Логопедическая разминка
Информация о буклете:
Название – «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА»
Аудитория – воспитатели детских садов, учителя начальных классов.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует раз-витию их мыслительной деятельности, усвоению программы, успешной социальной адаптации.
Повысить эффективность логопедической работы помогает система логопедических разминок, применяемая на занятиях в детском саду, а также на уроках в начальных классах для закрепления усвоенных на занятиях речевых навыков.
Логопедическая разминка может включать в себя:
артикуляционные упражнения;
игры на развитие физиологического и речевого дыхания;
игры на развитие силы и высоты голоса;
мимические упражнения;
задания с элементами самомассажа лица;
пальчиковые игры в сочетании с артикуляционными или голосовыми упражнениями;
упражнения, позволяющие активизировать слуховое внимание детей и на его основе развивать фонематический слух.
Педагоги, уделяющие должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Представляем очень интересный для детей способ - логопедическая разминка в веселых четверостишьях.
Артикуляционная гимнастика
Рыбка
Открыть рот как можно шире, затем быстро его закрыть. Повторить упражнения несколько раз подряд. Должен быть слышен хлопок воздуха.
Рыбка плавает, играет.
Рыбка ротик открывает.
Широко открывать рот и максимально высовывать язык изио рта.
Рыбка в ротике живёт.
Никогда не устаёт.
Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.
Очень любит чистоту
В домике своём – во рту.
Открывать и закрывать рот. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.
Двери шире открывает:
Воздух свежий запускает.
И пока всё убирает
Домик свой не запирает.
Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.
Кто же тут, а кто же там?
Она глядит по сторонам.
Уч.: - Кажется, начинается шторм!
«Шторм на море»: поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и опускать уголки губ, одновременно поднимая щёки.
Уч.: - Ребята, мимо нас проплывает чья-то лодочка.
«Лодочка»: рот открыт, язык высунуть лодочкой, губы то раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».
«Лодочка качается на волнах»: поставить указательные пальцы к уголкам губ, медленно поднимать и опускать уголки губ сначало с помощью пальцев, затем без их помощи.
Уч.: - Шторм прошёл. Теперь можно возвращаться домой.
Самомассаж лица «Дед Мороз»
Дед Мороз, Дед Мороз
Щиплет щёки (большим, указательным и средним пальцем слегка пощипать себя за щеки),
Щиплет нос (за нос),
Щиплет ушки (за уши),
Щиплет губки (за губы),
Забирается под шубы (спрятать руки под мышки).
Чтоб согреться – посмотри (потереть одну ладонь о другую).
Всё как следует потри:
Щёки (потереть ладонями щёки),
Носик (потереть ладонями нос),
Ушки (потереть ладонями уши),
Губы (потереть ладонями губы),
Пар пошёл даже от шубы (развести руки в стороны).
Самомассаж ладоней и дыхательное упражнение «Греем ручки» с произнесением звука [Х]
Быстро тереть одну о другую ладони, а затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком [Х].
Уч.: - Согрелись ручки?
Получив утвердительный ответ, продолжает рассказ:
Но погода ухудшается,
Тучи на небо надвигаются.
Подул холодный зимний ветер.
Учитель демонстрирует упражнеие «Ветерок»: поднести ладонь к губам, и, широко улыбнувшись, длительно произнести звук [C] (ладонь ощутит холодную струю воздуха).
Повторение ритмов
Если ребёнок с трудом проговаривает длинные слова — пропускает, не договаривает слоги, переставляет звуки и т. д., — стоит поупражнять его в повторении ритмов: «Дятел дерево долбит – эхо точно повторит». Взрослый отстукивает ритмы, а ребёнок повторяет (отхлопывает):
. ..|.. .|...|. ...|... .|.. ..|. .. .
Упражнения, позволяющие активизировать слуховое внимание детей и на его основе развивать фонематический слух
Игровое упражнение «Скажи, что ты слышишь»
Цель: развитие слухового внимания.
Учитель предлагает детям закрыть глаза, внима-тельно послушать и определить, какие звуки они услышали (звук комара, стук двери, шелест листьев за окном, сигнал машины).
«Будь внимательным»
Подними руку (флажок), если услышишь в слове нужный звук.
Отложи счётную палочку, если услышишь слово с нужным звуком.
Хлопни в ладоши, если услышишь в слове нужный звук.
Формирование звукопроизношения в единстве процессов восприятия и воспроизведения; выделение звука на слух и его произнесение
Игровые пражнения:
Произнеси нужный звук, если услышишь его в ряду других звуков.
Произнеси слог с нужным звуком, если услышишь его в ряду других слогов.
Назови картинку, в названии которой имеется соответствующий звук.
«Укрась дерево» игрушками-картинками и назови те из них, в названии которых есть нужный звук.
Отбери и назови картинки с изображением:
- овощей;
– фруктов;
– цветов;
– животных;
- одежды;
- игрушек;
- посуды.
Игра «Кто больше?» Назови предметы на сюжетной картинке, в названии которых есть нужный звук.
Дополни предложение словами, в которых есть нужный звук, опираясь на картинки (Мама посадила на грядке (свёклу, лук, репу)).
Рассмотри картинки, назови их, определи с какого звука начинается (заканчивается) их название.
Подбери слова, которые начинаются (заканчиваются) с нужного звука:
- с ударного гласного;
- с согласного.
Игра «Лото». Назови и закрой карточкой ту картинку, название которой начинается (заканчивается) с нужного звука.
11. Игра «Цепочка». Определи последний звук в названном слове и подбери своё слово, начинающееся с этого звука и т.д., состовляя цепочку слов.
12. Игра «Чудесный мешочек». Возьми из мешочка предметную картинку, определи и назови месторасположение звука.