Логопедический квест «На помощь зебре мы спешим — полоски отыскать хотим»
Программное содержание:
Коррекционно – образовательные задачи:
- уточнить и активизировать словарь по теме «животные африки»;
- сформировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в животном мире (полоски помогают зебре быть незаметной для хищников);
- совершенствовать навыки употребления форм единственного числа
существительных мужского и женского рода в косвенных падежах с предлогами в, на, из, с, за, из-за, около, через, между, над, под;
- упражнять в употреблении притяжательных прилагательных,
образованных с помощью суффиксов -ин-, -и-.
- совершенствовать грамматический строй речи (закрепить умение согласовывать существительные с числительными).
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать пространственные представления (умение детей определять пространственное расположение предметов относительно друг друга);
- развивать речевой слух, фонематическое восприятие;
- формировать динамическую организацию двигательного акта: координацию, переключаемость движений;
- совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память;
- совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.
Воспитательные задачи:
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помощь персонажу, выразить своё отношение к наблюдаемому явлению;
- совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;
Индивидуальная работа: активизировать речь менее активных детей, оказать помощь при составлении предложений с предлогами, воспитывать волевые качества (умение дослушать до конца ответ сверстника).
Материалы и оборудование:
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, CD-диск Е.Железнова «У жирафа пятна»
Демонстрационный материал – глобус, стойки с изображениями животных Африки (слон, носорог, обезьяна, зебра), коробка «Обезьяна»
Раздаточный материал – индивидуальные карточки с изображениями животных (животные Африки, наших лесов, Севера), индивидуальные карточки с изображением зебры, фонари на каждого ребенка, широкие резинки с нанесенными силуэтами животными на каждого ребенка.
Методические приемы по ходу занятия:
1.Вводная часть
- организационный момент: художественное слово
- проблемные вопросы к детям
- мотивация деятельности
- вхождение в тему
2. Основная часть
- активизация познавательной деятельности: «Но на какую же станцию нам отправиться в первую очередь? Послушайте звуки животных и определите первую станцию»
- Упражнение «Отыщи животных Африки и сосчитай их»
- индивидуальные вопросы к детям
- активизация мыслительной деятельности: Подходят ли полоски зебре?
- Упражнение «Прятки животных» (мультимедийная презентация)
- актуализация знаний (определение лишнего слова)
- зрительная гимнастика
- активизация мыслительной деятельности: Подходят ли пятна зебре?
- Логоритмическое упражнение с музыкальным сопровождением «У жирафов пятна-пятна».
- активизация мыслительной деятельности: Послушайте загадку и догадайтесь, на какую станцию мы отправимся.
- художественное слово
-образец словообразования (обезьяна-обезьянище)
- Упражнение «Большой - огромный»
- активизация мыслительной деятельности: Чьи это складки?
- организация поисковой деятельности (использование фонарика)
3.Заключительная часть
- рефлексия, вопросы к детям
Ход занятия:
1. Вводная часть
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня в саванне случилась загвоздка.
У зебры в саванне пропали полоски.
- Коля, как ты думаешь, сможет ли зебра выжить в саванне без полосок? А ты как думаешь, Катя? (ответы детей)
- Действительно, полоски помогают зебре быть незаметной для хищников. Чем мы можем помочь зебре? (ответы детей)
- Предлагаю отправиться на поиски полосок. (Педагог вносит глобус с изображениями животных на разных материках).
- На каком материке мы будем искать полоски? (педагог и дети вращают глобус, ищут, дети обращают внимание на изображение животных и находят Африку).
- Верно, это Африка - самый жаркий материк, и именно там обитают зебры.
(Педагог раскручивает глобус, звучит музыка).
- Волшебный глобус я кручу
Попасть с детьми в Африку хочу.
2.Основная часть
- Вот мы и в Африке. Посмотрите, сколько перед нами станций! Чтобы отыскать полоски для зебры, нам необходимо выполнить задания на каждой из них. Но на какую же станцию нам отправиться в первую очередь? (ответы детей)
- Послушайте звуки животных и определите первую станцию (звуки животных - слон). Первая станция – СЛОН , займите места на станции (дети переходят к станции «слон»).
Станция 1. «Слон»
- Упражнение «Отыщи животных Африки и сосчитай их»
- Ребята, перед вами карты с изображением животных, ваша задача – найти всех слонов, обвести их и посчитать. Впишите цифру, обозначающую их количество. (Дети выполняют задание)
Вопросы к детям (индивидуальные):
- Сколько слонов ты нашел? (Я нашел пять слонов)
- Между какими животными находится слон? (Слон находится между зеброй и жирафом)
- Какое животное изображено над слоном?
- Какое животное изображено под слоном?
- Вот мы и справились с заданием и получаем полоски. (Педагог подходит к указателю и обращает внимание на табличку с изображением тигриных полосок).
- Подходят ли эти полоски зебре? Миша, чьи это полоски? (полоски тигра). Правильно, полоски тигра - чьи полоски? (тигриные).
- Полоски для зебры мы не нашли и отправляемся к следующей станции. Название станции начинается с последнего звука в слове СЛОН.
Станция 2. «Носорог»
- Упражнение «Прятки животных» (на экране)
- Посмотрите на экран, где спрятался носорог? (ответы детей) Каких животных вы еще заметили? Начните со слов «Я заметил…» (дети перечисляют животных)
Вопросы к детям (индивидуальные):
- Где притаился тигр? – Тигр притаился за кустом.
- Где сидит попугай? – попугай сидит на дереве.
- Около чего находится обезьяна? – Обезьяна находится около кактуса.
- Где спрятался белый медведь? – Белый медведь спрятался за камнями.
- Что изменилось на картинке?
- Носорог вышел из воды.
- Тигр выпрыгнул из-за куста.
- Попугай слетел с дерева.
- Обезьяна перепрыгнула через кактус.
- Молодцы, ребята! А заметили ли вы, что одно животное на картинке лишнее? (белый медведь). Почему? (ответы детей, белый медведь исчезает с картинки).
- Гимнастика для глаз
- А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Глаза дружно открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать!
- Посмотрите отдохнувшими глазами на картинку на указателе.
- Ой, а это не полоски, это пятна. Ребята, подойдут ли они зебре? А чьи это пятна? (жирафьи пятна). Предлагаю показать, где же у жирафа находятся пятна! Встаньте свободнее на ковре.
- Логоритмическое упражнение с музыкальным сопровождением «У жирафов пятна-пятна».
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
- И мы отправляемся дальше на поиски полосок. Послушайте загадку и догадайтесь, на какую станцию мы отправимся. Будьте внимательнее.
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает … (корова) обезьяна
- Правильно, следующая станция – ОБЕЗЬЯНА.
Станция 3. «Обезьяна»
- Упражнение «Большой - огромный»
- Обезьян очень много,
Обезьяны все разные.
Шимпанзе, например,
Человекообразные.
А бывают обезьяны,
Вот та-а-акие великаны! (педагог растягивает резинку с изображением обезьяны)
И это уже не обезьяна, а обезьянище!
В коробку руку опусти,
Волшебное животное отыщи!
- Петя, какое у тебя животное? Картинку потяни, огромное животное назови!
Жираф – жирафище
Страус - страусище
Крокодил – крокодилище
Обезьяна – обезьянище
Слон – слонище
Бегемот – бегемотище
Индивидуальные вопросы к детям:
- Где нашел картинку? Откуда картинку достал?
- Молодцы, ребята, настоящие волшебники! Вот мы и справились с заданием и получаем полоски. (Педагог подходит к указателю и обращает внимание на табличку с изображением слоновьих складок).
- Ой, а это не полоски вовсе, это складки. Чьи это складки, Илюша? (складки слона). Правильно, слоновьи складки. Маша, чьи это складки?
- И осталась у нас, ребята, последняя станция. На какой станции мы еще не были? (ответы детей). Да, следующая станция - ЗЕБРА.
Станция 4. «Зебра»
Педагог подходит к указателю и обращает внимание на табличку с изображением зебриных полосок.
- А вот еще полоски. Подходят ли они зебре? Полоски зебры чьи? (зебриные полоски)
- Вот и нашли мы полоски зебриные! А появились ли они на зебре? (ответы детей). Нет, не появились. Что-то здесь не так, посмотрите еще раз на указатель, может, заметите подсказку. (Дети находят изображение фонарика на полосках зебры)
- Ребята, у меня есть фонарики для каждого из вас. Садитесь удобнее на ковер и попробуйте с помощью фонарика отыскать полоски на зебре (дети рассаживаются на ковер и с помощью фонариков находят полоски на картинке).
- Попробуйте посветить на картинку сверху, а теперь снизу. Кто нашел полоски?
- Вот и отыскали мы полоски для зебры! Теперь она сможет стать незаметной для хищников. А нам пора возвращаться в детский сад. Возьмите картинки с собой, чтобы рассказать друзьям о своих приключениях. (Педагог с детьми подходит к глобусу)
3. Заключительная часть
- Волшебный глобус я кручу
В детский сад попасть хочу.
Педагог продолжает вращать глобус и подводит итог занятия
- Ребята, на каком материке мы искали полоски для зебры? (в Африке).
- Каких еще животных вы повстречали в Африке?
- Чем особенным запомнится вам наше путешествие? (ответы детей).