УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №______
________________/________________________.
Годовой план работы
учителя-логопеда
Сафоновой Ирины Александровны
на 2017-2018 учебный год
Москва 2018
Работа логопеда осуществляется в рамках общегодовой программы работы дошкольного отделения и руководствуется ФГОС.
Концепция деятельности учителя-логопеда
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя –логопеда.
Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Задачи:
Развивать у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различные формах и видах детской деятельности.
Формировать у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.
Влиять на формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевого нарушения детей.
Информировать и консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии речи
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии по необходимости
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса
2. Организационный блок
Подготовка материалов для ППк с целью комплектования коррекционных занятий для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики
3.2. Статистический учет
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОП – планирование работы на год
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми
3.5. Ведение документации
4. Коррекционно–развивающая работа
Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.2. Проведение индивидуальных/групповых занятий, направленных на профилактику речевых нарушений
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам по вопросам формирование правильной речи.
6.2. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы.
6.3. Самообразование.
6.4. Участие в педсоветах.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета
7.2. Актуализация наглядного, лексического, игрового и учебного материала
8. Блок контроля
8.1. Подведение итогов работы за учебный год.
Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Мероприятия |
Сроки проведения |
Результат |
Организация учебно-развивающей среды |
||
1. Подготовка кабинета к новому учебному году. |
До 1 сентября |
Паспорт кабинета |
2. Подготовка раздаточного материала |
В течение года |
Дидактический материал (индивидуальный) |
3. Подготовка дидактического материала для логопедических занятий |
В течение года |
Демонстрационный материал |
Диагностико-аналитическая деятельность |
||
1. Итоговое обследование речи детей |
Май |
Журнал обследования речи |
2. Углубленное обследование речи детей, нуждающихся в логопедических занятиях |
В течение года |
Протоколы обследования |
3. Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия |
В течение года |
Речевые карты |
4. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи/ отчисление детей с логопедических занятий |
По графику ППк |
Список детей, зачисленных на логопедические занятия |
5. Составление расписания логопедических занятий |
С даты зачисления на ППк |
Расписание логопедических занятий |
6. Проведение мониторинга устной речи детей других групп |
В течение года, по запросу |
Протокол |
7. Оформление документации учителя-логопеда |
В течение года |
- речевая карта, индивидуальный план работы; -перспективный план подгрупповых занятий; - годовой план работы; -журнал учета посещаемости занятий; -отчет о работе за год (статистический и аналитический) |
Коррекционно- развивающая работа |
||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени |
С 15 сентября по 31 августа |
Журнал учета логокоррекционной работы |
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ |
В соответствии с ИОМ |
Журнал учета логокоррекционной работы |
Научно-методическая работа |
||
1. Участие в МО учителей-логопедов |
В течение года |
Посещение занятий коллег |
2. Участие в спец. семинарах, педсоветах. |
По плану |
Ознакомление с нововведениями в области логопедии и дефектологии |
3. Работа по теме самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» |
В течение года |
Самоанализ |
4. Проведение консультаций для педагогов: - «Развитие моторики у детей с ДЦП». - «Формирование лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста» «Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников» |
В течение года |
Журнал консультаций Протоколы (при групповой форме) |
Мастер-класс для педагогов: «Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по ССК» |
март |
Выступление, фотоотчет |
Проведение групповых родительских консультаций: «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» «Речевая готовность ребенка к школе». |
По плану учреждения |
Выступление, протоколы |
Проведение викторины «Буквоежка» |
апрель |
|
8. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса. |
По запросу в течение года |
Журнал учета консультаций |
Взаимосвязь со специалистами ГБОУ |
||
1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом |
В течение года |
Информация для индивидуальных речевых карт |
2. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речи детей |
В течение года |
Журнал консультаций |
3. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков |
В течение года |
Обмен опытом, самообразование |
4. Посещений занятий воспитателей, детских праздников с целью определения степени закрепленности исправленных речевых навыков |
В течение года |
Обмен опытом, самообразование |
5. Подготовка документации к ППк |
По запросу |
Логопедическое представление |
Наталья Подорожняя