Логопедический квест «Весне на помощь»

2
0
Материал опубликован 10 October 2020

Логопедический квест «Весне на помощь»







Автор: Лисина Анна Николаевна

(Ф. И. О. полностью)

учитель-логопед (должность)


























«Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее».

Цицерон

Современный русский язык постоянно пополняется словами, пришедшими из других языков. Многие из них стали для нас привычными и общеупотребительными. Современные дошкольники к 5 годам должны овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, правильно строить свои высказывания с учетом новых для них малознакомы и малопонятны появившихся слов. К сожалению, с каждым годом появляется все больше детей с нарушением речи – «плохо говорящие дети». И эта категория детей не всегда могут использовать эти слова в своей речи, для них они трудновоспроизводимы. Поэтому обучение и развитие детей с нарушениями речи для меня на сегодняшний день является одной из ведущих проблем в дошкольной педагогике. Плохо говорящие дети, понимая свои проблемы, чаще всего замыкаются, некоторые становятся агрессивными, кто – то общается только с теми, кто хоть как - то понимает их речь. Для меня, как для учителя – логопеда, важно осуществлять коррекционно – образовательную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием современных приемов и методов обучения образовательной программы дошкольного образования на родном языке.

Я работаю в детском саду компенсирующего вида с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Предложенная дидактическая разработка логопедического конспекта итогового занятия по развитию речи для детей с 6 до 7 лет, разработана на основе положений ФГОС дошкольного образования. В.И.Селиверстов: «При любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который ярко бросается в глаза»; «…каждое занятие помимо отработки самой техники речи должно быть ориентировано на развитие коммуникативных возможностей ребенка…». Для формирования коммуникативных навыков я использую различные логопедические игры и упражнения. Особенно эффективно и интересно для детей с тяжелыми нарушениями речи занятия в виде квест-игры с использованием информационно – коммуникативных технологий. Предлагаемое задание стимулирует познавательную активность, развивает регулятивные функции, тактильные ощущения, а так же умение ориентироваться в различных схемах. Подобранный комплекс заданий, направлен на реализацию игровых приемов, что позволяет качественно и эффективно развивать языковые возможности детей, обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова родного языка в самостоятельной речи. Данные ИКТ позволяют привнести эффект наглядности, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и дошкольников. Преимущества использования мультимедийных презентаций: компактность, доступности, эмоциональная привлекательность, мобильность.

В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие цели таких областей как «Познавательное развитие», «Речевое», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: создание среды, способствующей обогащению, закреплению и активизации словарного запаса в самостоятельной речи на родном языке,

для преодоления речевых нарушений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: уточнять и расширять словарь русского языка по теме «Весна»; закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Коррекционно – развивающие: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, координацию речи с движением, мышление;

Коррекционно – воспитательная: формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, интерес к новым знаниям, доброжелательного отношения друг к другу.

Старший дошкольный возраст, по мнению современных физиологов и психологов является наиболее благоприятным для активного развития речи на родном языке. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования на родном языке. Именно поэтому я постаралась подобрать и систематизировать разнообразный и увлекательный материал в данной методической разработке.



Оборудование: мультимедийной оборудование, снежный ком, разрезные картинки (солнце, сосулька, снег, лед, ручей, перелетные птицы), листы бумаги (схематичные изображения: ручей, облако, лужа, лист, цветок, солнце, дерево) и карандаши, весенняя веточка.



Вводная часть:

Логопед: Здравствуйте ребята, каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появление (слайд №2 изображение солнца). Давайте представим, что наши руки это лучики солнышка, поднимаем их вверх, пальцы в сторону. У солнца много лучей, которые радуют всех своим светом, и согревают. От солнечного света начинает таить снег и к нам приходит… какое время года?

Дети: отвечают – весна (слайд №3 сюжетная картина весны).

Логопед: Правильно, а по каким приметам вы догадались, что наступила весна?

Дети: перечисляют приметы весны.

Логопед: Верно, молодцы. У весны есть три месяца, что это за месяца?

Основная часть.

Логопед: Нашей красавице – весне (слайд №4 картин портрет весны) все рады: и люди, и животные, и птицы, но зима с нами не хочет прощаться и замела нашу весну (слайд № 5 снегопад), оставив нам только снежный ком. Мы пойдем весну выручать?

Дети: Да!

Логопед: для этого нам нужно выполнить задания. Вы готовы?

Д/игра со снежным комом «Скажи со словом ВЕСЕННИЙ»

Логопед: снежок поймай – слова весенние называй.

Весенний – день, луч, лес, цветок

Весенняя – погода, одежда, лужа, капель

Весеннее – небо, настроение, солнце

Логопед: Ребята посмотрите, куда направил нас снежок. В шкатулке изображение ваших рабочих столов проходите к ним, и там мы увидим следующее задание.

Д/игра «Собери картинку»

Логопед: Садитесь за столы – нужно собрать разрезную картинку. (Дети собирают картинки и комментируют свои действия с этой картинкой)

Дети: У меня солнце – оно греет.

У меня сосулька она тает.

У меня ручей он бежит.

У меня перелетные птицы они возвращаются с теплых краев.

У меня снег он тает.

Физкультминутка.

Дети стоят в круге, повернувшись лицом в круг. Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

Нас согрей скорей, весна, плавно поднять руки вверх

Пробуди всех ото сна. делают приглашающий жест

Уходи скорей, зима, ритмично поочередно

. выбрасывают вперед от груди

. руки с раскрытыми ладонями, . направленными от себя.

Уноси морозы,

Забирай с собой снега

И сосулек слезы.

Логопед: Вот мы и порадовались весне. Слышите даже дятел шлет всем птицам телеграммы, (слайд № 6 изображение дятел на дереве со звуковым сопровождением), чтобы они скорее к нам возвращались. Вот и для вас он приготовил телеграммы. Их вы найдете на своих местах.

Д/игра «Назови ласково» (игра с элементами рисования) – У вас на листе справа нарисована картинка назовите ее (дети по цепочке называют свое изображение), а вам нужно нарисовать такой же предмет, но меньшего размера и назвать его ласково.

Дети: У меня ручей – ручеек.

У меня облако – облачко.

У меня дерево – деревце.

У меня лист – листочек.

У меня цветок – цветочек.

У меня солнце – солнышко.

У меня лужа – лужица.

Логопед: Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием! Но вот не задача, зима еще не хочет уходить, ей понравилось как вы рисовали и она тоже изобразила весну (слайд № 7 путаница «весна»). Ребята мне кажется, что что-то не так! Все ли правильно изобразила зима?

Дети находят ошибки.

Логопед: Ну, вот зима расстроилась, что у нее не получилось правильно нарисовать. Поэтому она решила уйти и потренироваться до следующего своего времени, а пока отпускает весну к нам! Ура!

Логопед: (слайд № 8 Изображение весны) Посмотрите как весна рада, что вы её освободили, она тоже хочет поиграть с вами (слайд №9 весенняя веточка).

Д/игра «Скажи правильно» Дети передают весеннюю веточку и отвечают на вопрос, изменяя словосочетание: РАННЯЯ ВЕСНА.

ЧТО? – Ранняя весна

Ждем прихода ЧЕГО? – ранней весны

Подготовится К ЧЕМУ? – к ранней весне

Ожидать ЧЕГО? – раннюю весну

Наслаждаться ЧЕМ? – ранней весной

Мечтать О ЧЕМ? – о ранней весне.

Итог занятия.

Логопед: Спасибо, вы помогли весне, освободили ее из снежного плена. Какая игра вам понравилась больше всего?





Список использованной и рекомендуемой литературы:

- С.И.Карпова, В.В,Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет», Санкт-Петербург – Москва, 2013

- Дербина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа. Игровые занятия с детьми 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2016.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.