
Групповое и индивидуальное консультирование учителей начальных классов по вопросам обучения учащихся с речевыми нарушениями. |
в течение года |
6. |
Консультирование студентов дефектологического факультета на логопедической практике. |
февраль |
4. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1. |
Выступление на родительских собраниях в 1-4 классах по вопросам обучения и воспитания учащихся с речевыми нарушениями. |
в течение года |
2. |
Выступление на методических объединениях учителей начальных классов. |
в течение года |
3. |
Выступление на педагогических советах. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов. |
в течение года |
4. |
Выступление на методических объединениях учителей-логопедов. |
в течение года |
5. ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА
№ |
Направления, формы и методы работы |
Сроки выполнения |
1. |
Согласованная работа с медицинским работником школы, педагогом-психологом школы, логопедом детской поликлиники №. Заполнение медицинских карт учащихся по результатам обследования. |
в течение года |
2. |
Участие в ПМПк. Логопедическое обследование школьников, выявление особенностей речевого развития, формулирование логопедического заключения, разработка рекомендаций, сопровождение младших школьников с трудностями в обучении. |
в течение года |
2. Технология взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов
В последние годы в печати сообщается о децелерации, появившейся в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв. У первоклассников наблюдается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая моторика неадекватные эмоции и другие особенности. Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качественного образования.
Для повышения эффективности работы школьного логопеда необходимо установление тесной двусторонней связи с учителем начальных классов. И учитель, и логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Логопедическая работа в начальных классах условно делится на четыре этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этапов имеет своп цели, задачи и технологии достижения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.
I – организационный (1– 15 сентября).
Задачами этого этапа являются определение структуры и степени выраженности речевых дефектов у школьников, планирование соответствующей коррекционной работы.
В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены). Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).
Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.
В этот же период логопед знакомится с учебной программой начального образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.
Далее логопед приступает к планированию коррекционной работы, учитывая уровень программных требований по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Он стремится, чтобы содержание коррекционной логопедической работы имели преемственные связи с программой обучения (и первую очередь по русскому языку и чтению) в данном классе,
На этом же этапе планируются такие мероприятия, как:
совместное проведение родительских собраний;
участие логопеда в работе методического объединения учителей начальных классов;
консультации логопеда для учителей;
участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две-три недели учебного года.
II этап – коррекционный (15 сентября– 15 мая).
Задачи этапа заключаются в устранении речевых дефектов и развитии устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.
Длительность данного этана определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. На данном этапе взаимосвязь логопеда и педагога становится еще более тесной и содержательной. Логопед информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми и одновременно получает информацию об их успеваемости. Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.
Эффективность логопедических занятий повышается в случае, если логопед использует программный и дидактический материал, который изучается в класс, учитывает методы и приемы обучения родному языку, применяемые учителем.
На логопедических занятиях у школьников вырабатываются новые речевые навыки и умения, которые получают дальнейшее развитие в ходе учебного процесса. Так, например, у учителя есть прекрасная возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текста или заучивании стихотворений учитель напоминаем ребенку, какие звуки он должен произносить правильно. Логопед обязательно подсказывает учителю, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.
В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы.
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль за правильной речью детей, участвует в формировании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку формулировать ответы на уроках и opганизует речевое общение школьника со сверстниками
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено, поэтому логопед не дает задания сверх программного материала, не перегружает первоклассников различной дополнительной информацией. Автоматизация звуков у школьников проводится на учебном материале по русскому языку, чтению. Например, при автоматизации звука [р] на учебном материале логопед предлагает задания:
прочитать слова с буквой
составить предложения с этими словами и т. д.
Существенным в работе логопеда и учителя начальных классов является единство требований к ученику с речевыми дефектами. Для выработки такого единства помогают взаимоотношения уроков и логопедических занятий, анализ которых в нашем учебном заведении осуществляется с учетом следующих критериев:
учет структуры речевого дефекта и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника;
учет возрастных особенностей детей;
предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических речевых ошибок и оказание опережающей помощи дли их предупреждения;
осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
придание обучению воспитывающего характера;
всестороннее развитие личности учащегося.
В целях пропаганды логопедических занятии логопед проводит индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются методические, организационные вопросы, изучается передовой опыт.
По совместно составленному плану логопед принимает участие в работе:
а) методического объединения учителей начальных классов, где он выступает с докладами, проводит дискуссии па темы, представляющие интерес для педагогов;
б) педсоветов, на которых он выступает по запланированным вопросам (например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения по русскому языку и чтению),
в) психолого-медико-педагогического консилиума, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.
Помимо этого логопедом проводятся индивидуальные и групповые тематические консультации для родителей с целью оказания помощи детям с проблемами в развитии.
III этап– оценочный.
В завершение работы подводятся итоги, проводится анализ коррекционной и учебно-воспитательной работы, определяются перспективы дальнейшей деятельности.
В конце учебного года целесообразно проведение речевого утренника. На нем обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В целях повышения мотивации и создания ситуации успеха, в речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы (кроме начального).
Результатом описанного выше содружества учителя и логопеда является существенное повышение успеваемости и качества знаний школьников, имевших на начало учебною года речевые дефекты.
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды и учителя начальных классов.
Чтобы работа учителя начальных классов была более эффективной, целесообразно организовать совместную работу учителя и логопеда. Их взаимодействие проходит через взаимопосещение уроков и логопедических занятий, участие логопеда в методическом объединении учителей начальных классов, консультативную деятельность, выработку единых требований к речи детей, контроль учителя за правильностью речи учащихся. Направления во взаимной работе можно наглядно представить в следующей схеме.
Схема взаимодействия учителя и логопеда
Указанные направления в работе, такие как речевая зарядка, обогащение и развитие словаря, артикуляционная гимнастика, развитие темпа и ритма речи входят в раздел программы по обучению грамоте – «Развитие речи». Он предполагает выработку у учащихся определённых навыков, связанных с произносительной культурой речи. Это тон, сила и тембр голоса, ритм, темп речи, логическое ударение. Указанные компоненты выразительной стороны речи у первоклассника с нарушением интеллекта самостоятельно не появляются, и вырабатываются только благодаря специальному обучению.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. И в свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки. Таким образом, происходит интеграция коррекционно-логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.