Логопедический лэпбук для детей дошкольного возраста «Осенние истории»
Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста.
Данное пособие направленно на автоматизацию и дифференциацию звуков [С, З, Ц, Л, Ль] от этапа изолированных звуков до введения их в связную речь, совершенствование фонематических процессов, развитие грамматической стороны речи, на расширение лексического запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Приметы осени», «Осенняя одежда», «Дикие животные осенью», «Труд людей осенью», на развитие связной речи.
Включает в себя 16 игр и игровых упражнений:
Игровое упражнение «Осенние листья».
Цель: автоматизация изолированного звука [С].
Инструкция для ребёнка: «Помоги одному осеннему листочку встретиться с другим. Проводи пальчиком по дорожке, свисти вместе с ветерком : с-с-с…».
Игра «Ёжик и осенние листья»
Цель: научить ребенка длительному и целенаправленному выдоху, учить образовывать относительные прилагательные, развитие зрительного восприятия.
Инструкция для ребёнка: «Пока ёжик спал, подул сильный ветер, который сорвал листья с деревьев и засыпал ими ёжика. Помоги ёжику выбраться из-под листьев – сильно подуй на них, чтобы они разлетелись в разные стороны. А теперь собери листочки и назови, с каких они деревьев».
Игра «Бабушкино варенье»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных, закреплять в речи поставленные звуки, расширять словарный запас, развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику рук ребенка.
Инструкция для ребёнка: Взрослый просит ребенка посмотреть на этикетку и рассказать, какое варенье сварила бабушка.
Игра «Что делает белка»?
Цель: упражнять в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширять словарный запас, развивать внимание, закреплять в речи поставленные звуки, расширять словарный запас.
Инструкция для ребёнка: «Посмотри на картинки и расскажи, что делает белка».
Игра «Грибы»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [С, З, Л], совершенствовать навык элементарного звукового анализа, развить мелкую моторику рук ребенка.
Инструкция для ребёнка: Взрослый предлагает ребенку определить в какую корзинку, какие грибы он будет собирать.
Игра «Желуди»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [Л, ЛЬ], закреплять умения определять позицию звука в слове, совершенствовать навык элементарного звукового анализа, развить фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, навык самоконтроля, развить мелкую моторику рук ребенка.
Инструкция для ребёнка: Мама белка и бельчонок делают на зиму запасы. Белка собирает желуди с картинками на звук [Л], а бельчонок на звук [ЛЬ]. Помоги им подготовиться к зиме. А теперь все желуди нужно сложить в разные дупла деревьев в зависимости от нахождения звука [Л] в словах.
Игра «Где белка?»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными, закрепление в речи поставленных звуков, развитие связной речи, расширять словарный запас.
Инструкция для ребёнка: Расскажи, где прячется белка.
Игра «Собираем урожай»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [Л, ЛЬ, Р, РЬ], совершенствовать навык элементарного звукового анализа, дифференцировать понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», развить мелкую моторику рук ребенка, упражнять в согласовании прилагательных «круглый», «треугольный», «овальный» с существительными, расширять словарный запас.
Инструкция для ребёнка: Помоги гномикам собрать урожай. Варианты заданий:
а) разделить урожай на «овощи», «фрукты», «ягоды»;
б) назови, что может быть «круглым», «треугольным», «овальным»;
в) распредели урожай по грузовикам в зависимости от места звука в слове.
Игра «Тыквы»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [С, З], совершенствовать навык элементарного звукового анализа, развить мелкую моторику рук ребенка.
Инструкция для ребёнка: Помоги фермеру разложить собранный урожай по ящикам. В ящик с буквой С помести тыквы с картинками на звук [С], В ящик с буквой З - тыквы с картинками на звук [З].
Игра «Отгадай, с какого дерева лист»
Цель: учить образование относительных прилагательных, закрепление в речи поставленных звуков, расширять словарный запас.
Инструкция для ребёнка: Расскажи, какому дереву принадлежит каждый листик.
Игровое упражнение «Посчитай урожай»
Цель: закреплять предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными, закрепление в речи поставленных звуков.
Чистоговорки
Цель: формировать у детей четкую и правильную речь, автоматизировать поставленные звуки во фразах.
Сюжетные картинки для составления рассказа
Цель: развитие связной речи, расширять словарный запас .
Инструкция для ребёнка: Составь рассказ по картинке на тему «Осень в лесу», «Собираем урожай».
Эмоции и чувства
Цель: Развивать мускулатуру лица, эмоционально – выразительные движения, мимику, расширять словарный запас.
Игра «Осенняя одежда»
Цель: образование относительных прилагательных, закрепление в речи поставленных звуков, расширять словарный запас.
Пазлы «Белочка».
Представляет собой развивающую игру-головоломку, направленную на сбор (складывание) фрагментов в одно целое изображение
Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления детей, воображения и памяти ребенка.
В своей работе я использую лэпбуки во время коррекционно-развивающих занятий. Как на индивидуальных , так и подгрупповых занятиях. С его помощью я решаю задачи по коррекции звукопроизношения, совершенствованию фонетико-фонематических процессов, формированию лексико - грамматических категорий, развитию связной речи и развитию мелкой моторики, формированию психологической базы речи. А также даю возможность детям использовать лэпбук в свободной самостоятельной деятельности для автоматизации поставленных звуков и закрепления пройденного материала.
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!
Пшеничнова Ирина Александровна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Янакова Ольга Александровна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Дементьева Ирина Михайловна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Родионова Татьяна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Янакова Ольга Александровна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Янакова Ольга Александровна
Ирина Анатольевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Карине Рафаеловна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Сафронова Елена Леонидовна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Шабанова Алёна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Бабченкова Оксана Алексеевна